МААМ-картинки

Развитие временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста

Сания Трифонова
Развитие временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Вопросы о необходимости специальной работы по изучению особенностей и развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с условно нормативным развитием и с ОНР III уровня в последние годы становятся все более актуальными по следующим причинам. Во-первых, увеличивается количество детей, которые испытывают трудности в освоении образовательной программы из-за общего недоразвития речи. Во-вторых, временные представления очень важны для адаптации и социализации ребенка в современном обществе, так как они способствуют лучшей организации всей жизни ребенка: его распорядка дня, разных видов деятельности, труда и отдыха, что положительно влияет на физическое и психическое здоровье. Эти представления имеют большое значение для полноценного познавательного, интеллектуального и речевого развития ребенка.

Публикация «Развитие временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

По определению Т. Д. Рихтерман, временные представления ребенка дошкольного возраста – это представления о времени, в структуру которых входят образы, которые возникают у ребенка при использовании слов, которые обозначают различные временные отрезки (год, времена года, месяц, неделя, дни недели и т. д., части суток (утро, день, вечер, ночь) или соотносятся с прошлым, настоящим и будущим (вчера, сегодня, завтра). У детей с ОНР III уровня в силу имеющихся нарушений речевого развития эти представления складываются особенно трудно, неполноценно, фрагментарно, не в полном объеме, поэтому нуждаются в развитии и коррекции. Цель развития временных представлений у детей с ОНР III уровня – научить самостоятельно ориентироваться во времени : устанавливать время суток, года, употреблять в речи слова, обозначающие временные понятия, чувствовать его продолжительность (чтобы планировать, распределять и контролировать свою деятельность во времени, модифицировать темп и ритм собственных действий в зависимости от наличия времени.

Формирование временных представлений – составляющая математической подготовки детей дошкольного возраста, которая входит в процесс формирования элементарных математических представлений детей в период дошкольного детства.

Основы методики развития временных представлений у детей дошкольного возраста были заложены в 1960-70-е годы в работах

А. М. Леушиной, Т. А. Мусейибовой и Р. П. Чудновой. В 1980-90-е годы

Л. М. Маневцова разработала экспериментальную дидактическую систему формирования временных представлений у дошкольников на основе сезонных изменений в природе. В исследованиях Т. Д. Рихтерман, которая уделяла большое внимание этой проблеме, предлагалось формировать у детей представления о временах года, о частях суток, о днях недели в повседневной жизни, в режимных моментах, в играх и на специально организованных занятиях.

Исследования особенностей развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, проведенные Т. В. Волосовец, О. Б. Иншаковой, А. Н. Корнеевым, Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой,

А. В. Семенович и С. О. Умрихиным, Н. М. Япрынцевой, показали, что развитие временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста отстает от их сверстников, развивающихся в норме. Дошкольники с ОНР плохо знают названия базовых временных единиц (времени года, месяцев, дней недели, частей суток и их последовательности, им трудно различать прошлое, настоящее и будущее, путают понятия «до», «после», «сначала», «потом», смешивают понятия время года и месяц, не умеют полно рассказать об отличительных признаках времен года, у них очень обеднен словарь временных наречий. Все эти особенности в развитии временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста должны учитывать педагоги при организации коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.

В данной статье предложена программа коррекции и развития временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста, при разработке, которой мы исходили из результатов диагностического обследования уровня развития и особенностей временных представлений у детей в возрасте 6-7 лет.

Для обследования уровней (высокого, среднего и низкого) развития временных представлений у испытуемых детей использовалась методика

Т. Д. Рихтерман, включающая 7 диагностических заданий. По нашему мнению, этот диагностический инструментарий будет полезен педагогам, поэтому опишем его подробнее.

С помощью задания №1 выявлялся уровень развития представлений ребенка о названии частей суток и умения определить часть суток по деятельности человека. Использовался картинный материал с изображением деятельности человека в разные части суток: 1) ребенок спит в темноте, за окном видны луна и звезды; 2) мама ведет детей в детский сад; 3) дети спят в спальной комнате группы; 4) бабушка читает книгу ребенку, лежащему в постели.

Задание №2 было направлено на определение умения ребенка определять часть суток по состоянию природы. Материал: картинки с изображением явлений природы, свойственных тому или иному времени суток : 1) утро – голубое небо, внизу видна часть солнца, с расходящимися лучами; 2) день – высокое солнце; 3) вечер – закат солнца, закрывающиеся цветы, первая звезда; 4) ночь – звездное небо, луна.

Задание №3 позволило оценить уровень знаний ребенком названий дней недели и представлений об их последовательности. Материал: семь карточек, из них 5 карточек со знаками-символами совместной деятельности педагога и детей, относящихся к соответствующему дню недели и 2 пустые карточки.

С помощью задания № 4 мы определили уровень развития умения определять, какой день был вчера, какой наступил сегодня и какой будет завтра. Материал: карточки из задания № 3.

Задание № 5 Цель: выявить умение ребенка определять время года, и какие месяцы входят в определенное время года. Материалы: картинки с изображением времен года – зимы, весны, лета и осени. Ребенку предлагалось разложить картинки в логической последовательности смены времен года, а потом назвать месяцы, которые входят в каждое время года.

Задание №6 направлено на оценку уровня развития умения определять последовательность месяцев в году. Материалами к нему послужили 5 картинок с изображением праздников: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День Знаний.

Ребенок должен был разложить их по порядку месяцев в году, начиная с Нового года – 1 января.

Задание №7 позволило выявить уровень развития умения ребенка определять время по часам и выставлять нужное время на часах. Использовалась модель циферблата часов.

По сумме баллов, которые каждый ребенок получил за выполнение всех диагностических заданий, определялся уровень развития у него временных представлений. В целом результаты проведенного нами диагностического изучения особенностей временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста подтвердили экспериментальные данные, полученные в научных исследованиях

О. Б. Иншаковой, Р. И. Лалаевой, А. В. Семенович и др. Действительно, у старших дошкольников с ОНР III уровня временные представления ниже возрастной нормы и программных требований. Эти представления не полные, фрагментарные, неосмысленные. Наилучшим образом у детей развиты представления о частях суток и днях недели и умения распознавать части суток по деятельности человека и по состоянию природы. При этом дети с ОНР не умеют аргументировать свои суждения, основанные на временных представлениях, не могут применять эти представления в новых условиях, т. е. не умеют определять : какой день был вчера, сегодня, будет завтра; месяцы, которые входят в каждый сезон (зима, весна, лето, осень) и их последовательность в течение года; время по часам. Интеллектуальное умение обобщать на основе имеющихся представлений о времени у этих детей развито очень слабо, активность представлений почти отсутствует, так как дети не умеют без помощи взрослого оперировать имеющимися у них временными представлениями в новых условиях. Наибольшие трудности дети испытывали, когда им необходимо было отвечать на вопросы, объяснять свой ответ, аргументировать свое мнение, доказывать, делать выводы и т. д. Это связано с тем, что у детей с ОНР III уровня имеются значительные затруднения в овладении лексическим и грамматическим строем речи.

Для проведения целенаправленной и систематической работы по развитию временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста нами была разработана и применена коррекционная программа, состоящая из 25 занятий. При решении ее задач, коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР проводилась дефектологом по всем компонентам временных представлений : расширение полноты представлений детей о сутках, днях недели, месяцах года, их последовательности; закрепление и обобщение умений определять части суток по деятельности человека и состоянию природы; формирование обобщенных представлений о том, какие месяцы входят в определенное время года; формирование и закрепление осознанного умения определять, какой день был вчера, сегодня, будет завтра, определять время по часам. На каждом занятии использовались упражнения, задания, игры, направленные на формирование активности временных представлений у детей с ОНР III уровня – умений оперировать имеющимися представлениями о времени в новых условиях и разных видах деятельности.

Коррекционная программа основана на общедидактических принципах и принципах коррекционной работы с детьми, у которых имеется недоразвитие речи III уровня : это принципы системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; единства диагностики и коррекции; деятельностный принцип коррекции; принцип учета возрастных и индивидуальных психологических особенностей ребенка и принцип комплексности методов коррекционного воздействия.

В программе 25 занятий с детьми разделены на 3 этапа: установочный этап (2 занятия) направлен на сплочение группы, создание благоприятного психологического климата и установление доверительных отношений между членами группы и дефектологом. Основной этап – коррекционно-развивающий этап включает 20 занятий. Последний этап (3 занятия) способствует обобщению и закреплению сформированных временных представлений у детей.

