Эрна Никитина
Исследовательская работа «Развитие связной речи у детей 4–5 лет в процессе театрализованной игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка
Публикация «Исследовательская работа „Развитие связной речи у детей 4–5 лет в процессе театрализованной игры“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Одним из важных компонентов образовательной области «речевое развитие» является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Актуальность данной проблемы определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения. Поэтому в этом возрасте важно правильно организовать сам процесс.
Театрализованная игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Таким образом, овладение устной связной речью составляет важнейшее условие успешной подготовке к обучению в школе, а театрализованная игра является одним из самых эффективных способов развития связной речи дошкольников.
Цель исследования : выявление влияния театрализованных игр на развитие связной речи детей 4-5 лет.
Объект исследования : процесс развития связной речи детей 4-5 лет.
Предмет исследования : театрализованные игры как средство развития связной речи детей 4-5 лет.
Задачи исследования :
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить опыт работы воспитателей в ДОО по использованию театрализованных игр в развитии связной речи детей 4-5 лет.
3. Подобрать диагностические методики и определить уровень связной речи у детей 4-5 лет на основе данных диагностики.
4. Описать содержание работы по развитию связной речи у детей 4-5 лет в театрализованной игре.
5. Провести сравнительный анализ результатов проведенной работы.
Для достижения поставленной цели и реализации задач использовались следующие методы исследования : анализ психолого-педагогической литературы, анализ опыта работы, беседа, наблюдение
Раскроем содержание своей исследовательской работы в логике решения поставленных задач.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающие общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, «это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя и читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:
1. процесс, деятельность говорящего;
2. продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
3. название раздела работы по развитию речи.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Основной целью развития связной речи детей 4 – 5 года жизни является умение пользоваться диалогом, как формой общения и монологом. Для того, чтобы ребенок научился пользоваться речью, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их разнообразии, правилам ведения диалога, речевыми нормами построения монолога.
Важным средством в развитии связной речи является театрализованная игра
По мнению М. Д. Маханевой, посредством театрализованной игры дети овладевают особенностями выражений родного языка, его звучанием, гармонией, словесными формами - вопросом, ответом, диалогом, беседой, рассказыванием.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, по мнению Е. В. Мигуновой, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.
Кратко рассмотрим особенности содержания работы по развитию театрально-игровой деятельности в средней группе детского сада.
В среднем дошкольном возрасте происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
На основе теоретического исследования нами было проведено диагностирование уровня монологической речи.
Изучение уровня связной речи детей 4-5 лет проводилось на базе МКДОУ д/с «Аленушка» НСО Ордынского района с. Усть-Луковка в средней группе. Всего было обследовано 10 детей.
Целью диагностического этапа было выявить уровень развития связной речи детей средней группы.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Подобрать и апробировать комплекс методик для диагностики связной речи детей 4-5 лет;
2. Определить критерии и уровни связной речи детей 4-5 лет
3. Произвести количественно-качественный анализ полученных результатов.
В ходе исследования нами были использована методика О. С. Ушаковой, направленная на изучение особенностей связной речи детей 4-5 лет.
Методика включает в себя шесть заданий, сами методики вы можете увидеть на слайде:
Задание 1: «Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия»)».
Задание 2: «Составление предложения по трем картинкам» (например, «девочка», «корзинка», «лес»).
Задание 3: «Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)».
Задание 4: «Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок».
Задание 5: «Сочинение рассказа на основе личного опыта».
Задание 6: «Составление рассказа-описания».
Итоговая оценка результатов предполагает как количественное, так и качественное их обобщение.
Каждое задание оценивалось баллами от 0 до 5
В каждом задании оценивались свои критерии
Однако 0 баллов ставилось, если задание не выполнено.
5 баллов если задание выполнено полностью без подсказок.
Характеристика и градация каждого балла представлена в работе в каждом задании.
Количественный анализ позволил нам выделить три уровня суммарных показателей:
Итоговая сумма баллов соотносилась с уровнем
26 – 20 балла – высокий уровень развития связной речи
19 - 13 баллов – средний уровень развития связной речи
12 и менее – низкий уровень развития связной речи.
Как видно из диаграммы, по результатам обследования дети находятся в основном на среднем и низком уровне развития связной речи.
Таким образом, проведенное исследование связной речи у детей 4-5 лет позволило выделить следующее:
- дети не могут логично выстроить предложение, нарушен порядок слов в предложении;
- затрудняются при установлении логично – смысловых отношений между предметами, изображенными на картинках;
- при пересказе текста отмечаются повторы, пропуски, нарушены причинно – следственные отношения при пересказе.
- отмечено большое количество грамматических ошибок при составлении рассказа:
- самостоятельно составить рассказ – описание дети не могут, в основном с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, рассказ не отражает существенных признаков предмета.
Полученные результаты подтверждают необходимость проведения целенаправленной работы в данном направлении.
Результаты исследования уровня связной речи позволили спроектировать дальнейшую работу в данном направлении.
1. Отобрать театрализованные игры для развития связной речи детей 4-5 лет.
2. Разработать и внедрить в практику работы перспективный план по развитию связной речи детей 4-5 лет посредством использования театрализованных игр.
3. Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, костюмов, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи детей 4-5 лет.
4. Варианты игр представлены на слайде и в приложении.
5. Всего было запланировано и реализовано 15 театрализованных игр
6. Свою работу строили поэтапно :
7. 1 этап. Предварительная работа : чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, фотографий; дидактические игры; экскурсии; беседы; отгадывание загадок и т. п.
8. 2 этап. Создание игровой обстановки; внесение атрибутов, новых игрушек, предметов и предметов-заместителей, рассматривание их. Обучение игровым действиям с ними
9. 3 этап. Самостоятельная игра детей, расширение игры за счет придумывания нового сюжета.
10. Театрализованные игры, занятия с использованием элементов драматизации проводились как индивидуально с каждым ребенком, так и по малым подгруппам в хорошо освещенном помещении, групповой комнате, так, чтобы детей ничего не отвлекало, и они могли сконцентрироваться на творческой деятельности в процессе игры-драматизации. Обязательно предусмотрено свободное рабочее место, столы, стулья, ширма, куклы, шапочки и другие атрибуты.
11. Основная работа проводилась во вторую половину дня. Совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей отражалась в играх-драматизациях, играх-этюдах и упражнениях с элементами драматизации. Индивидуальная работа воспитателя с каждым ребенком имела место при разучивании отдельных монологов.
Микро групповая работа проводилась при разучивании стихотворений и проведении словесных игр, а подгрупповая работа воспитателя с детьми - в подвижных играх с элементами драматизации, играх-драматизациях логоритмических упражнениях с элементами драматизации.
На заключительном этапе закреплялись умения и навыки связной речи детей 4-5 лет в процессе театрализованных игр по сюжетам знакомых произведений с постепенным усложнением сюжета, разными видами театра (пальчиковый, кукол-перчаток, на ложках и др., творческими заданиями по содержанию произведения (например, «Сказка на новый лад», или по сюжетам сказок или рассказов, придуманных детьми в процессе коллективной творческой деятельности.
После окончания работы по развитию связной речи была проведена повторная диагностика связной речи детей 4-5 лет.
У 3 детей преобладает средний уровень развития связной речи, у 3 детей –высокий уровень, у 4 – низкий уровень.
Средний балл, полученный при выполнении заданий детьми составил 16,6, что соответствует среднему уровню развития связной речи.
Качественная оценка, полученная в ходе проведения опытно-практической работы показала следующие результаты:
-дети могут логично выстраивать предложения, но у некоторых детей еще нарушается последовательность слов;
-дети могут устанавливать логично – смысловые отношения между предметами, изображенными на картинках;
-при пересказе устанавливают причинно – следственные связи и достаточно хорошо составляют предложения;
-практические отсутствуют грамматические ошибки;
-самостоятельно составляют рассказ – описание.
Таким образом, театрализованная игра является эффективным средством развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. При более длительной работе возможен переход всех детей с низкого уровня на более высокий.