оксана шевченко
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством песочного стола
▼ Скачать + Заказать документы
Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством песочного стола – планшета.
Работая над темой углубленного изучения «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми».
Публикация «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством песочного стола» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Световой стол. Рисование на песочных световых столах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
у детей развиваю такие качества, как эмоционально - отзывчивость, овладение способами общения со взрослыми и сверстниками. Для этого в работе использую элементы метода песочной терапии, непосредственно песочный стол – планшет.
Изучение эмоциональной сферы детей на сегодняшней день является одной из актуальных тем. Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Песочная терапия - путь в страну психологического здоровья. Можно сказать, что песочная терапия для детей была создана самими детьми. Однако сам метод — песочная терапия (немного истории) — был разработан Карлом Густавом Юнгом, а распространена песочная терапия для детей была создана психологом и педиатром Маргарет Левенфельд. Именно она разрешала детям игры с песком прямо у себя в кабинете на полу. Правда, чуть позже для удобства пользования ребёнком песочницу подняли на более высокий уровень.
Как отмечал К. Д. Ушинский «Лучшая игрушка для детей- кучка песка!». Песочная терапия – это, прежде всего возможность самовыражения. Песок, вода и несколько маленьких фигурок людей, животных или предметов способны помочь человеку раскрыться, выразить свои чувства и эмоции, которые порой так трудно передать с помощью слов. Кроме того, песочная терапия способна помочь разобраться в себе, справится с комплексами. При этом терапевтические сеансы дают ощущение защищенности и полной свободы.
Почему я выбрала именно эту тему?
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, является прекрасным психопрофилактическим средством.
Исходя из целей, были поставлены следующие задачи:
* изучать взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной терапии;
* разнообразить способы песочной терапии и разработать систему занятий с детьми;
* создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду;
* Развивать мелкую моторику пальцев рук, их тактильных ощущений посредством игровых упражнений.
На экране вы видите методы и приемы песочной терапии:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом.
2. Игровая деятельность - обыгрывание ситуаций, инсценировки, элементы драматизации.
3. Словесные методы: беседы, рассказ воспитателя, чтение произведений, использование фольклорного жанра.
4. Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин, иллюстраций, моделирование.
Каковы же достоинства и преимущества игр с использованием песочного планшета? Прежде всего – это:
1. Решение педагогических и коррекционных задач;
2. Диагностика символов, мотивов и игровых предметов;
3. Мотив для получения знаний;
4. Возникает интерес к нестандартному ощущению.
Со всеми ли детьми можно проводить игры с песком – НЕТ. Не рекомендуют проводить в следующих случаях: если ребенок страдает тяжелыми заболеваниями нервной системы, проявляет чрезмерную тревожность, страдает нервозность навязчивых состояний, ПОДВЕРЖЕН аллергическим реакциям.
Доступность песка делает процесс рисования естественным – не вызывая какого-либо страха или сомнений как какие-либо другие материалы. Для организации занятий на световых столах нам потребуется: световой планшет, кварцевый песок, следующие группы фигурок: Человеческие персонажи; Здания (дома, замки, церкви); Животные; Машины; Растения; Постройки (мосты, ограды, ворота); Природный материал (ракушки, веточки, камни и т. д.); Символические предметы (сундуки с сокровищами, драгоценности); Сказочные герои (добрые и злые); Религиозные предметы и сувениры; Домашняя утварь, гайки, болты; Буквы, цифры, геометрические фигуры, формочки разной величины
Очень часто, начиная работать, ребенок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Песок разрушает все эти сомнения. Его податливость, мягкость, сыпучесть открывает безграничные художественные возможности.
Раз – разровнял и холст готов. Два – карандаш, кисть… всегда с тобой – это твой пальчик, который слушается тебя лучше другого предмета. Три – если рисунок вышел криво… - провел ладошкой и начинай сначала.
На начальном этапе работы главная задача вызвать интерес и положительные эмоции, а после через игровые упражнения и обучающие приемы развивать и закреплять полученные навыки.
Этапы работы: подготовительный, основной и заключительный.
Ритуал вхождения в песочную сказку:
Повторяйте все за мной! Здесь нельзя кусаться, драться! Можно строить и творить: горы, реки и моря- чтобы жизнь вокруг была! Никого не обижать, ничего не разорять! Это мирная страна. Дети поняли меня! -да! - Я вас слушал, я вас слышал, Вы такие молодцы! Вы — волшебники-творцы. Я открою вам секреты, Только знать надо при этом Правила моей страны. Очень все они просты! Я сейчас их изложу И запомнить попрошу! Вы готовы мне внимать? - да! Значит, можно начинать? - да!
В этот период используется простой песок – это работа на световом столе, составление небольших панорам. Различные упражнения: «Подуй», «Ветерок», «Чей след». Детей всегда интересует, а что там под песком?
Сам процесс работы с песком напоминает о лете, море, солнце и оказывает некое расслабляющее воздействие. Это дает возможность в непринужденной обстановке решать поставленные задачи.
После успешного выполнения начального этапа обучения и овладения навыками работы можно к усложнениям. Введение цвета и дополнительных деталей – это уже следующий виток в освоении данной техники. Можно предлагать воспитанникам поэкспериментировать с цветным песком, или с использованием (как подложки) цветной бумаги, картона, морских камней и др.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей ребенка, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальными свойствами заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта
Чтоб вера в детство не пропала,
Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка.