Махалова Наталья Вадимировна
Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии.
Эмпатия - это ведущая социальная эмоция, которая определяется, как умение человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает проникновение во внутренний мир другого человека, понимание его переживаний, мыслей и чувств. Способность сопереживать, понимать, чувствовать другого – сложный феномен. Большое количество обстоятельств жизни как способствуют, так и препятствуют развитию эмпатии. Психологи утверждают, что эмпатию надо воспитывать, потому что данное качество оказывает влияние на развитие детей. Сопереживание – главный жизненный навык, на котором основывается развитие интеллекта, социальная адаптация и духовные качества.
Публикация «Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
По мнению Т. П. Гаврилова, в младшем и среднем дошкольном возрастах дети уже в состоянии различать наиболее непростые эмоциональные проявления, такие как недовольство или обида, и могут сопоставлять их с нормативным действием. Ребенок в этом возрасте способен помогать слабым, вступать на их защиту.
Эмпатия в старшем дошкольном возрасте проявляется в умении правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека.
Л. П. Стрелкова считает, что «эмпатийный процесс предполагает собою цепочку: сопереживание – сострадание – толчок к содействию».
Основными критериями сформированности эмпатии у старших дошкольников следует считать : интерес к состоянию других, способность замечать эмоциональное состояние другого, распознавать и адекватно реагировать на это состояние, эмоционально-социальную направленность поведения.
Развитие эмпатии у ребёнка – это неотъемлемая часть формирования личности, воспитания у него культуры межличностных взаимоотношений. В дошкольные годы, когда закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей старшего дошкольного возраста сочувствия, отзывчивости, гуманности. И как раз сказкотерапия очень помогает в этом.
Сказкотерапия – наиболее эффективное средство, развивающее эмпатию у детей дошкольного возраста, так как она способствует развитию у них умения чувствовать настроение других людей, побуждает мысленно вставать на место другого и включать этого другого в свой внутренний мир, а также даёт детям возможность почувствовать некоторые эмоционально – значимые ситуации и проиграть эмоции, чувства.
Сказка – это наиболее действенный инструмент развития. Переживания и конфликты обыгрываются с помощью персонажей – заместителей, а также через построение сюжета. Благодаря этому достигается психотерапевтический эффект.
Можно выделить следующие способы развития эмпатии с помощью сказкотерапии :
1) сказки - как притчи;
2) сказки - как метафоры;
3) рисование героев сказки, сюжет;
4) изготовление поделок по сказкам;
6) сюжетно – ролевые игры по мотивам сказок.
На основе творческого воображения, у дошкольников возможно успешное развитие эмпатии - это сопереживание героям сказки, сострадание их бедам и неудачам, осуждение плохого, конструктивная злость, радостное удивление.
Важно обсуждать героев сказок и их сюжет, чтобы упорядочить его собственные сложные чувства, а также разграничить понятия добра и зла. Дошкольник сравнивая себя с героями сказок, приписывает себе положительные или отрицательные качества.
При применении сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста происходит развитие эмоциональной отзывчивости. Сказка имеет психологическое влияние и, размышляя вместе с детьми над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на развитие у детей эмоциональных состояний (сопереживания, сочувствия).
Таким образом, можно сказать, что сказкотерапия - это эффективное средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.