Яковлева Елена Андреевна
Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений работы по речевому развитию детей в соответствии с ФГОС ДО является развитие связной речи. Сегодня мы поговорим о том, как развивать связную речь детей с помощью дидактических игр. И сделать это могут не только педагоги и специалисты детского сада, имеющие специальное образование, но и будет очень здорово, если и Вы, родители, не останетесь в стороне, особенно родители старшей и подготовительной групп детского сада, т. к. умением или неумением хорошо рассказывать, то есть правильно и логично строить свою связную речь, во многом будет определяться успешность обучения детей в школе.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие связной речи детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Умение хорошо рассказывать – это не столько «природный дар», а сколько сознательно приобретенный навык, формирование которого необходимо начать еще в дошкольном возрасте. (Владение связной речью начинается у ребенка после 3,5 – 4 лет.)
Что же это такое связная речь? Под связной речью понимается развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.
Существуют две основные разновидности связной речи – диалогическая и монологическая.
Диалогическая речь является наиболее простым видом связной речи. Он представляет собой распространенный и естественно возникший способ живого общения между двумя людьми, в процессе которой чередуются высказывания обоих собеседников. Дети в процессе своего речевого развития раньше всего овладевают именно диалогической речью, протекающей в вопросно-ответной форме. Диалогической речью ребенок овладевает непроизвольно, и пользуется для установления контакта со взрослыми в процессе игр и других занятий. (Ребенок обращается к взрослым с различными вопросами и просьбами и старается понять их ответы, то есть этот вид речи ребенку жизненно необходим).
Монологическая речь – является сложным видом связной речи. Монолог – это речь одного человека, обращенная к одному или нескольким слушателям. Она представляет собой непрерывное и довольно продолжительное по времени логически построенное высказывание. Монолог служит для целенаправленной передачи информации.
Монологическая речь бывает устная и письменная. В детском саду ребенок овладевает устной монологической речью.
Видами устной монологической речи являются : пересказ и самостоятельный рассказ. Самостоятельный рассказ по сравнению с пересказом является более сложным видом монологической речи.
Самостоятельный рассказ, в зависимости от целевого назначения бывает: рассказ-описание, рассказ-повествование.
Описание – наиболее простой вид самостоятельного рассказа. В нем нет действующих лиц, не происходит никаких событий, просто описываются характерные признаки какого-либо предмета в статическом состоянии (неподвижен, и не изменяется).
Повествование – сложнее описательного рассказа, в нм есть динамика – развитие событий во времени. В нем есть действующие лица, определенный сюжет, в нем указывается место и время действия. Повествовательные рассказы бывают фактические и творческие. В фактическом рассказе излагаются реальные события, а в творческом – участвует творческое воображение самого рассказчика.
При составлении рассказов используют предметные картины, серии сюжетных картин, сюжетные картины, схемы-описания, планы для составления рассказов и т. д. и т. п.
Всеми рассмотренными видами связной речи ребенок овладевает постепенно, начиная с простых ее форм в условиях целенаправленного обучения. Очень важно, чтобы родители манерой своего общения с ребенком стимулировали его к развитию не только диалогической но и монологической речи, формировали у него потребность в ней.
В этом вам могут оказать огромную помощь дидактические игры, направленные на развитие связной речи.
Рассмотрим некоторые из них.
Игры на обогащение и активизацию словарного запаса детей : предметного, глагольного словарей и словаря признаков, словарь синонимов и антонимов, которые необходимы для работы над развитием связной речи.
«Мои первые слова»
«Мои первые предложения»
«Мои первые рассказы»
«Воспроизведи правильно последовательность и составь рассказ»
«Истории в картинках»
Дид. игры, сделанные своими руками
Заключение:
Работа над развитием у детей связной речи, безусловно, требует достаточно продолжительного времени, при этом очень важно, чтобы она, уважаемые родители, проводилась систематически.