Балакина Юлия Павловна
Развитие элементарных математических представлений дошкольников в музыкальной деятельности
Одна из задач современного образовательного учреждения – создание условий, максимально способствующих всестороннему развитию подрастающего поколения. На сегодняшний день все службы образовательных учреждений (педагогическая, медицинская, психологическая) не только стремятся работать вместе, комплексно сопровождая ребенка, но и создают для этого соответствующие условия.
Каждый дошкольник маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу, тем успешнее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – школьного детства.
Публикация «Развитие элементарных математических представлений дошкольников в музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности. Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания необходимо в процессе обучения и познавательно общения. Все это служит фундаментом дальнейшего математического образования.
Музыкальное воспитание ребенка как важнейшая составляющая духовного развития ребенка может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей, поможет решить многие задачи воспитательно – образовательного процесса.
Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов дошкольного учреждения с целью гармоничного воздействия на личность ребенка, активизации мыслительной деятельности, повышения качества усвоения знаний, создания благоприятного эмоционального фона, устранения нервного напряжения и сохранения здоровья.
Математика и музыка – два предмета, два полюса. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, мы погружаем в строгое пространство чисел. На первый взгляд музыка и математика – области, не связанные между собой. Однако это не так. На музыкальных занятиях в детском саду элементарные математические представления формируются в различных видах музыкальной деятельности.
Рассмотрим некоторые виды музыкальной деятельности, в которых происходит развитие математических способностей.
1. Музыкально-ритмические упражнения.
• В музыкально-ритмических упражнениях у детей формируется ориентировка в пространстве, так как дети выполняют различного вида перестроения - из круга врассыпную и обратно, из колонны по одному в пары, в тройки и в колонны по четыре человека, бег змейкой и др.
• Ритмические цепочки. Дети смотрят на схему, выясняют, какая фигура нарисована, определяют размер фигур. Также они прохлопывают ритмический рисунок, произнося в слух слоги (например ти-ти-ТА) или меняют слоги на цифры (раз-два-ТРИ)
2. Танцы. Во время исполнения и закрепления танцевальных движений у детей формируется представления о форме и величине, а так же умения различать направление движений вперёд – назад, влево - вправо.
3. Распевки и пение. Во время распевания дети помогают себе рукой, поднимая ее и опуская, тем самым закрепляя понятия вверх, вниз, выше, ниже, высокий звук, низкий звук. Во время распевания и разучивания новых песен дети знакомятся с такими математическими понятиями как темп и ритм. Дети, простукивая сложный ритмический рисунок, закрепляют тактильно эти сложные математические понятия. Во время пения закрепляется музыкально-ритмический рисунок. На музыкальных занятиях мы разучиваем песни, закрепляющие у детей навык порядкового счёта, временных представлений (вчера, сегодня, завтра, смену времени года и т. д.
4. Слушание музыки. В процессе слушания, восприятия музыкального произведения закрепляются некоторые математические определения. Дети узнают, что звуки бывают длинные и короткие, высокие и низкие, что темп музыки различается на быстрый, умеренный и медленный.
5. Музыкально-дидактические игры. Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений. Дети узнают, что звук бывает длинным и коротким, звуки бывают высокими и низкими («Зайцы и медведь», «Воробышки и автомобиль», «Зайцы и волк» и т. п.). Осенью можно провести подвижную музыкальную игру «Найди свой листик». Она способствует закреплению знания цвета и формы предмета. Со старшими дошкольниками можно играть в игры на закрепление навыков ориентировки в пространстве (игра «Чей кружок быстрее соберется», игра «Найти пару» и т. п.). На закрепление порядкового счета проводятся музыкально-дидактические игры на развитие ритма, музыкальной памяти. («Сколько нас поет», «Музыкальная лесенка» и другие).
6. Считалочки. Ребенок растет и знакомится со сверстниками, играет с ними в различные игры. Начиная со средней группы, с детьми разучиваются музыкальные считалки. Чтобы выбрать ведущего, нужна считалка – это счет. Вольно или невольно дошкольник получает математические знания. Поэтому необходимо использовать такие методические средства, которые развивали бы мышление дошкольника через художественные образы и были привлекательны и интересны для ребенка.. Кроме того, все считалки – это поэтические произведения, вследствие чего в каждой из них заложена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности. Если считалки положены на музыку, они превращаются в песенки. Тем самым усвоение последовательности натурального ряда становится не только легче, но еще и интереснее для ребенка.
7. Фоновая музыка. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического действия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
• Создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранение здоровья детей;
• Развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• Активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• Переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• Психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультминуток.
Список использованных источников:
1. Буренина А. И. Музыка и математика в развлечениях с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста //Музыкальная палитра. 2003, №2. С. 3
2. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников. –М., 1958г.
3. Лаптева В. А. Музыкальная математика для детей 4-7 лет. – М., “Сфера” 2003г.
4. Интернет-ресурс https://festival.1september.ru/articles/410049/