Юлия Колесникова
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в игровой деятельности
ФГОС ДО
Во ФГОС ДО одним из приоритетных направлений образовательной области социально-коммуникативного развития, является развитие эмоционального интеллекта. Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, способности к рефлексии и децентрации (умения встать на позицию партнера, учитывать его потребности и чувства.
Проблемы
Публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста в игровой деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
В последние годы увеличивается число детей с эмоциональной неустойчивостью (враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка не только с окружающим миром, но и с окружающими людьми
Форма проявления эмоций
• Пассивная (замирание от страха)
• Активная (убегание)
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм, ценностей, принятых в обществе;
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; Становление самостоятельности;
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Существует два вида интеллекта :
Социальный и эмоциональный интеллект
Социальный интеллект – это способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других людей Способность приспосабливаться индивида к человеческому бытию (Д. Векслер)
3 составляющих: когнитивная, эмоциональная, поведенческая.
6 шкал социальных навыков: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль, социальная выразительность и социальный контроль.
Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать и корректно выражать свои эмоции, а также понимать чувства других людей.
Эмоциональный интеллект для старшего дошкольного возраста, определяется как готовность ребёнка к эмпатическому взаимодействию, позитивное регулирование речевого поведения и речевой деятельности.
Пять главных составляющих ЭИ
• самосознание
• самоконтроль
• эмпатия
• навыки отношений
• мотивация
Структура ЭИ
• Осознанная регуляция эмоций
• Понимание (осмысление) эмоций
• Различение (распознавание) и выражение эмоций
• Использование эмоций в мыслительной активности
Развитие эмоционального интеллекта идет с разной скоростью. Нет единой линейной модели, по которой можно было бы определить, в какой мере он должен быть развит у ребенка к определенному возрасту. Тем не менее психологи выделяют ключевые точки на пути от чисто сенсомоторного восприятия к дружбе и импульсивному контролю.
Развитие эмоционального интеллекта происходит в несколько этапов:
1 этап Идентификация эмоций;
2 этап Использование эмоций для повышения эффективности мышления; 3этап Понимание эмоций;
4 этап Управление эмоциями
I Этап развития эмоционального интеллекта : идентификация эмоций Знакомить детей с эмоциями : радостью, злостью, горем, гневом, страхом, удивлением.
Игра «Выбери девочку»
Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.
Описание игры: Дети выбирают из предложенных картинок с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто: Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка,
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Игра «Нарисуй эмоцию»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, обучение умению графически изображать различные эмоциональные состояния.
Описание игры: детям раздаются карточки и предлагается нарисовать фломастерами на лицах героев «Радость», «Грусть» и другие эмоции.
II этап развития эмоционального интеллекта : использование эмоций для повышения эффективности мышления
Игра «Прочитай письмо»
Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
Описание игры: почтальон приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать.
Например: Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил, но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.
Ранним утром Алеша пошел на рыбалку. Закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Долго он сидел и внимательно смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему было очень грустно. Но вдруг леска натянулась и постепенно стала уходить вниз. Что такое? Алеша потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Он испугался и стал звать на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большую щуку. Алеша даже запрыгал от радости.
Игра «Собери эмоции» включает в себя 9 карточек с пиктограммами эмоций, разрезанными на половинки.
Описание игры: найти недостающую половинку и назвать, какая эмоция здесь изображена.
III этап развития эмоционального интеллекта : понимание эмоций
«Кто, где живет?»
Цель: понимание эмоций
Описание игры: определить эмоцию героя мультфильма, показать, где он будет жить.
IV этап развития эмоционального интеллекта : управление эмоциями
«Повтори фразу»
Цель: развитие выразительности речи.
Описание игры: педагог называет фразу ( например: «У меня есть котенок», которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью.
«Сегодня на завтрак была овсянка»
«Мама вернулась с работы»
«Мы едем к бабушке на выходные»
«На улице пошел дождь»
«Расскажи, что ты чувствуешь»
Цель: научить ребенка описывать свои чувства от увиденного.
Описание игры: посмотреть на картинку и рассказать какие эмоции ребенок испытывает от увиденного.
«Волшебный клубок»
Такие эмоции, как грусть, печаль, обида можно смотать в клубочек.
«Колечко»
Выбирается водящий, остальные игроки садятся в ряд на скамейку и складыают ладошки лодочкой.
Водящий прячет предмет у себя в ладошках, также складывая их лодочкой.
Затем он подходит по очереди к каждому игроку, приговаривая:
— Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю
Водящий, вкладывая свои руки в руки участников, должен передать колечко любому из игроков так, чтобы остальные не догадались — кому именно.
Игрок, получивший колечко, не должен подавать виду, что он его получил, и должен стараться сидеть с максимально невозмутимым лицом.
После того, как водящий прошел всех игроков, он отходит от скамейки на несколько шагов и говорит:
— Колечко, колечко, выйди на крылечко
Игрок, у которого в руках оказалось колечко должен вскочить со скамейки и подбежать к водящему.
Задача остальных игроков понять, у кого осталось колечко и не дать ему убежать, постараться удержать.
Вывод:
Таким образом, ребенок овладевает различными видами деятельности, общения, положительным отношением к миру, проявляет любознательность, задает вопросы умеет проявлять свои эмоции и распознать эмоции окружающих.