Получи документы

Развитие эмоциональной сферы в младенческом возрасте

Козорез Елена Юрьевна
Развитие эмоциональной сферы в младенческом возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоции – это отражение в форме переживания отношения человека к окружающему миру и самому себе.

Эмоции у человека связаны со всеми видами жизнедеятельности организма. При эмоциях изменяется деятельность внутренних органов: дыхания, кровообращения, пищеварения; наблюдаются изменения в выражении лица, позе и движениях всего тела, в интонациях и тембре голоса. Иначе говоря, в структуру эмоциональных проявлений включены нейрофизиологический и двигательно-выразительный компоненты и их субъективное переживание.

Публикация «Развитие эмоциональной сферы в младенческом возрасте» размещена в разделах

Поэтому эмоции детей раннего возраста рассматриваются либо как одна из форм поведения ребенка, либо как функциональная система.

Изучение эмоциональных реакций ребенка как функциональной системы позволило установить, что адекватность эмоциональных реакций вызывающим их поводам очевидна даже для непосвященных, и именно это свойство эмоций обеспечивает сигнальное значение проявления их как средства получения ребенком всего необходимого от взрослого. Комплексность физиологических процессов, составляющих эмоциональные реакции, проявляется здесь достаточно четко. Так, отрицательная эмоциональная реакция при запаздывании кормления, выражающаяся в крике и плаче, проявляется в усилении общей двигательной активности (беспокойные движения, учащении пульса, в характерной мимике плача (обида) и голосовых звуках с соответствующими изменениями дыхательной кривой (голодный плач). Отрицательная реакция при тугом пеленании выражается в мимике неудовольствия, защитном рефлексе натуживания как попытке освободиться от ограничения движения, задержке дыхания и урежении пульса (реакция гнева).

Уже на самых ранних этапах развития для ребенка характерно функционирование различных по структуре эмоциональных состояний, имеющих активный или пассивный характер и отражающих то или иное «настроение».

Характер и интенсивность проявления эмоций – одни из важных показателей, которые индивидуализируют психическую жизнь новорожденного.

Есть врожденные эмоции, имеющиеся у младенца с рождения. Если первые эмоции связаны с биологическими потребностями младенца (в самосохранении, в свободе и удовольствии). Некоторые специалисты к врожденным причисляют эмоции, которые проявляются у младенца вскоре после рождения, где социальный фактор и обучение родителями играет, по-видимому, минимальную роль. Список этих эмоций очень мал и ни ученые, ни психологи, не пришли к единому мнению, какие именно эмоции в него должны входить. Многие соглашаются, что радость - довольство, интерес - возбуждение, удивление - испуг, гнев - злость, отвращение, страх – вот те эмоции, которые являются врожденными, остальным нас научили.

Дальнейшее обогащение поводов к проявлению эмоциональных реакций связано с интеллектуальным развитием ребенка. А. Джерсилд и Ф. Холмс (Jersild, Holms, 1935) показано, например, что если в возрасте от года до шести лет одни факторы (шум, падение, чужие объекты) перестают быть причиной плача, то другие, напротив, вызывают страх все чаще (образы живых существ, животные, темнота и одиночество).

Младенцы уже в первые недели жизни меняют выражение лица так, что многие родители интерпретируют это как радость, гнев, удивление, страх, печаль или интерес.

Эти ранние выражения лица имеют рефлекторную природу, однако есть основания считать, что младенец рожден с удивительной степенью лицевой нейромускулярной зрелости и, более того, движения лицевых мускулов частично объединены в узнаваемые конфигурации, которые позже в жизни станут значимыми социальными сигналами. Если эти выражения лица случаются редко у новорожденных, то к возрасту 2-4 месяца они очевидны. В одном из исследований младенцев снимали на видеопленку во время игр с мамами и незнакомыми. Впоследствии при просмотре фильма и слайдов с выражениями лица матери могли классифицировать каждое из выражений лица младенцев как одно из обнаруженных ранее при исследовании взрослых универсальных выражений. Такие же результаты были обнаружены при наблюдении за младенцами при приближении незнакомого и в игре «ку-ку». Результаты этих исследований дают основания утверждать, что выражения лица младенца могут быть легко узнаны и классифицированы при использовании тех же категорий, которые используются для взрослых.

