Шарипова Надежда Михайловна
Формирование моторных и речевых навыков посредством пальчиковых игр у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития моторики у детей с недоразвитием речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики.
Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Моторная недостаточность у детей с общим недоразвитием речи выявляется в сглаженной, стертой форме. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены, многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. Дети с общим недоразвитием речи имеют неуверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения, синкинезии. Работа по развитию моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи:
Публикация «Формирование моторных и речевых навыков посредством пальчиковых игр у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка;
• во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы : лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим принято условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.
У ряда детей отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления.
Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослаблённостью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).
И. М. Сеченов и И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что, речь, - это, прежде всего мышечные ощущения которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук.
Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности.
Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Нарушения общей моторики, артикуляционной, мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.
Основной целью моей работы является формирование моторных и речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
При формировании моторики у детей с общим недоразвитием речи использую различные методы и приемы, виды игр
Для того чтобы коррекционная работа была успешной, мной была создана полноценная предметно - развивающая среда, которая предусматривает наличие пособий, оборудования и инвентаря, способствующих формированию моторики у детей дошкольного возраста.
Чтобы снять напряжение или переключить детей с одного вида деятельности на другой включаю небольшие паузы для проведения пальчиковых игр, использую стихотворные тексты, согласованные с изучаемой лексической темой и сопряженные с движениями пальцев рук. Тем самым я вовлекаю ребенка в активный процесс, создаю соответствующий эмоциональный настрой, вызываю живой интерес, положительное отношение к занятиям. Для этого я использую игру, как основную деятельность детей, а, следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий.
Очень важной частью коррекционной работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма.
Я использую игры, которые требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
В начале обучения я провожу игры, в которых дети выполняют упражнения с легкими движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочередно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнения обязательно сопровождаются чтением стихов. Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочередно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.
Для совершенствования тонких движений пальцев рук, с детьми я провожу различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.
Для развития ручного праксиса использую такие упражнения, как, перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок; отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации; рисование и штриховка карандашами (фломастеры не рекомендуются).
Несформированность мелкой моторики проявляется в виде плохой координации при выполнении движений, их недостаточной точности и ловкости (неуклюжести, в выраженных затруднениях при выполнении упражнений по показу или словесной инструкции.
Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Очевидно, что решение проблемы возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ. Поэтому мной был составлен и разработан «План взаимодействия специалистов ДОУ по формированию моторики у детей с общим недоразвитием речи»
СЕНТЯБРЬ
НЕДЕЛЯ ТЕМА СОДЕРЖАНИЕ
1 Обследование
2 ОВОЩИ Мы пришли в огород, (сжимать и разжимать
пальцы на обеих руках)
Что тут только не растет:(хлопнуть в ладони,
развести руки в стороны)
Тыква, репка и чеснок, (поочередно сгибать
Лук, капуста, кабачок,пальцы сначала правой,
Помидор и огурец. потом левой руки)
Вот хозяин – молодец (сжать кулаки, поднять
большие пальцы вверх)
3 ФРУКТЫ
Раз, два, три, четыре, пять –(сжимать и
разжимать кулаки)
Будем фрукты собирать. (имитировать сбор
фруктов)
На деревьях мандарины (изображают дерево)
Сливы, груши, апельсины (Послед-но соединяют
Киви, яблоки, гранат, - пальцы правой руки с
большим, а потом на левой)
Ах, какой чудесный сад! (хлопнуть в ладоши,
сжать кулаки, поднять большие
пальцы вверх)
4 ГРИБЫ, ЯГОДЫ Мы сегодня рано встали (сжимать и разжимать
пальцы на обеих руках)
За грибами в лес пошли. (сжать кулаки, делать
шагающие движения указательным
и средним пальцами)
Грузди, рыжики, волнушки (из рук имитируют
грибы: кулачок – ножка,
ладонь – шляпка)
В кузовочке принесли. (соединить пальцы рук
и округлив изображают корзинку)
ОКТЯБРЬ
НЕДЕЛЯ ТЕМА СОДЕРЖАНИЕ
1 ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ? Муку в тесто замесили (Сжимаем и разжимаем
А из теста мы слепили:кулачки, имитация лепки,
Пирожки и плюшки,из кулачка разгибаем
Сдобные ватрушки пальцы поочередно,
Булочки и калачи –начиная с мизинца.)
Все мы испечем в печи. (Хлопок, ладони вверх.)
Будет очень вкусно! (Гладим по животику.)
2 ОСЕНЬ Если листья пожелтели (сжимать и разжимать
кисти рук)
Дождь холодный моросит (легкие колебательные
движения пальцами)
Птицы к югу полетели, (переплести большие
пальцы – «птичка», другие
совершают колебательные
движения – «крылья»
Значит, осень к нам спешит. (Хлопнуть в ладоши,
вытянуть руки вперед
ладошками вверх)
3 Раз, два, три, четыре, пять –(сжимать и
разжимать кулачки)
Насекомых надо знать: (соединять пальцы рук с
большими последовательно)
Муха, бабочка, пчела (сгибать пальцы рук правой
Муравей, комар, оса,руки, потом левой
Шмель, кузнечик и сверчок,поочередно, начиная
В паутине паучок. с большого)
4 ПЕРЕЛЕТ-НЫЕ
ПТИЦЫ Снова осень наступила (касаться стола пальцами
правой руки, начиная с большого)
И до следующей весны (касаться стола пальцами
левой руки, начиная с большого)
В птичьих стаях улетают (из пальцев рук делают
«птичку»)
Ласточки, скворцы, грачи (соединяют поочередно
Лебеди и журавли. одноименные пальцы рук)
НОЯБРЬ
НЕДЕЛЯ ТЕМА СОДЕРЖАНИЕ
1 ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ Вдалеке стоит забор (Правая рука ладонью вниз,
левая - сжата в кулачок.
Окружая птичий двор. Менять положение рук.)
Там галдеж и суета (Ударять правым кулачком по
по левой ладони, а затем
Начинаются с утра:менять положение рук.)
Кукарекают, гогочут, (Соединятьуказательные и
средниепальцы обеих рук с большими.)
Громко крякают, болбочут (Соединять
безымянные, мизинцы обеих рук большими.)
Гуси, утки, индюки (Соединять одноименные
Куры все и петухи. пальцы обеих рук, начиная
с больших.)
2 ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Я в деревне отдыхаю ( На столе: разводить и
Вам животных называю:соединять пальцы рук.)
Кролик, лошадь и коза, (Поочередно поднимать
Кот, корова и свинья,пальцы правой, потом
А еще баран с овцой,левой рук.)
Да верный пес – помощник мой (Изображают
собаку из пальцев рук.)
3 ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ Дикие животные (Последовательно соединять
Есть у нас в лесу:пальцы правой руки с
Здесь ты можешь встретитьбольшим, потом
Зайца и лису, также левой руки.)
Белку и медведя (Последовательно соединять
Волка, кабана –одноименные пальцы
Прячет всех надежно обеих рук.)
Лесная тишина.
4 ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН И СЕВЕРА Если в жаркую страну (Сжимать и разжимать
Я случайно попаду, кулачки.)
То увижу там шакала, (Из пальцев делают бинокль)
Кенгуру, гиппопотама, (Поочередно раскрывают
Обезьяну, тигра, льва,пальцы правой руки,
Крокодила и слона. потом левой.)
Хорошо живется им – (Хлопнуть в ладоши,
Не бывает снежных зим. развести руки в стороны)
ДЕКАБРЬ
НЕДЕЛЯ ТЕМА СОДЕРЖАНИЕ
1 ЗИМУШКА-
ЗИМА
Ветер холодный пригнал облака (Изображают
И затянуло все небо с утра. ветер, соединяют
Лужи замерзли,пальцы правой руки
Притихла земля,потом левойс большими.)
Пошел первый снег – (Изображают снегопад,
Наступила зима! перебирая пальцами в воздухе)
2 ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Зимовать у нас остались ( На столе: разводить и
Дятлы, совы, воробьи,сводить пальцы, послед-но
Галки, голуби, синицы…приподнимать пальцы.)
Прилетели снегири. (Изобразить из пальцев птицу,
совершать колебательные движения «крыльев».)
3 ИГРУШКИ:
старинные, современ -
ные,
новогодние
Раз, два, три, четыре, пять –(Соединять одноимен.
пальцы рук, начиная с больших.)
Будем елку украшать: («Елка» - переплести пальцы)
Бусы, шарики, игрушки (Сгибать пальцы правой,
Дождик, звездочки, хлопушки, потом левой рук.)
Ель в сиянии огней – (Пальцы сложить в «щепоть»
раскрывать и закрывать их.)
Можно приглашать гостей (Хлопнуть, вытянуть
руки вперед, ладонями вверх.)
