Галина Беркалиева
Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников в аспекте ранней профориентации посредством деятельностного подхода
▼ Скачать
Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников в аспекте ранней профориентации посредством деятельностного подхода
«Сегодня идти в ногу со временем – это значит отставать.
Время надо опережать. Увидьте себя в будущем.
А если увидели – постройте его».
Добрый день уважаемые коллеги! Удивительная страна Детство! Неправда ли? Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент…
Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников в аспекте ранней профориентации посредством деятельностного подхода» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ранняя профориентация дошкольников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
В рамках реализации годовой задачи по ранней профориентации дошкольников в структурном подразделении «Созвездие» реализован проект «Город Профи». Идея проекта заключается в создании интерактивной среды, в которой дети могут узнавать о различных профессиях и их пользе для общества. Наш город растет вместе с воспитанниками и после знакомства ребят с новой профессией, на карте города появляется новый объект, связанный с ней. Помогают дошкольникам знакомиться с трудом взрослых герои-помощники, каждый из которых имеет свое направление в соответствие с классификацией профессий, предложенной российским психологом Е. А. Климовым. Хотим и Вас с ними познакомить Мира, Эконик, Гаечка, Артик, Кодик. «ГородПрофи» растет вместе с воспитанниками. Все педагоги нашего структурного подразделения имеют единый инструмент для профориентационной работы, но реализовывают данную работу каждая группа по-своему, в зависимости от возраста и потребностей воспитанников.
Вторая младшая группа активно включилась в работу и сегодня, мы хотим представить свой опыт работы по теме “Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников второй младшей группы в аспекте ранней профориентации посредством деятельностного подхода».
Детский сад становится местом, где ребёнок получит возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни.
Информацию о мире профессий дети дошкольного возраста воспринимают по принципу «от близкого к далекому».
Наибольший интерес для детей на первых этапах знакомства с профессиональной деятельностью представляют те профессии, с которыми ребенок сталкивается ежедневно и результаты этой деятельности ему понятны и значимы.
Мы начали свою работу по ранней профориентации с ближайшего окружения - «Кто работает в детском саду?» с блока по формированию представлений у детей дошкольного возраста о работе сотрудников детского сада, трудовых процессах, орудиях труда.
Перед нами стояла задача не только познакомить воспитанников с теми, кто работает в детском саду
и не только вооружить ребенка когнитивной составляющей какой-либо профессии.
Но и сформировать понятие о том, что любой вид деятельности должен быть направлен на положительный результат, развивать у ребенка чувства эмпатии и эмоциональной отзывчивости.
Желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения, мы пришли к осознанию необходимости изменить характер образовательного процесса и способы деятельности воспитанников.
Для успешной социализации, эмоциональной отзывчивости необходимо сформировать желание узнавать, открывать, научиться новому, то есть формировать познавательный мотив и понимание того, что именно нужно выяснить, освоить.
Это влечёт за собой изменение образовательной и предметно – пространственной среды, обновление методов, приёмов, технологий в работе с воспитанниками, что и предусматривает деятельностный подход.
Ранняя профессиональная ориентация в детском саду невозможна без создания соответствующей развивающей предметно – пространственной среды. С этой целью более углубленного изучения отдельных профессий в группах нашего детского сада были организованы профцентры, наполнение которых позволяет смоделировать технологический процесс доступными для дошкольников средствами. Центры наполнены авторскими дидактическими играми: «Чистим зубки…», «Четвертый лишний», «Шнуровки», «Большая стирка», «Наведи порядок», размещены атрибуты и материалы, необходимые для освоения различных профессий. Подобрана картотека мультфильмов «Кто работает в детском саду» и мультимедийных презентаций в соответствии с темой. Широко используются ИКТ возможности образовательного учреждения: интерактивный пол и интерактивная песочница.
Можно много рассказывать о профессиях, но пока ребёнок не «погрузится» в модель профессии, он не поймёт, нравится ему это занятие или нет. Нами выбрана наиболее эффективная форма работы - экскурсии к специалистам детского сада. Принципиально важно то, что воспитанники во время экскурсии получают не готовое знание, а добывают его сами в процессе собственной деятельности. Да и сама экскурсия должна быть инициирована воспитанниками.
Так перед знакомством с профессией машиниста по стирке белья, у воспитанников пропали все полотенца для рук. Пришли к выводу, что полотенца могли забрать на стирку и дети решили найти свои полотенца. На прачечной узнали, как стирают полотенца, где они сохнут, помогли собрать чистые полотенца и даже под руководством машиниста по стирке белья научились складывать полотенца.
Накопив определённый багаж знаний и представлений о какой-либо профессии в ходе образовательной и проектной деятельности, дети переносят их в самостоятельную игру. Для этого нами разработаны и активно используются в работе индивидуальные дидактические альбомы.
Индивидуальные дидактические альбомы – это отличный способ изучения, закрепления и повторения материалов. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, дидактический альбом дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Очень серьёзная и начитанная девочка Мира из города Профи сопровождает наших воспитанников на страницах дидактического альбома.
Работа с дидактическим альбомом отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми :
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д. ;
- вариативен (есть несколько вариантов игр и уровней сложности);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Альбом создан под запросы воспитанников, можно добавлять страницы с новыми заданиями. Страницы альбома многоразовые, даже задания с пластилином легко выдерживают аккуратную чистку и снова готовы к работе. Придумана система закладок, дети самостоятельно могут найти нужный разворот или проведя ассоциацию с прошедший экскурсией найти закладку с предметом помощником. Воспитанники могут брать свой альбом домой, если возникает такое желание. На последней странице под qr-кодами есть увлекательные задания или подборка мультиков для совместного времяпрепровождения воспитанников и их родителей.
Наша цель познакомить воспитанников с сотрудниками, которые ежедневно на страже их беззаботного детства. К каждому сотруднику мы обращаемся по имени - отчеству, мы знаем их и знаем какой труд они выполняют. Поэтому после знакомства на экскурсии, дети могут вклеить фотографию сотрудника в окошко детского сада. Нам предстоит еще много знакомств и окошек в нашем детском саду хватит на всех.
Мы находимся в постоянном поиске новых форм и методов взаимодействия с родителями воспитанников, средств подачи материала воспитанникам и в следующем году с нашими воспитанниками планируем изучать кем работает моя мама и мой папа посредством экскурсий, в том числе и виртуальных
Наша работа не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, были готовыми к решению различных задач и самостоятельному принятию решений.