Согласно данным психологов, эмоциональная жизнь новорожденного носит, в основном, недифференцированный характер. Т. е. внешние и внутренние воздействия вызывают состояние недифференцированного возбуждения.

Из этого состояния постепенно выделяются три группы эмоциональных состояний :

- собственно возбуждение;

- неудовольствие (дистресс);

- удовольствие.

У новорожденного ребенка есть первичные потребности (еде, тепле, движении, впечатлениях и т. п.). Неудовлетворенность какой-либо из них вызывает отрицательные переживания, а их удовлетворение – положительные. Таким образом, потребности и их удовлетворение являются основой аффективных переживаний у младенца.

Общая тенденция развития эмоциональной сферы : вначале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость, физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие и неудовольствие, а затем объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения.

Врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности (именно эти потребности составляют основу эмоциональной жизни человека) :

- самосохранения (страх);

- в свободе движения (гнев);

- в получении специфических раздражителей, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствии).

Г. Крайг: эмоции новорожденного ограничиваются дистрессом и ненапряженным интересом.

Я. Дембовский (1959) отмечает, что новорожденный обладает тремя эмоциями :

-страхом (точнее было бы сказать - испугом, который обнаруживается при сильном звуке;

- гневом, как реакцией на стеснение движений;

- удовольствием, возникающем в ответ на покачивание, а также на легкое поглаживание кожи.

К примеру, при оценке поведения новорожденного выражение интереса наблюдалось на звук погремушки, отвращения — при сосании мыльного пальца исследователя, гнев наблюдался при тестировании приносящего максимальное неудобство рефлекса.

В первые недели жизни младенцы стремятся к регулярности и покою. Преобладают отрицательные эмоции, свидетельствующие о переживании дискомфорта. Эти эмоции выполняют функцию оценки, побуждения и регуляции поведения ребенка.

Уже на 2-м мес. прерогатива переходит к положительным эмоциям, они побуждают ребенка к общению.

Что же касается выражения этих эмоций, то прежде всего у новорожденного возникает плач.

Эмоциональная экспрессия

Формы реагирования, связанные с плачем и улыбкой, по-видимому, универсальны и отражают процесс созревания нервной системы (Emdeetal., 1976). Даже у детей, рожденных слепыми, наблюдается та же последовательность событий (Fraiberg, 1971). Примерно в два с половиной месяца у младенца появляется социальная улыбка, которая обращена к другому человеческому лицу. Малыши с готовностью улыбаются и реагируют движениями всего тела на приближающегося к ним человека. С этого момента ребенок требует социальных контактов, в результате чего появляется новый вид эмоционального реагирования - формирование аффективно-личностных связей. Они закладываются в первые полгода жизни ребенка, чему способствует развитие у него средств экспрессии. В начале младенец выражает свои аффекты беспокойными движениями или неподвижностью. Затем подключаются мимика, звуки и телесные движения.

Улыбка

В первые две недели жизни наиболее приятное для родителей положительное выражение лица ребенка в виде улыбки можно наблюдать в так называемый период парадоксального сна, сопровождаемого движениями глазных яблок. Такое выражение лица является отражением циклического изменения электрических потенциалов мозга.

Улыбка редко наблюдается, когда младенец находится в бодрствующем состоянии с открытыми глазами. Хотя новорожденные и улыбаются, эта реакция является рефлекторной, часто вызванной поглаживанием щек или губ. Вследствие внутренней нейрофизиологической природы и несвязанности с изменением внешнего мира, она была названа эндогенной улыбкой.

В возрасте между 3-6 неделями и тремя месяцами улыбка ребенка становится экзогенной, вызванной внешними событиями. Однако среди всех внешних стимулов человеческое лицо, взгляд, высокий голос и щекотка вызывают улыбку с наибольшей вероятностью.

В первые полтора месяца наиболее эффективен голос матери, а после 6 недель лицо более эффективно, чем голос.

Таким образом, став экзогенной, улыбка становится преимущественно социальной. Морфология улыбки все еще не меняется, она выглядит все также, хотя меняется вызывающая ее причина.

В три месяца с улыбкой происходит еще одно изменение и она становится тем, что называется инструментальным поведением. Младенец теперь улыбается для того, чтобы получить ответ от кого-либо, например ответную улыбку или слово от матери.

Около четырех месяцев улыбка становится частью гладко протекающего и скоординированного действия и может появляться одновременно с другими выражениями лица. Возникают более сложные, часто двойственные выражения, например улыбка с нахмуренными бровями.

В отличие от улыбки смех не наблюдается от рождения и, по-видимому, не проходит через эндогенную фазу. В возрасте 4—5 месяцев младенец начинает смеяться, особенно в ответ на социальное взаимодействие, неожиданное изменение зрительной стимуляции и щекотку. Правда, по другим данным, ребенок впервые начинает смеяться в возрасте 5-9 недель. В 7—9 месяцев он начинает смеяться скорее в предвосхищении появления лица матери при игре в «ку-ку», чем в ответ на завершение всей игровой последовательности, эффективными становятся звуковые события, а от 10 до 12 месяцев смех с наибольшей готовностью вызывается зрительными сигналами. Авторы объясняют это тем, что у более старших детей в понимании ситуации как смешной когнитивные процессы принимают уже большее участие.

Однако после первого дня рождения дети улыбаются и смеются над событиями, причиной которых были они сами.

Считается, что изменения улыбки в младенческом возрасте происходят благодаря развертыванию врожденных тенденций. Основанием для такой точки зрения могут быть данные о значительном сходстве направления и времени изменения улыбки у младенцев, выросших в самых различных социальных условиях и условиях окружающей среды, и результаты наблюдения за слепыми детьми, у которых не было возможности видеть или имитировать улыбки, или получать зрительное подкрепление и обратную связь на свои улыбки. Если до 4—6 месяцев улыбки слепых младенцев были сравнимы с улыбками зрячих и проходили те же стадии и временные периоды развития, то после этого возраста у слепых стали наблюдаться угнетение и приглушенность выражения лица, улыбки были менее выразительными.

Постепенно улыбка становится более определенной, ребенок улыбается в ответ на самые разнообразные стимулы. М. Ю. Кистяковская (1946) отмечает, что если 3-4-месячные дети улыбаются и оживляются на обращенный к ним разговор любого взрослого, то 5-6-месячные дети при приближении и обращении к ним другого взрослого, вместо того чтобы сразу улыбнуться, долго и сосредоточенно смотрят на него, а затем либо улыбаются, либо отворачиваются, а иногда могут и громко расплакаться.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферыВариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5–8 лет на развитие эмоциональной сферы Авторская вариативная дидактическая игра для детей разновозрастной группы от 5-8 лет на развитие эмоциональной сферы. Цель: Формировать.

Дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы детей «Эмоции в мире сказок»Дидактическая игра на развитие эмоциональной сферы детей «Эмоции в мире сказок» Дидактическая игра «Эмоции в мире сказок» Цель: - Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей, через закрепление знаний об основных.

Дидактическая игра на развитие социально-эмоциональной сферы «Настроение в мире сказочных персонажей»Дидактическая игра на развитие социально-эмоциональной сферы «Настроение в мире сказочных персонажей» Цель: продолжать обогащать у детей социально-эмоциональную сферу. Задачи: 1. Продолжать учить детей распознавать социально-эмоциональные.

Дидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностьюДидактические пособия для дошкольников на развитие эмоциональной сферы на занятиях изобразительной деятельностью Создание портрета человека требует способности не только ухватить и нарисовать черты, схожие с оригиналом, но и передать характер и состояние.

Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций»Дидактическое пособие на развитие эмоциональной сферы детей «Путешествие в мир эмоций» Развивать эмоциональную сферу ребенка необходимо как можно раньше, чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоциональной сферы в младенческом возрасте
Опубликовано: 14 сентября 2024 в 14:02
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоциональной сферы в младенческом возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Козорез Елена Юрьевна (УИ 1089985) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД