Ольга Забелина
Развитие эмоционального интеллекта средствами художественной литературы у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
По данным Научного Института Исследования детства Российской Федерации наблюдается ежегодное увеличение численности детей с нарушениями нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Темочки:
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Современные психологи (О. А. Защиринская) отмечают следующие черты незрелости в психическом облике и поведении этих детей - это непосредственность, поверхностность переживаний, преобладание эмоционального мотива поведения, слабость волевого усилия, несамостоятельность и внушаемость, лабильность настроения – качества которые характеризуют личностную незрелость.
В нашем детском саду мы все чаще сталкиваемся с тем, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые несдержанны, вспыльчивы, проявляют склонность к агрессии, не желают делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Есть дети, которые во многом инфантильны и им сложно воспринимать нормы и правила поведения, поэтому к таким детям необходим особый подход, с более подробным объяснением их поступков, действий, подсказка правильных решений, чтобы сформировать у ребёнка культуру правильного поведения.
Для решения этой проблемы в коррекционно-развивающей работе по социально-эмоциональному развитию детей одну из важных ролей занимает художественная литература. Использование сказок и стихов, пословиц, поговорок – это действенное средство в коррекции эмоционально – нравственной сферы у ребёнка – дошкольника.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Ребенок учиться не только понимать внутренний мир героев, сопереживать им, но и верить в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе. С помощью художественной литературы можно метафорично воспитывать ребенка, помогая ему преодолевать негативные стороны формирующейся личности.
Учитывая тот факт, что дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа художественного произведения. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому используется следующий алгоритм работы над художественным произведением.
1. Чтение произведения.
2. Беседа о прочитанном.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Игры-беседы детей с персонажами.
5. Этюды на выражение эмоций у детей.
6. Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.
7. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.
Главное условие воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания художественного произведения.
Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения произведения проводится беседа с детьми по осмыслению прочитанного. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.
Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.
При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно содержание художественного произведения, то как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.
Для углубленного понимания детьми эмоциональных состояний персонажей и подготовки к проведению игр – драматизаций проводится работа над психогимнастическими этюдами. Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а так же ведут к закреплению у них навыка перевоплощения в героев художественных произведений.
Следующий этап в работе над произведением — это игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.
Как этап обобщения работы над художественным произведением, включается процесс переноса ситуаций из произведений в жизнь детей группы. Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Главным принципом остаётся стремление вызвать у ребёнка не только сопереживание героям, но и сочувствие, настолько активное, чтобы оно в свою очередь побудило импульс к внутреннему содействию. Необходимо создать условия (игровые или жизненные, в которых это внутреннее содействие могло бы реализоваться.
Подбор художественных произведений очень разнообразен, в него включены сказки, рассказы, стихи, пословицы.
В среднем возрасте, например, во время изучения эмоции удивление дети знакомятся с произведением Н. Носова «Живая шляпа», страха – Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», чувства вины, стыда – рассказ Л. Н.
Толстого «Косточка».
В старшем дошкольном возрасте и подготовительной группе с узбекской сказкой «Упрямые козы» дети знакомятся при изучении темы «Как справится с упрямством»,
cо стихотворением Рональда Семеновича Сеф «Доброта», знакомясь с рассказом Ю. Ермолаева «Лучший друг» дети учатся анализировать поведение в конфликтной ситуации, произведение В. Осеевой «Отомстила» учит. управлять своими эмоциями. Рассказ В. Осеевой «Кто его наказать» …Читая отрывки из книги Элизабет Крейри «Я злюсь» дети учатся распознавать в себе такое чувство как злость, упражняются в регуляции своего эмоционального состояния. В рассказе говорится том, что Девочка Кейти проснувшись утром собиралась пойти с папой на пикник в парк, но с утра пошел дождь ив связи с этими обстоятельствами это мероприятие пришлось отменить. Девочка расстроилась и разозлилась на папу, и по ходу прочтения рассказа дети знакомятся с простыми и приемлемыми для них способами снятия эмоционального напряжения. (это и замесить тесто понарошку. Надуть шарик «злости», выполнить физические упражнения, высказать свои чувства используя «я-сообщение», попросить помощи, смыть дурные чувства).
Использование художественной литературы помогает наиболее эффективно формировать положительные модели поведения у детей.
Ведь сила искусства в эмоциональном развитии детей огромна. Известный советский композитор Д. Б. Кабалевский так говорил о значении искусства художественной литературы для детей : "Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей".