Кристина Демидова
Развитие выразительности и образности речи при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с поэзией С. А. Есенина
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема выразительности и образности речи детей стоит очень остро. Духовное возрождение России закономерно связано с возросшим интересом общества к культуре своей страны. Культура русского народа содержит в себе уникальные национальные и глубокие общечеловеческие ценности.
В дошкольном детстве возможно искреннее погружение в истоки родной культуры, появление незримой связи со своим народом (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, О. И. Капица, А. П. Усова и др.).
Темочки:
- Есенин С.А.
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Важной частью национальной культуры является поэтическое творчество, которое сконцентрировало в себе мудрость русского народа, его духовную силу, красоту родного языка. В теории и практике дошкольного воспитания традиционно утверждается, что поэзия пробуждает первые образные представления детей о Родине, её культуре; дает верные духовно-нравственные ориентиры, способствует максимальному раскрытию индивидуальности и творческих способностей.
Исследования психологов и педагогов, посвящены изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности (Щ. С. Ушакова).
Мы полагаем, что использование в работе со старшими дошкольниками произведений С. А. Есенина открывает широкие перспективы развития выразительности и образности детской речи, основу нашего предположения составляют следующие особенности поэтических произведений: выразительность языка, способствующая освоению ребенком лучших образцов русской речи; традиционность и импровизационность, предполагающие возможность творческого отношения к их исполнению; особое взаимодействие между «рассказчиком-артистом-автором» и «слушателями-зрителями-участниками», которое делает совместное действо более ярким и выразительным.
Начальное исследование показало нам, что выразительность и образность речи детей старшего дошкольного возраста были недостаточно сформированы. Вследствие системной работы, проведенной с детьми 5-6 лет, мы пришли к следующим результатам: у детей повысился уровень творческой выразительности сочетающий осмысленность, эмоциональность, образность и искренность, которые представляли для детей особую сложность на начале исследования.
Чтобы достигнуть этого уровня, необходим целый комплекс факторов, состоящий из определенных знаний, умений и отношений. Во-первых, ребенку необходимо уметь воспринимать произведение в единстве его содержания и формы, понимать смысловой и эмоциональный подтекст стихотворения, иметь личное мнение о его героях. Во-вторых, он должен понимать значение доступных, наиболее традиционных средств лексической и интонационной выразительности. В-третьих, он должен уметь использовать некоторые из них для воплощения в речи собственного замысла. В-четвертых, он должен эмоционально-личностно относиться к рассказываемому тексту и к исполнительской деятельности.
Наша работа помогла добиться выше перечисленных факторов. Так же у детей старшего дошкольного возраста возрос интерес к поэзии, появилось новое соотношение между «рассказчиком-артистом-автором» и «слушателями-зрителями-участниками» (прежде - «слушателями-подражателями»). Работа с поэзией С. А. Есенина показала себя эффективной.