Дилара Сутенова
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Давайте рассмотрим один из составляющих факторов полноценного развития ребенка-это развитие мелкой моторики рук. Все знают, что нужно развивать мелкую моторику рук, но не все знают, как правильно, это делать, да и вообще, что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Рассмотрим подробно все эти вопросы.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Мелкая моторика-совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, частоов сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
У мелкой моторики есть очень важная особенность: она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи тесно связаны.
Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы:
Пальчиковые игры
Лепка и рисование
Массаж пальчиков
Сегодня мы рассмотрим одну из групп- это дидактические игры. Я предлагаю комплекс дидактических игр для развития мелкой моторики рук :
1. «Путешествие пальцев»
Цели:
развитие и тренировка координации движений пальцев,
развитие кончиков пальцев рук,
развитие внимания.
Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах, и «островки» для передвижения пальцев.
Ход игры:
Ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться о островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».
Правила:
нужно передвигаться для начала используя 2 пальца;
Должны участвовать все пальцы;
Нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
2. Пальчиковые игрушки-ходилки
Игрушки-ходилки-это когда пальчики вставляются в игрушку.
Цели:
3. Развитие и тренировка координации движений пальцев;
4. развитие кончиков пальцев рук;
5. Развитие воображения и фантазии.
Игрушки-ходилки вы можете распечатать из приложения №1, вырезать и играть, самим выдумывать сюжет, сочинять сказки и фантазировать.
3. Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»
Цели:
развитие кончиков пальцев рук,
развитие внимания.
Оборудование: прищепки и картинки
Ход игры:
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги
(от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стиха) :
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает это не палец, а мышь.
(смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
Так же другой вариант игры: можно распечатать картинки из приложения № 2 и с помощью прищепок добавлять недостающее: например, лучики у солнышка, иголки у ежа и т. д.
4. «Составь узор из спичек и палочек»
Цели:
учить детей воспроизводить образец, выкладывая образец из спичек и палочек;
развивать мелкую моторику рук;
развивать воображение;
развивать координацию руки и глаза;
учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.
Оборудование: спички в коробке, разноцветные палочки в коробке, образцы узоров.
Ход игры:
Эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру по образцу. Также необходимо сопоставить выполненную работу с образцом.
5.«Бусы»
Цели:
развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации;
различение предметов по форме, цвету и величине;
развитие внимания, усидчивости и воображения.
Оборудование: бусы разного цвета, формы, величины, лески.
Ход игры:
На первом этапе предложить детям просто собрать бусы, в том порядке, в каком они захотят. Затем предложить собрать бусы в определенно последовательности.
6. Тренажер «Сухой бассейн»
Цели:
Закрепление и развитие мелкой моторики рук,
Развитие классификации по различным признакам,
Сенсомоторное развитие.
Оборудование: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки и т. д.)
Ход игры:
Ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет и описывает его. Ребенок
может перемещать руку в коробке, щупая и трогая предметы.
7. «Курочка»
Цели:
Развитие мелкой моторики рук,
Развитие слухового внимания.
Оборудование: игрушка курочка, киндер коробочки с различными наполнителями.
Ход игры:
Рассмотреть курочку, у которой много яичек.
Курочка моя, умница моя,
Вот пшено, водичка!
Дай ты мне яичко, умница моя!
Предложить детям погреметь и отгадать, что находится внутри. Затем открыть и дать потрогать содержимое киндеров.
8. «Найди приз»
Цели:
Закрепление и развитие мелкой моторики рук,
Развивать воображение;
Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие предметы (украшения, значки, игрушки из Киндер-сюрпризов и др.)
Ход игры:
Приготовленные предметы, необходимо завернуть в фантики. Задача ребенка развернуть «конфетки», описать предмет, который находился внутри.
9. «Золушка»
Цели:
Развитие мелкой моторики рук,
Учить действовать правой и левый рукой,
Совершенствовать точность движений пальцев.
Оборудование: контейнеры с широким дном 2-4 шт., крупа: манка, фасоль, гречка, горох, рис и т. д.
Ход игры:
Педагог предлагает вспомнить сказку Ш. Перро «Золушка»
-ты помнишь, как злая мачеха заставляла Золушку перебирать крупу, которую она смешала? Золушка очень устала, давай ей поможем? Нужно смешанную крупу разобрать по «тарелочкам», и тогда она точно успеет на бал!
10.«Иголочки»
Цели:
Развитие тактильной чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук.
Развивать воображение;
Оборудование: круглая щетка для волос
Ход игры:
Ребенок держит руками щетку круглую для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая: «У сосны, у пихты, и у елки очень колкие иголки, но еще сильней, чем ельник, вас уколет можжевельник.»
11. Игрушка –искалочка.
Цели:
развитие мелкой моторики,
развитие внимания и усидчивости.
Это игрушка с прозрачным окошком, через которое ребенку нужно найти мелкие предметы по карточке, которая прикреплена к игрушке, в крупе либо в бусинках. Эту игрушку можно сшить самим.
12. Развивающие книги и панно
Цели:
Развитие мелкой моторики рук,
Развитие скоординированности кистей рук,
Развитие воображение и фантазии.
Развивающие книга и панно-это панно и страницы книги для развития мелкой моторики рук, которые включают в себя элементы различные по текстуре, размеру, наполнению, которые можно трогать, передвигать, прикреплять, отстегивать, навешивать, вкладывать.
Их также можно сшить своими руками. Свои варианты развивающих книги и панно представляю в приложении №4.
Итак подводя итоги, можно сказать следующее: дидактические игры- это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Учитывая огромное значение развития мелкой моторики у детей, задача педагогов- донести до родителей важность данной проблемы. Родители должны понять : чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру. Любые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.