Ольга Шамеева
Развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр художественного содержания
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр художественного содержания.
Публикация «Развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр художественного содержания» размещена в разделах
В раннем возрасте основной деятельностью малыша является познание себя и предметной среды окружающий его. Ребёнок начинает знакомиться с основными сенсорными эталонами, имеет потребность в развитии мелкой моторики рук. Многие ученые так же отмечали важность развития творческих способностей у малышей. У детей начинает развиваться чувство прекрасного, умение ценить и понимать произведения искусства, проявляется любовь к красоте и богатству родной природы. Малыши знакомятся с художественными материалами и их свойствами. Используя в своей художественной деятельности карандаши, краски, пластилин, соленое тесто и. т. д., у детей возникает чувство радости, удивления, восторга, развивается фантазия, творческая активность. Художественно - эстетические и сенсорные способности, в силу особенностей развития детей раннего возраста, лучше всего происходит через игру.
В процессе дидактической игры малыш приобретает или закрепляет знания о свойствах предметов, развивает творческие способности, мышление, умение сравнивать, выделять сходства и различия предметов, развивает активную речь. Дидактическая игра развивает не только познавательные, но и другие виды активности дошкольников : нравственную, эстетическую, коммуникативную. Значение дидактической игры отмечали многие учё ные: К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, Л. С. Выгодский, А. С. Макаренко, З. Фрейд, Э. Берн, Ж. Пиаже.
В своей работе с детьми мы столкнулись с проблемой отсутствия наличия разработанных дидактических игр, направленных специально на художествено – эстетическое развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Нашим коллективом детского сада № 107 «Ягодка» АНО ДО «Планеты детства «Лада», под руководством к. п. н. Т. А. Котляковой, на основе проведённого анализа и изученной литературы, было создано методическое пособие «Дидактические игры художественного содержания для детей раннего и младшего дошкольного возраста».
При разработке данной методики мы учитывали такие принципы как: сенсорное и художественное развития детей, возрастные особенности, постепенное усложнение содержания, куртурологический принцип, сотрудничество с семьей. Наши игры позволяют детям учиться сравнивать предметы по величине, по цвету; проявлять самостоятельность, инициативность и активность в общении со сверстниками и педагогом; узнавать предметы по форме (круг, квадрат, треугольник, цвету (красный, синий, желтый, зелёный); развивать крупную и мелкую моторику рук; знакомиться с приёмами раскатывания, сплющивания пластилина, соленого теста, глины; создавать несложные изображения в рисовании, лепке, аппликации, не боятся работать с нетрадиционными техниками рисования (пальчиками, ладошками).
По нашему мнению разработанная система может успешно использоваться как для работы в дошкольных образовательных учреждениях, так и в домашних условиях.
Предлагаем вам познакомиться с некоторыми дидактическими играми для детей раннего и младшего дошкольного возраста, направленных на художественно - эстетическое развитие дошкольников :
Игра «Спасём зайку».
Цель: Закреплять знания детей о цвете. Упражнять детей в умении различать форму предмета. Формировать умение выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно – цвет и форму. Развивать наблюдательность, внимание.
Материал: Для игры необходимо приклеить на бумагу три разноцветных домика, в каждом окошечке будет сидеть зайчик. А рядом с домиком приклеить изображение лисы.
Ход игры: Задачей для ребенка является спрятать зайчика от лисы при помощи ставен нужного цвета. Это задание можно усложнить детям более старшего возраста. К примеру, сделать не только домики разных цветов, но ещё и окна различной формы. Они могут быть квадратные, треугольные или круглые. И, соответственно, ставни должны будут подходить не только по цвету к домику, но и по форме к самому окошечку.
Игра «Весёлые кружки».
Цель: Закрепление геометрической фигуры – круг. Развитие мелкой моторики пальцев рук; закрепление цвета. Воспитывать усидчивость.
Материал: Круги различных цветов.
Ход игры: Малышам предложить сложить фигуру по образцу. Детям постарше предложить достать кружочки из конверта и сложить фигуру (неваляшки, гусеницы, кота и т. д.).
Игра «Корзина с фруктами».
Цель: Формировать понятие «большой, маленький». Закреплять знания детей об основных цветах спектра (красный, желтый, зелёный). Закреплять знания детей о фруктах. Формировать умение выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно – цвет и величину. Развивать внимание.
Материал: Фрукты разных цветов и различного размера, 2 корзины.
Ход игры: Предложить ребёнку разложить фрукты по корзинам, большие фрукты в большую корзину, маленькие в маленькую. Другой вариант игры – в три корзины разложить фрукты по цвету (в первую корзину – желтые, во вторую – красные, в третью – зеленые).
Игра «Спрячь мышку от кошки».
Цель: Упражнять детей рисовать каракули на бумаге красками в зависимости от движения руку.
Материал: Гуашь, кисть, непроливайка с водой, лист бумаги с изображением мышки.
Ход игры: Предложить ребёнку листок с изображением мышки. Дайте ребёнку кисть и гуашь одного цвета. Взрослый рассказывает ребёнку о том, что мышка очень боится кошку и хочет от неё спрятаться. Предложить ребёнку спрятать мышку от кошки. Ребёнок прячет мышку, закрашивая его каракулями.
Разработанные нами игры выполнены в основном из текстиля, фетра, игры мы размещаем на вертикальных поверхностях, стенах, дидактических столах для самостоятельной игры, так же часть игр вносятся в группу для совместной деятельности с педагогом. Более подробно вы можете ознакомиться с нашими играми в методическом пособии лаборатории развития творческих способностей ребёнка АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 107 «Ягодка», «Дидактические игры художественного содержания для детей раннего и младшего дошкольного возраста», Тольятти – Ульяновск, 2017г.
Список литературы:
1. АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №1-7 «Ягодка». Дидактические игры художественного содержания для детей раннего и младшего дошкольного возраста : Методическое пособие лаборатории развития творческих способностей ребёнка. – Тольятти – Ульяновск, 2017. – 65с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвящение, 1985. – 180с.
3. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб: СО – ЮЗ, 1997г. – 96с.
4. Котлякова Т. А. Игровые технологии художественно – эстетического развития дошкольников. – СБ. : Современные проблемы дошкольного образования : сборник научных статей / Отв. Ред. Л. М. Захарова. – Ульяновск: 2002г. – 76с.
5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. (Пособие для воспитателя детского сада). Под ред. Л. А. Венгера. – М, : Просвящение, 1973.