4 НОВЫЙ ГОД, ЧАСЫ,
КАЛЕНДАРЬ
В зале елка появилась(«Елка»-переплести пальцы)
Вся огнями засветилась (Пальцы сложить в щепоть
раскрывать и закрывать их.)
Скоро Дед Мороз придет, (Ритмичное касание
Всем подарки принесет. одноименных пальцев
обеих рук.)
ЯНВАРЬ
НЕДЕЛЯ ТЕМА СОДЕРЖАНИЕ
1 КАНИКУЛЫ
2 ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ Раз, два, три, четыре, пять, (Сгибаем пальцы рук
Выпал снег, идем гулять. (Изображают снегопад)
Ты нас, мама, не ищи (Касание одноименных
Горку строить будем мы:пальцев рук, изобразить
Горку не простую, горку: одна рука вертикальна,
Горку ледяную. другая – под наклоном,
меняем положение рук наоборот.)
Будем очень мы стараться (Большие пальцы вверх.)
Чтоб потом на ней кататься. (Правая ладонь
скатывается тыльной стороной
с левой руки, потом наоборот.)
3 ОДЕЖДА, ОБУВЬ,
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ Раз, два, три, четыре, пять - (Последовательно
соединяем одноименные пальцы обеих рук)
Будем вещи мы стирать:(трем кулачками)
Платье, брюки и носочки (Послед-но соединяем
Юбку, кофточку, колготки. пальцы правой руки с
Шарф и шапку не забудем,большим, потом левой)
Их стирать мы тоже будем. (Трем кулачками)
4 ЧЕЛОВЕК, ЧАСТИ ТЕЛА,
ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимать и разжимать
кулачки)
Буду с мамой рисовать. ( Имитируем рисование:
Вот головка, вот животик,круги, линии, точки,
Ножки, ручки, глазки, ротикколечки)
И прическа из колечек (Развести руки в стороны,
Получился человечек. Поднять большие пальцы
вверх)
ФЕВРАЛЬ
НЕДЕЛЯ ТЕМА СОДЕРЖАНИЕ
1 ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ
Рядом с нами за углом, (Руки сжаты в кулаки,
Дружно строят новый дом: разжимать пальцы
правой руки, начиная с мизинца, потом левой)
Каменщик, маляр, электрик, (последовательно
соединяем с большим)
Сварщик, плотник и сантехник.
2 ИНСТРУМЕНТЫ
Молоток, рубанок, шило (Послед-но соединяют
Пассатижи и пилу – одноименные пальцы)
Вот бы мама мне купила… (Разъединяют пальцы,
начиная с мизинцев)
Все я в доме починю. (Постучать кулачком
правой руки о кулачок левой и наоборот)
3 ДЕНЬ ЗАЩИТНИКОВ ОТЕЧЕСТВА
Праздник защитников (Соединить пальцы
Родины нашейправой руки с большим)
Будет страна (Соединить пальцы левой
В этот день отмечать,руки с большим)
Хочется воинам (Одновременно соединять
Смелым, отважнымпальцы обеих рук с
Мирного неба в стране пожелать. большими)
4 СЕМЬЯ
Раз, два, три, четыре, пять –(сжимать и
Начинаю я считать. разжимать кулаки
Папа – раз, а мама – два (сгибать пальцы
Три – сестра, четыре – я. последовательно)
Деда с бабой не забуду (сжимать, разжимать
Пять и шесть – считать я буду. кулаки)
Как я рад (рада, что у меня (соединить руки в
Очень дружная семья. рукопожитии)
МАРТ
НЕДЕЛЯ ТЕМА СОДЕРЖАНИЕ
1 МАМИН ДЕНЬ Март. Еще стоят мороз, (Сжимать и
разжимать кулачки)
Но весна не за горами. (разгибать послед-но
Я пушистую мимозупальцы обеих рук)
Подарю сегодня маме. (изображают цветок)
2 ВЕСНА. АТМОСФЕРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ Звенит капель, журчат ручьи (Соединить все
пальцы с большим, пальцы бегут по столу.)
И солнце пригревает (делают из пальцев – круг)
К нам возвращаются грачи (сделать птичку,
колебательные движения «крыльев»)
И снег повсюду тает.
3 РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ВЕСНОЙ Снова солнце в небе улыбается (соединять
Снег растаял, ручейки звенят,пальцы рук с
большими поочередно)
И подснежник первый пробивается (сложить
«цветком»)
С юга птицы с песнями летят. (сложить руки
«птичкой», колебательные движения крыльев)
4 ЖИВОТНЫЙ МИР ВЕСНОЙ
Из дальних стран, спеша домой (Пооочередно
соединять пальцы обеих рук с большими)
Летят, курлыча, журавли. (Изобразить птичку,
колебательные движения «крыльев»)
Их крик несется над землей,
Весну приветствуют они. (сжать руки в
рукопожатии)
АПРЕЛЬ
НЕДЕЛЯ ТЕМА СОДЕРЖАНИЕ
1 ГЛОБУС И
КАРТА.
СТРАНЫ И
НАРОДЫ. По планете мы шагаем (пальцы шагают по столу)
Дружно страны называем:(сжимаем кулачки)
Австрия, Бельгия (послед-но соединять пальцы
Дания, Германия, правой руки с большим,
Россия и Болгария,потом левой руки)
Индия, Китай,
Дружно в ногу, ты, шагай. (пальцами шагают)
2 КОСМОС.
СОЛНЕЧНАЯ
СИСТЕМА Вот немного подрасту, (соединить пальцы с
большими)
На ракете полечу. (изобразить ракету)
Космонавтом буду я, (соединить пальцы с
большими)
Звезды в небе ждут меня. (сделать звезду,ввести
пальцы правой руки между пальцами левой)
3 РОССИЯ.
КЕМЕРОВО –
МОЙ ГОРОД
РОДНОЙ Город – это улицы, проспекты и дома, (поочередное
Площади, музеи, парков тишина,постукивание
пальцами по столу одной руки, потом другой)
Блеск огромных стекол (разводить пальцы в
Праздничных витрин,стороны и соединять)
Быстрое движенье (указательные и средние
Прохожих и машин. пальцы «бегут» по столу)
4 ТРАНСПОРТ.
ДОРОЖНЫЕ
ЗНАКИ Ракеты летают (изображают полет ракеты)
Плывут корабли (показывают - плывет лодочка)
И едут по трассе грузовики. (имитируют
управление рулем)
В метро под землей (послед-но соединить
Электрички гудят,пальцы с большими)
По кругу спешат (описать перед собой круг)
То вперед, то назад. (руки перед грудью,
двигать руками вперед-назад)
МАЙ
НЕДЕЛЯ ТЕМА СОДЕРЖАНИЕ
1 ДОМ.
МЕБЕЛЬ Эту мебель надо знать:(сжимать, разжимать кулачки)
Стол, комод, диван, кровать. (последовательно соединять
На диване полежу,пальцы правой руки с большим,
В шкаф одежду положу,потом левой руки)
На кровати буду спать,
За столом могу писать,
Если стану уставать (сжимать, разжимать кулачки)
Сяду в кресло отдыхать. (кулачок правой руки
приложить к ладони левой – «кресло»)
2 БЫТОВАЯ ТЕХНИКА Есть помощники у нас (сжимать и разжимать кулачки)
Назовем мы их сейчас:(последовательно разгибаем
Телевизор, телефон,пальцы одной руки потом другой,
Утюжок, магнитофон,начиная с мизинца)
Фен, компьютер и светильник
И, конечно, холодильник.
3 ПОСУДА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ Мы с мамой в магазине (на столе разводят пальцы
Посуду покупали,в стороны и соединяют)
Тарелки, блюдца, чашки (послед-но приподнимают
И ложки выбирали. пальцы правой руки, а
Красивую кастрюлю,потом левой)
Молочник и солонку,
Набор ножей и вилок,
Половник и масленку.
4 ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖ-НОСТИ Я за лето подрасту, (последовательно сгибать пальцы
правой руки, начиная с большого)
В школу в первый класс пойду. (послед-но сгибать пальцы
левой руки, начиная с большого)
Ждут учебники меня, (выпрямлять пальцы правой руки,
начиная с мизинца)
Класс и новые друзья. (выпрямлять пальцы левой руки,
начиная с мизинца)
Таким образом, работая над развитием мелкой моторики рук, выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказала благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготовила их к рисованию и письму. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. Дети продемонстрировали хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше справляются с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создало благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
У детей активизировались психические процессы: внимание, память, мышление, фантазия, расширился словарный запас, а также развились важнейшие качества человеческой личности: способность сотрудничать в коллективе, быть коммуникабельными, сочувствовать другим, сопереживать и развивать творческие способности ребят, что очень важно в школьной жизни детей.
Дети стали более общительными. Речь стала более мелодичной и эмоциональной, стихи стали читать более выразительно, ритмично.