Единая трехчастная структура каждого занятия способствовала эффективности и результативности коррекционно-развивающей работы с детьми. Вводной части занятия включен ритуал приветствия, способствующий привлечению внимания и настрою детей на предстоящую деятельность. Основная часть занятия – это проведение упражнений, игр, выполнение заданий на развитие временных представлений детей. Проводились дидактические игры из пособий Т. Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» и Т. И. Тарабриной и Е. И. Соколовой «Детям о времени» : «Сутки», «Живая неделька», «Что бывает только утром (днем, вечером, ночью)», «Когда это бывает», «Кто работает рано утром (ночью)» «Временное лото», «Радужное лото» и другие. Например, в дидактической игре «Веселый поезд» играют одновременно 3 ребенка, которые изображают бригадиров вагонов поезда. Используется модель поезда с тремя вагонами ( каждый вагон имеет название: «вчера», «сегодня», «завтра») и карточки с изображением тех видов деятельности, которые проходили у детей вчера, сегодня и будет проводиться завтра (музыкальные занятия, занятия по математике, по физической культуре, чтение книги, рисование и т. д.). Каждый ребенок из этих картинок выбирает только те, которые соответствуют названию его вагона. Побеждает тот, кто сделает это правильно. Дидактическая игра «Кто работает по ночам» проводится в форме путешествия с использованием компьютерной презентации. Педагог показывает детям слайды, а дети должны назвать профессии людей, которые работают по ночам, и рассказать, что они делают: ремонтники дорог, врачи скорой помощи, пожарные, диспетчеры авиалиний, пилоты самолетов, стюардессы, полицейские и др.

Очень понравились детям подвижные игры, игры с мячом: «Лови, бросай – время года называй», «Что потом?», «День и ночь», «Лови, бросай, день недели называй». Закреплению и обобщению умения определять части суток по деятельности человека способствовала беседа с детьми по теме «Распознавание дней недели по расписанию занятий в детском саду». Умения детей правильно определять времена года и части суток по состоянию природы развивались в беседах по картинам русских художников (А. И. Куинджи «Днепр утром», И. И. Левитан «Март», В. Юшкевич «Ночь», Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу»).

Для развития осознанных временных представлений у детей с ОНР III уровня на занятиях эффективными были элементы арт-терапии (рисование на заданную тему «Что я люблю делать утром», аппликация «Волшебный будильник – части суток»); метод моделирования (использовались модели частей суток, дней недели, времен года, часов, изготовленные педагогом и самими детьми); элементы песочной терапии (упражнение «Рисуем время»); пантомимика «Изобрази без слов». Например, педагог дает одному ребенку задание, показать без слов, что он делал утром (днем, вечером). Ребенок изображает свои действие, остальные дети их угадывают и называют.

В заключительной части занятия обязательно проводилась рефлексия: педагог спрашивала детей, чем они занимались, что нового и интересного узнали, что им особенно понравилось и запомнилось, что вызвало затруднения. Затем следовал ритуал прощания.

Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику в развитии временных представлений у детей с ОНР III уровня. В целом временные представления детей стали более полными, осознанными и соответствующими возрастной норме и требованиям образовательной программы детского сада. Дети научились применять их в своей деятельности и практическом опыте.

Обобщая опыт нашей исследовательской работы, отметим, что у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста развитие временных представлений происходит успешно, когда учитываются речевые нарушения, уровень развития и особенности временных представлений у каждого ребенка и на основе этого педагогом-дефектологом на коррекционных занятиях используется комплекс различных методов работы с детьми по развитию полноты, осознанности, обобщенности и активности временных представлений детей.

Список литературы

1. Иншакова, О. Б. Пространственно-временные представления [Текст] : Учеб. -метод. пособие / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 80 с.

2. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекты [Текст] / А. Н. Корнев. – СПб. : Речь, 2006. – 380 с.

3. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – 160 с.

4. Маневцова, Л. М. Формирование системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Маневцова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. – Л., 1985. – С. 45-49.

5. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]; под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Ин-т общегуманитарных исследований В. Секачева, 2011. – 287 с.

6. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Т. Д. Рихтерман. – М. : Просвещение, 1991. – 183 с.

7. Семенович, А. В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии [Текст] / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. – М., 1998. – 50 с.

8. Тарабрина, Т. И. Детям о времени [Текст] / Т. И. Тарабрина, Е. И. Соколова. – Ярославль: Учитель, 2006. – 186 с.

9. Япрынцева, Н. М. Вербализация пространственных и пространственно-временных представлений [Текст] / Н. М. Япрынцева // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 3. – С. 69-70.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи»Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у лесной феи» Конспект занятия по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего возраста. Тема: «В гостях у лесной феи» Цель:.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения Упражнения по формированию представлений о величине у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Разложи по порядку» У.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 января 2020 в 14:44
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Сания Трифонова (УИ 214541) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД