Кушу Ирина Муратовна
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в семье и в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребёнка. За эти годы ребёнок приобретает многое из того, что остаётся с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. Самые важные качества - доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении – все эти качества ребенок приобретает в семье.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в семье и в детском саду» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Будучи мамой четверых детей, с уверенностью могу отметить, что ценность личности зависит от того, кто воспитывает ребенка. Это понимают большинство родителей – главных воспитателей своих детей. Осознавая свою ответственность за успешное воспитание ребёнка, уважая мнение старших членов семьи, родители дошкольников берут на себя основную заботу о воспитании детей, не перекладывая ответственность на бабушек, дедушек или детское дошкольное учреждение. Через взаимодействия с близким взрослым ребенок учится понимать и строить отношения со сверстниками.
Уже в дошкольном возрасте важно создать у детей правильные представления о явлениях общественной жизни, формировать положительное отношение к лучшим её сторонам, заботиться о том, чтобы эмоционально – волевые и нравственные качества и представления детей проявлялись в их привычках, поступках. В этом возрасте эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Ребёнка легко испугать, вызвать у него удовольствие, радость.
Как отмечает А. И. Захаров «Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям». В каждой семье, которая хочет, как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для эмоционально – волевого, нравственного и трудового воспитания дошкольников. Во – первых, особо эмоциональный, интимный характер семейного воспитания, основанный на родственных чувствах, глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Ребёнок – дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных. Если в семье нет отца, двойную заботу берёт на себя, как правило, мать. Недаром как взрослые, так и дети многое прощают друг другу в силу любви, чего не простили бы посторонним. И очень важно, ценность этих моментов не растерять за пределами домашнего очага, важно, чтобы педагог продолжал прививать эти же ценности воспитаннику – дошкольнику.
Изучение влияния эмоционального компонента детско-родительского взаимодействия на психическое развитие ребенка представлено в работах Е. И. Захаровой. Автором выделены качественные и количественные критерии полноценного эмоционального общения родителей с дошкольником. При дефиците эмоциональных контактов процесс психического личностного развития затрудняется и искажается, а недооценка развития эмпатии у детей дошкольного возраста в практическом плане приводит к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях детей со сверстниками.
В тех случаях, когда детям недостаёт любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно – психическом развитии. Ребёнок может жить, находясь хотя и при родителях, но фактически в одиночестве. Когда отец и мать ведут аморальный образ жизни или в доме постоянные конфликты, грубость, упрёки, то родителям бывает не до детей. Чувствительные дети восполняют недостаток эмоциональности и непосредственности тем, что часто приходят в возбуждённое состояние, кричат, плачут, словно опасаясь, что о них забудут, не приласкают. Если ребёнок не удовлетворён чувством любви, причину нужно искать, прежде всего, в родителях
Жизнь ребёнка в семье, общение с родными и воспитывает у него либо что–то хорошее, либо плохое, поэтому необходимо строго следить за своим поведением, заботиться о том, чтобы даже мимолётные воздействия оказались ценными для детей.
Острая восприимчивость и впечатлительность ребёнка могут привести к многочисленным страхам. Страх можно определить, как эмоциональное состояние, которое появляется в случае осознания человеком надвигающейся опасности. Со страхом связано также и состояние тревоги, которое возникает в том случае, когда ситуация, чреватая опасными последствиями, не очень определена. Страх и тревожность могут занимать значительное место в эмоциональной жизни ребёнка, который начинает пребывать в таком состоянии слишком часто и без видимых причин. Одним из главных источников страхов является конфликтная атмосфера.
Чем моложе ребёнок, тем он более возбудим, чем меньше приучен подчиняться правилам, чем меньше умеет сдерживаться и преодолевать трудности, тем большее значение для развития его воли имеет мера требований, предъявляемых к нему родителями, все эти нюансы должен учитывать воспитатель в период адаптации ребенка к детскому саду. Это значит, что различной должна быть сложность задач, на решение которых ребёнок направляет свои усилия, и длительность волевого напряжения, которого требует достижение поставленной цели. Особенное значение имеет положительная оценка, которой взрослый подкрепляет волевые усилия, проявленные ребёнком в процессе деятельности. Важно поддерживать сам процесс выполнения ребёнком действия, его желание достичь поставленной цели, проявленную выдержку и самообладание. Положительная оценка побуждает ребёнка повторять свои усилия.
