Наталия Парфенова
Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные условия труда требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять её во времени, реагировать на разные сигналы с определённой скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельностью, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека, так или иначе, требуется ориентация во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным, помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека.
Публикация «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Время является регулятором жизни и учебной деятельности школьника начинать с 1 класса. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно – временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений и навыков и развития мышления.
Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различения. Буквально с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведённое время, уметь управлять своими действиями во времени, беречь время. Ученики 1 класса должны научиться не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовление уроков дома, всё успевать.
Ко всем требованиям, которые предъявит ребёнку школа, его надо готовить ещё в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определённые отрезки времени.
У детей старшего дошкольного возраста возможно формировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на длительности различных жизненно важных временных интервалов, показать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучать в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.
Цель:
Обобщение и систематизация временных представлений у детей.
Задачи:
• Формирование представлений о последовательности частей суток и о сутках в целом.
• Формирование элементарного понятия о таких свойствах времени, как текучесть и непрерывность.
• Освоение ребенком умений измерять время, пользуясь общепринятыми приборами измерения времени.
• Овладение знаниями о календарных временных эталонах.
• Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов.
Формирование временных представлений у детей проходило в 3 направлениях:
1. Ознакомление с частями суток.
2. Ознакомление с календарём.
3. Развитие чувства времени.
Полноценное познавательное развитие детей организовано в трех основных блоках образовательного процесса:
1) на специально организованных познавательных занятиях;
2) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем в ходе режимных моментов;
3) в самостоятельной познавательной деятельности детей.
Свою работу мы начали с пополнения предметной среды :
Обновили макет «Дни недели», были изготовлены пособия «Вчера, сегодня, завтра», д/и «Что перепутал художник» (времена года, собрали с детьми макет часового механизма. Подобрали д/и по временам года, частям суток, макеты часов со стрелками и без. Подобрали песочные часы с разным временем.
Для решения поставленных целей и задач было решено провести цикл разнообразных дидактических игр и занимательных упражнений, использующих различные виды деятельности старших дошкольников для развития временных представлений. Общая цель всего комплекса: обобщение и систематизация временных представлений у детей.
Формированию представлений о частях суток мы использовали следующие дидактические игры: «Кто работает рано утром?», «Путешествие ночью», «Назови пропущенное слово», «День и ночь», «Кто, когда спит», «Что я люблю делать днем, утром…», «Подбери картинки», «Скажи наоборот».
При формировании представлений о днях недели, использовали такие игры как «Неделька, стройся», «Чья неделя скорее соберется», «Лови, бросай, дни недели называй», «Найди соседей», «Найди свой день», «Я начну, а ты продолжи», «Назовите 1, 2, 5, 7… день недели», «Вчера, сегодня, завтра», «Наведи порядок», «Разноцветная неделька».
Следующий шаг — это выработать понимание у ребенка времен года. В ходе игр мы формировали представление о том, что существует 12 месяцев и 4 времени года и наглядно показывали детям те перемены, которые происходят с погодой и природой осенью, летом, зимой и весной. Для формирования представлений о временах года использовали игры «Когда это бывает?», лото «Времена года», «Волшебный круг», «Лови, бросай, месяцы года называй», «Что перепутал художник», «Какое время года я загадала?».
Важной задачей является знакомство детей с часами. После того, как дети освоили последовательность событий, стали ориентироваться во временах года и в прошлом, будущем и настоящем, мы открыли приборы для измерения времени - часы. К этому времени дети довольно хорошо разбираются в цифрах, и умеют считать. В качестве наглядности мы использовали большие и яркие часы с большими стрелками и четкими делениями. Для решения этой задачи использовали игры: «Какое время», «Который час?», «Когда начинается спектакль», «Веселые часы». Дети играли часами – макетами, формировали навыки ориентировки и анализа времени на циферблате часов без стрелок и со стрелками. Так же детям нравится выполнять задания на время с помощью песочных часов.
Немало важным в формировании временных отношений дошкольников является работа с родителями.
По этой теме были проведены консультации, беседы, помещена информация в родительском уголке. Также в раздевалке оформили выставку рисунков и поделок, выполненных родителями совместно с детьми «Удивительный мир часов».