Татьяна Климошенко
Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития эмоциональной сферы дошкольников. Автор раскрывает один из методов воспитательной работы, в процессе которого формируются коммуникативные навыки ребенка, художественное творчество, снятие эмоционального напряжения и формирование волевых черт характера-театрализованная деятельность.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы дошкольника посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Ключевые слова: Дошкольный возраст, игра, театрализованная деятельность, терренкур «Умный театр», интеллектуальное и эмоциональное развитие.
«Театр – это волшебный край,
в котором ребенок радуется, играя,
а в игре он познает мир!
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с миром людей, природой, предметным миром. Воспитание чувств у ребенка должно быть направлено на формирование гармонически развитой личности, и одним из показателей этой гармонии является эмоциональное развитие.
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять взрослым, верить – значит можно творить, фантазировать, воображать. Вся жизнь насыщена игрой и каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Этому поможет театр.
Дети любого возраста любят играть. Игра – часть их жизни. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. При этом они очень любят в кого- то или во что-то превращаться. Маленькие дети – замечательные актё ры: стоит кому- то из них одеть хотя бы часть какого-либо костюма, как он сразу же входит в образ, раскрепощается, начинает фантазировать и применять свои фантазии к образу.
С 3-х у ребенка начинается социально-личностное развитие, так как к этому возрасту он овладевает связной речью. Речь становится средством самовыражения. Ребенок не просто манипулирует с игрушкой, а начинает вести с ней диалог. С этого и начинается игровая театральная деятельность. Актерские способности присущи всем детям. Вовлечение ребенка в театрально-игровую деятельность развивает и раскрывает в нем врожденные актерские способности, что способствует формированию коммуникативных качеств и положительных сторон его характера.
В раннем детстве первые диалоги ребенок ведет с близкими ему людьми – родителями, родными. При попадании в дошкольное учреждение диалоговые отношения становятся средством общения между ребенком и сверстниками, а также ребенком и педагогами. Целесообразно побуждать детей вступать в диалог, создавать необходимую для этого игровую среду. Поэтому в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона.
В нашем дошкольном учреждении оформлен терренкур «Умный театр». Он предназначен для детских выступлений. Сцена позволяет развить у детей самостоятельность в художественном творчестве, активности. Дети сами могут придумывать игры, сказки, рассказы, по-своему передавать сценический образ, фантазировать. Благодаря этому формируются эстетические интересы, потребности, эстетический вкус, а также творческие способности. Богатейшее поле для такого развития детей – театрализованная деятельность. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Использование терренкура «Умный театр» позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Занимаясь танцем во время театральной постановки, ребенок учится не просто ориентироваться в пространстве, но выражает чувственное эмоциональное отношение к образу, а образ в свою очередь помогает раскрыть возможности его тела, т. е. ребенок познает через танец в театральной постановке самого себя.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Попутно реализуются такие задачи, как снятие нервного напряжения, развитие гибкости, координация движения, слуха, чувства ритма, умение видеть образы в звуках, что в целом формирует положительное качество личности. Дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребенка. Развитию всех этих качеств, способствует занятие театрально-игровой деятельностью.
Список литературы
1. Акулова, О. А. Театрализованные игры / О. А. Акулова //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 4. - С. 24–31.
2. Дворецкая, Л. В. Театрализованные игры как средство эмоционально-личностного развития дошкольников / Л. В. Дворецкая // Дошкольная педагогика. – 2008. - № 8. - С. 30-33
3. Заболтина, В. В. Театрализованные игры - средство эмоционально-нравственного воспитания детей / В. В. Заболтина // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 7 – С. 70 –74