Общение с окружающими развивает, формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает в условиях общения с другими людьми.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходят существенные изменения в эмоционально – волевой сфере детей. Если поведение ребёнка раннего возраста определяется по преимуществу непосредственно воспринимаемыми обстоятельствами, то в регуляции деятельности дошкольника всё возрастающую роль начинают играть правила и требования, предъявляемые к нему окружающими. У ребёнка формируются умение действовать произвольно, регулируя и подчиняя своё поведение достижению определённой цели, которая ставится перед ним взрослым, а затем и им самим.
Пути и средства развития эмоционально
– волевой сферы дошкольника в семье
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка – дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребёнок выполняет в семье, по содержанию разнообразны. Ребёнок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи. Характерные мотивы труда детей в семье : любовь к родителям, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость, чувство долга перед семьёй, стремление к общению с родителями. Велико значение совместного труда. Он удовлетворяет потребность детей в общении с родителями, позволяет взрослым осуществлять контроль за детской деятельностью. Взрослый собственным трудом даёт ребёнку пример правильного выполнения работы, передаёт ему рациональные приёмы труда. Однако нельзя рассчитывать на то, что, видя только положительные примеры старших, ребёнок обязательно будет поступать так же. Пассивное восприятие примера взрослых не создаёт у ребёнка стремления к подражанию. Необходимы условия для постоянных упражнений в подобных поступках, для проявления накапливаемых представлений.
Отсутствие в современных семьях потребности в участии детей дошкольного возраста в хозяйственно – бытовом труде приводит к тому, что ребёнок ограничивается трудом по самообслуживанию. Отстранение ребёнка от участия в труде семьи наносит урон его нравственному воспитанию.
Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому его не надо упрекать в медлительности или небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес. Отношение взрослых к делам детей также имеет значение. Если дошкольники видят серьёзное, внимательное, тактичное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение родителей к процессу и результатам их деятельности, то они сами с ответственностью относятся к ней. Неприятные переживания, связанные с какой-либо деятельностью, могут сохраняться в памяти ребёнка достаточно долго, ребёнок начинает чувствовать неуверенность в своих силах, бояться новых заданий, что может привести к устойчивому отрицательному отношению к деятельности.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Всё виденное ими, и хорошее, и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если они и сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребёнка привычки к аккуратности.
Формирование мотивов труда ребёнка в семье возможно в том случае, если дошкольник видит значимость своего труда для семьи, если выполняемая им работа воспринимается как необходимая для удовлетворения потребностей близких людей, а её выполнение или невыполнение существенны для них.
Необходимо включать ребёнка дошкольного возраста в совместную со взрослым деятельность: наведение порядка в квартире, посадка цветов, подготовка к праздникам. Интересным и полезным для воспитания, сплачивающим всех членов семьи, может стать семейный досуг: прогулки в парк и лес, организация спортивных и других игр, пение, игра на музыкальных инструментах.
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без существования в нём игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Выбор игрушек для детей — это серьёзное и важное дело. У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой — подружкой.
Дети любят в этом возрасте делать игрушки — подарки. Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить, должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим.
На развитие личности ребёнка влияет также труд по уходу за растениями и животными. В какой-то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме собачку или кошечку. Не всегда это возможно — не позволяют размеры квартиры, у мамы аллергия, забот взрослым и без этого много. Отношение ребёнка к животному имеет много сходного с отношением древних людей к животному. Ребёнок не проявляет и следа того высокомерия, которое побуждает впоследствии взрослого человека отделить резкой чертой собственную природу от всякого другого животного.
Для ребёнка окружающий мир полон волшебных красок, необычайных цветов, сказочных изображений. Неструктурированное восприятие детей отличается от конкретных представлений взрослых. Карандаши и краски, рисование и раскрашивание уже с трёх лет становится одним из любимых занятий малыша. Рисование — увлекательный процесс, и родители должны показать, как правильно его построить. Сначала дети рисуют самостоятельно то, что сами захотят, со временем можно рисовать в процессе рассказывания взрослым сказки. После рисования рисунок можно обсудить, спросив у ребёнка, что он чувствовал. Чтобы развить в ребёнке ощущение свободы и творческой активности можно рисовать вместе с ним.
Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращённые к сердцу ребёнка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки всё же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Ребёнок, услышав и представив сказочный образ, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верит в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
Особое внимание следует обратить на детей с ослабленной волей. Эти дети обычно не могут поставить перед собой цели будущей работы. Они не верят, что могут что-либо сделать. Прежде всего надо выяснить причины такой неуверенности и если систематически поддерживать у неуверенного ребёнка веру в свои способности и возможности, терпеливо и настойчиво воспитывать у него полезные навыки и привычки, создавать возможность переживать радость от полученных результатов занятий и заботиться об общем его развитии и здоровье, тогда нерешительность и неуверенность ребёнка не только исчезнут, но и перейдут в противоположные, т. е. волевые качества.
Одним из самых необходимых условий для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников является правильно организованный режим детской жизни. Режим способствует формированию устойчивого поведения детей. Режим надо считать необходимым условием развития волевых качеств началом, дисциплинирующем волю детей. Необходимо создать условия для физического воспитания детей.
Болезненные дети требуют индивидуального, особого режима, снижения определённых требований к правилам поведения. Соблюдение гигиенических требований, достаточная площадь для движений и проведения режимных процессов, расстановка мебели, общий спокойный тон жизни дошкольника в семье — всё это имеет большое значение для развития и воспитания эмоционально - волевых качеств поведения.
Движения играют значительную роль в развитии волевого поведения. Без движения не может быть совершено ни одно волевое действие. Следовательно, правильно организованные физические упражнения действенно развивают эмоциональную сферу ребёнка, способствуют развитию волевых качеств.
Целеустремлённость самих родителей, режим детской жизни и его выполнение, забота о физическом и нравственном здоровье, умственном и трудовом воспитании детей являются необходимой основой воспитания эмоционально – волевой сферы детей.
Жизнь детей в семье должна быть наполнена не только интересными, но и обязательными делами, требующими умения добиваться цели преодолевать трудности, уступать, ждать. От интересного к обязательному — таков путь развития у детей умения управлять собой. Хозяйственно- бытовой и ручной труд, общение с животными, уход за ними, в условиях семьи воспитывают не только гуманные качества – доброту, отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе, но и волевые - самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность.
Развитие эмоционально – волевой сферы
Многие родители обеспокоены проявлением страхов у детей. Надо отметить, что по своей сути страх, как и другие неприятные переживания (гнев, аффект, страдание и пр.) не является однозначным опасным и вредным для ребёнка. Очень часто страх защищает ребёнка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение. Детский страх — это обычное явление для психического развития ребёнка. Не боящийся ничего, слишком открытый ребёнок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. «Тепличные» же, гиперопекаемые дети, выходя из привычной семейной среды, испытывают часто трудности в общении и поведении. Обычно страхов много у детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в жизни.
Всякий раз, когда это возможно, надо давать ребёнку возможность действовать самому — это лучший способ избавиться от страхов. Ребёнок должен понять, что родители и воспитатели не собираются перекладывать на его плечи заботу о его безопасности, они всегда будут о нём заботиться и защищать. Но в некоторых ситуациях со своим страхом он в состоянии справиться сам. Задача взрослых — не подшучивать над детскими страхами, не углублять их, загоняя в глубину детской души. Накопление достаточного опыта и знаний, овладение методами саморегуляции позволяет ребёнку справиться со своими страхами, быть уверенным в себе.
Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Причины агрессивности всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным, неприятие поведения сверстниками. Только поняв и приняв это, взрослые «догадаются», что ребёнок ни в чём не виноват, и если его не будут обижать, то он будет доброжелателен и приятен в общении.
Играя с ребёнком, выполняя различные упражнения, взрослые помогают детям преодолевать важные в первую очередь эмоционально – волевые проблемы, развивать уверенность в себе, воображение, ловкость, а также получать огромную радость от общения друг с другом.
Повышение ответственности взрослых за воспитание детей, углубление взаимодействия между семьёй и общественными организациями, занимающимися воспитанием подрастающего поколения, тесно связано с решением задач педагогического просвещения. Поэтому ознакомление родителей с приёмами и методами формирования личности ребёнка в семье – важная составляющая успеха воспитания подрастающего поколения.
Рекомендации педагогам и родителям:
• Учить детей использовать эмоциональные средства выражение роли во время игр, используя мимику, пантомимику. Для этого рекомендуется проводить игры и упражнения на выражение различных эмоций из «Психогимнастики» Чистяковой.
• Создавать условия для участия детей в мнимых ситуациях, создаваемых взрослыми посредством мимики, пантомимы для развития воображения у детей умение играть с воображаемым предметом.
• Учить дошкольников отражать социальные взаимоотношения в игре, как необходимое условие для высокого уровня развитие эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков для детей дошкольного возраста.
Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.