ОКСАНА КОМИССИНА
План самообразования «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»
▼ Скачать + Заказать документы
План самообразования воспитателя
Комиссиной Оксаны Владимировны на 2014-2015 год
Тема: «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомление с литературными сказками»
Цель: выявить формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение задач.
Задачи:
Публикация «План самообразования „Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Старшая группа
- Темочки
1. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности в ознакомлении с литературными сказками старшего дошкольного возраста.
2. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Разработать систему работы по ознакомлению старшего дошкольного возраста с литературными сказками.
4. Разработать рекомендации и консультации родителям в воспитании и творческом развитии детей.
Актуальность выбранной темы
Прекрасен сказок мир воздушный-
к нему с младенчества привык,
мне мил и дорог простодушный,
животворящий их язык.
К. М. Фофанов.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе.
Не секрет, что дошкольный возраст является одним из важнейших моментов в жизни человека. Детство - это время развития умственного, физического, душевного, время приобретения знаний об окружающем мире, формирование личности и характера. Каждый человек рождается любознательным, с первых минут жизни он получает знания об окружающем мире.
^ А что же такое любознательность?
Любознательность - это склонность к приобретению новых знаний.
В программе говорится, что ребёнок в старшем возрасте проявляет интеллектуальную активность, у него проявляется познавательный интерес.
Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребёнка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей их области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребёнка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности.
Любознательность – это признак готовности ребёнка к школьному обучению, он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе.
Одним из средств формирования любознательности у детей является детская литература, она воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства, помогает правильно воспринимать окружающий мир. Книга даёт детям представления об необычных взаимодействиях человека и окружающего мира.
методы и приё мы:
Словесные – Чтение, рассказывание (знакомство детей с литературным текстом). Пересказ текста детьми. Беседы- Вопросы-ответы, которые способствуют углублению восприятия литературного текста.
Наглядные: демонстрация, показ иллюстраций с целью ознакомления с объектом наблюдений.
Игровые: дидактические и подвижные игры на закрепление полученных знаний.
С целью формирования любознательности, активности через чтение художественной литературы использую следующие формы работы с детьми:
1. занятия
2. литературные викторины
3. вечера загадок
4. литературные игры
5. организация выставок детского творчества
6. создание проектов
Ребенок становиться человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча в пору детства с высокохудожественными произведениями детской литературы, цель которых, как писал К. И. Чуковский, воспитывать в человеке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою!
К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа – являются сказки.
Таким образом, ознакомление с художественной литературой дошкольников действительно занимает важное место во всей системе учебно - воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие речевых умений ребёнка, но и всей личности в целом: её сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения, наличие интереса – это первое из условий успешного воспитания.
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов
Ожидаемый результат:
1. Развитие у детей литературной речи, эстетического сознания ребёнка, формирование его мировоззрения, пополнение литературного багажа.
2. Участие воспитанников во всероссийских викторинах, в конкурсах детского творчества.
3. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.
4. Результаты диагностики по чтению художественной литературы.
Литература :
1. Гурович Л. М. и др. Ребенок и книга: Кн. Для воспитателя дет. сада – М. : Просвещение, 1992. – 64 с.
2. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2005 – 72 с.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М. ,Мозаика-Синтез,2007.
4. А. Михайлова «Попробуй сочинить сказки»
5. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М. : Просвещение, 1982.
Тема Задачи Пути реализации и формы работы Способы оформления материала для использования в практической работе Сроки выполнения
«Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста»
1. Отбор диагностики для определения уровня развития детей по ознакомлению с литературными сказками.
2. Определение условий образовательной деятельности с детьми.
3. Определение специальных форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.
4. Соотнесение задач обучения и темы занятий по чтению художественной литературы подготовительной к школе группе.
1. Проанализировать основные теоретические подходы к понятию любознательности.
2. Изучить структуру социально-педагогической деятельности с детьми.
3. Определить роль методов и приёмов в ознакомлении с художественной литературой.
4. Систематизировать дидактические игры
5. Анкетирование родителей
1. Составить перспективный план по ознакомлению с литературными сказками.
2. Создание предметно-развивающей среды и отбор художественной литературы с учётом рекомендаций ФГОС.
3. Составить план работы с родителями.
4. Взаимодействие с городской библиотекой.
Сентябрь-октябрь 2014
«Педагогические условия развития любознательности в процессе ознакомления с художественной литературой» 1. Разработать систему работы по формированию всестороннего творческого развития детей с литературными сказками. 1. Реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы в соответствии с методами и приёмами
2. Внедрение в работу конструктора сказок по В. Я. Проппа 1. Сбор материала по данной теме
2. Разместить консультации для родителей в информационном уголке.
3. Изготовление дидактических игр
4. Оформить альбом иллюстраций и репродукций по сказкам, рассказам…
5. Создание книг из рисунков детей. Ноябрь-апрель 2014-2015
«Внедрение полученных результатов» 1. Проверить эффективность используемой системы работы
2. Анализ, обобщение результатов
3. Размещение материалов в сети Интернет, публикация. 1. Консультация на тему: «Развитие любознательности старшего дошкольного возраста в ознакомлении с литературными сказками»
2. Мастер-класс «Рисунки и поделки по сказкам»
3. Для родителей «Проекты по художественным произведениям»
4. Игра-КВН «Путешествие по сказкам» 1. Разработаны методические рекомендации по ознакомлению с литературными сказками старшего дошкольного возраста.
2. Организация выставок творческих работ совместно с родителями (проекты).
3. Организация выставок детского творчества -детских рисунков и детских работ.
4. Организация тетрализованных игр Май 2015