Голубева Екатерина Сергеевна
Развитие элементарных математических представлений у детей с помощью камешков Марблс
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие элементарных математических представлений у детей с помощью камешков Марблс
«Игра есть свободная деятельность дитяти, и если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею в душе дитяти, с подобными же влияниями ученья первых четырех-пяти лет, то, конечно, все преимущество останется на стороне игры…» К. Д. Ушинский
Публикация «Развитие элементарных математических представлений у детей с помощью камешков Марблс» размещена в разделах
- Марблс. Игры с камешками
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Создание условий для развития детской игры – одно из актуальных направлений совершенствования качества дошкольного образования.
Игра занимает центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре закладываются основы личности ребенка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Играя вместе, дети строят свои взаимоотношения, учатся общению, проявляют активность и инициативу и другое. Детство без игры и вне игры не представляется возможным.
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования особо подчеркивается, что игра занимает центральное место в жизни ребенка.
п. 24.6. Игра в педагогическом процессе выполняет различные функции: обучающую, познавательную, развивающую, воспитательную, социокультурную, коммуникативную, эмоциогенную, развлекательную, диагностическую, психотерапевтическую и другие.
п. 24.7. В образовательном процессе игра занимает особое место, выступая как форма организации жизни и деятельности детей, средство разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Отсутствие или недостаток игры в жизни ребенка приводит к серьезным проблемам, прежде всего, в социальном развитии детей.
п. 24.8. Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребенка и становления его личности, педагог максимально использует все варианты ее применения в ДО.
Таким образом, на любом этапе развития, в любой своей форме игра способствует нравственному, интеллектуальному, эмоциональному развитию ребенка.
В своей работе для формирования элементарных математических представлений я использую декоративные камешки «Марблс». Это материал является настоящей находкой для использования в работе с детьми.
Что же это такое камешки «Марблс»?
Марблс – это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы.
Во времена первых цивилизаций игра стала занятием досуга, забавой. В Египте их делали из обожженной глины, в Китае - из фарфора. В 19 веке немецкий стеклодув изобрел приспособление - некие ножницы, которыми вязкую, тягучую струю жидкого стекла можно было резать на шарики. В середине прошлого века из Японии пришла иная технология производства Марблс, - смешение стекла с натуральным мрамором. Тогда, по-видимому, они и получили название Марблс, что означает мраморные. Красота их завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. Благодаря игре с шариками Марблс ребенок развивает в себе: логическое и абстрактное мышление, усидчивость, мелкую моторику рук, цветовосприятие, терпение, концентрацию внимания, аккуратность, точность, художественный вкус и творческие способности.
Правила безопасности при работе с Марблс:
Играть дошкольник должен только в присутствии взрослых.
Необходимо объяснить детям:
- камешки нельзя брать в рот, так как их можно проглотить, а это опасно;
- их нельзя кидать, так как они стеклянные и могут разбиться.
Для развития элементарных математических способностей, ребенку можно предложить:
1. Выкладывать последовательности: например, разложить камни по размеру от маленького к большому; или предложить составить более сложные ряды: выложить два одинаковых по цвету маленьких камешка и один большой камешек. Ребенок и сам может придумать свой «узор» и продолжит ряд.
2. Выкладывать геометрические фигуры, цифры: вы можете нарисовать на листке контур фигуры, а ребенок будет повторять контур камешками. Дети постарше могут отгадывать фигуру по точкам: например, выложив три камешка, ребенок должен догадаться, что это треугольник. Из камней можно выкладывать геометрические фигуры, предметы и ряды от большого к меньшему и наоборот. Из камешков дети с удовольствием выкладывают дорожки разной длины, а из плоских камешков - башенки разной высоты.
3. Назвать цифры в прямом и обратном порядке, назвать предыдущее и последующее число.
4. Посчитать камешки используя порядковый и количественный счет.
- Составление, выкладывание и решение математических примеров;
- Сортировка по заданному признаку;
- Соотнесение камешков и групп предметов, цифр;
- «Слепое» выкладывание и поиск предметов среди камешков Марблс;
- Ориентировка на листе бумаги по условиям.
Использование Марблс позволяет стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон, что, в конечном итоге, улучшает эффективность образовательного процесса. Камешки Марблс - это универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе не только воспитателям, а также родителям, т. к. это замечательная помощь для организации игры дома.
Использованная литература:
- Приказ Минпросвещения РФ от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования».
- Глаголева К. С. ,Л. С. Выгодский О роли игры в психическом развитии ребенка /К. С. Глаголева. – Текст: непосредственный// Молодой ученый. -2017.-№ 4 (138). С. 324-326.
Интернет ресурсы:
Социальная сеть работников образования nsportal.ru