Папки-передвижки

Развитие элементарных математических представлений дошкольников в музыкальной деятельности

Балакина Юлия Павловна
Развитие элементарных математических представлений дошкольников в музыкальной деятельности

Одна из задач современного образовательного учреждения – создание условий, максимально способствующих всестороннему развитию подрастающего поколения. На сегодняшний день все службы образовательных учреждений (педагогическая, медицинская, психологическая) не только стремятся работать вместе, комплексно сопровождая ребенка, но и создают для этого соответствующие условия.

Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.

Публикация «Развитие элементарных математических представлений дошкольников в музыкальной деятельности» размещена в разделах

Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности. Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания необходимо в процессе обучения и познавательно общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования.

Музыкальное воспитание ребенка как важнейшая составляющая духовного развития ребенка может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей, поможет решить многие задачи воспитательно – образовательного процесса.

Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов дошкольного учреждения с целью гармоничного воздействия на личность ребенка, активизации мыслительной деятельности, повышения качества усвоения знаний, создания благоприятного эмоционального фона, устранения нервного напряжения и сохранения здоровья.

Математика и музыка – два предмета, два полюса. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, мы погружаем в строгое пространство чисел. На первый взгляд музыка и математика – области, не связанные между собой. Однако это не так. На музыкальных занятиях в детском саду элементарные математические представления формируются в различных видах музыкальной деятельности.

Рассмотрим некоторые виды музыкальной деятельности, в которых происходит развитие математических способностей.

1. Музыкально-ритмические упражнения.

• В музыкально-ритмических упражнениях у детей формируется ориентировка в пространстве, так как дети выполняют различного вида перестроения - из круга врассыпную и обратно, из колонны по одному в пары, в тройки и в колонны по четыре человека, бег змейкой и др.

• Ритмические цепочки. Дети смотрят на схему, выясняют, какая фигура нарисована, определяют размер фигур. Также они прохлопывают ритмический рисунок, произнося в слух слоги (например ти-ти-ТА) или меняют слоги на цифры (раз-два-ТРИ)

2. Танцы. Во время исполнения и закрепления танцевальных движений у детей формируется представления о форме и величине, а так же умения различать направление движений вперёд – назад, влево - вправо.

3. Распевки и пение. Во время распевания дети помогают себе рукой, поднимая ее и опуская, тем самым закрепляя понятия вверх, вниз, выше, ниже, высокий звук, низкий звук. Во время распевания и разучивания новых песен дети знакомятся с такими математическими понятиями как темп и ритм. Дети, простукивая сложный ритмический рисунок, закрепляют тактильно эти сложные математические понятия. Во время пения закрепляется музыкально-ритмический рисунок. На музыкальных занятиях мы разучиваем песни, закрепляющие у детей навык порядкового счёта, временных представлений (вчера, сегодня, завтра, смену времени года и т. д.

4. Слушание музыки. В процессе слушания, восприятия музыкального произведения закрепляются некоторые математические определения. Дети узнают, что звуки бывают длинные и короткие, высокие и низкие, что темп музыки различается на быстрый, умеренный и медленный.

5. Музыкально-дидактические игры. Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими («Зайцы и медведь», «Воробышки и автомобиль», «Зайцы и волк» и т. п.). Осенью можно провести подвижную музыкальную игру «Найди свой листик». Она способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра «Чей кружок быстрее соберется», игра «Найти пару» и т. п.). На закрепление порядкового счета проводятся музыкально-дидактические игры на развитие ритма, музыкальной памяти. («Сколько нас поет», «Музыкальная лесенка» и другие).

6. Считалочки. Ребенок растет и знакомится со сверстниками, играет с ними в различные игры. Начиная со средней группы, с детьми разучиваются музыкальные считалки. Чтобы выбрать ведущего, нужна считалка – это счет. Вольно или невольно дошкольник получает математические знания. Поэтому необходимо использовать такие методические средства, которые развивали бы мышление дошкольника через художественные образы и были привлекательны и интересны для ребенка.. Кроме того, все считалки – это поэтические произведения, вследствие чего в каждой из них заложена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.

7. Фоновая музыка. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического действия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

• Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;

Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

• Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

• Переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

• Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультминуток.

Список использованных источников:

1. Буренина А. И. Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста //Музыкальная палитра. 2003, №2. С. 3

2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. –М., 1958г.

3. Лаптева В. А. Музыкальная математика для детей 4-7 лет. – М., “Сфера” 2003г.

4. Интернет-ресурс https://festival.1september.ru/articles/410049/

Публикации по теме:

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 4–5 лет «Собери пиццу»Дидактическая игра по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 4–5 лет «Собери пиццу» Сегодня я расскажу вам о дидактических играх по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 4-5 лет,которые я.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Использование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольниковИспользование Тико-конструктора в формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников Использование ТИКО конструктора в формировании элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Развитие логического мышления Цель: Продолжать измерять при помощи линейки. Развивать логическое мышление. Материал: Карточки с изображениями; линейки; цветные палочки.

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников» ЧАСТЬ 3Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников". СЛАЙД.

Математические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольниковМатематические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольников Математика - царица наук и мощный фактор интеллектуального развития ребёнка. Математикой мы пользуемся каждый день, поэтому навыки математического.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников»Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему "Развитие элементарных математических.

Развитие элементарных математических представлений «Счет в пределах 5» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Развитие элементарных математических представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие элементарных математических представлений дошкольников в музыкальной деятельности
Опубликовано: 28 марта 2022 в 10:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие элементарных математических представлений дошкольников в музыкальной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Балакина Юлия Павловна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД