Сания Трифонова
Развитие временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы о необходимости специальной работы по изучению особенностей и развитию временных представлений у детей дошкольного возраста с условно нормативным развитием и с ОНР III уровня в последние годы становятся все более актуальными по следующим причинам. Во-первых, увеличивается количество детей, которые испытывают трудности в освоении образовательной программы из-за общего недоразвития речи. Во-вторых, временные представления очень важны для адаптации и социализации ребенка в современном обществе, так как они способствуют лучшей организации всей жизни ребенка: его распорядка дня, разных видов деятельности, труда и отдыха, что положительно влияет на физическое и психическое здоровье. Эти представления имеют большое значение для полноценного познавательного, интеллектуального и речевого развития ребенка.
Публикация «Развитие временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
По определению Т. Д. Рихтерман, временные представления ребенка дошкольного возраста – это представления о времени, в структуру которых входят образы, которые возникают у ребенка при использовании слов, которые обозначают различные временные отрезки (год, времена года, месяц, неделя, дни недели и т. д., части суток (утро, день, вечер, ночь) или соотносятся с прошлым, настоящим и будущим (вчера, сегодня, завтра). У детей с ОНР III уровня в силу имеющихся нарушений речевого развития эти представления складываются особенно трудно, неполноценно, фрагментарно, не в полном объеме, поэтому нуждаются в развитии и коррекции. Цель развития временных представлений у детей с ОНР III уровня – научить самостоятельно ориентироваться во времени : устанавливать время суток, года, употреблять в речи слова, обозначающие временные понятия, чувствовать его продолжительность (чтобы планировать, распределять и контролировать свою деятельность во времени, модифицировать темп и ритм собственных действий в зависимости от наличия времени.
Формирование временных представлений – составляющая математической подготовки детей дошкольного возраста, которая входит в процесс формирования элементарных математических представлений детей в период дошкольного детства.
Основы методики развития временных представлений у детей дошкольного возраста были заложены в 1960-70-е годы в работах
А. М. Леушиной, Т. А. Мусейибовой и Р. П. Чудновой. В 1980-90-е годы
Л. М. Маневцова разработала экспериментальную дидактическую систему формирования временных представлений у дошкольников на основе сезонных изменений в природе. В исследованиях Т. Д. Рихтерман, которая уделяла большое внимание этой проблеме, предлагалось формировать у детей представления о временах года, о частях суток, о днях недели в повседневной жизни, в режимных моментах, в играх и на специально организованных занятиях.
Исследования особенностей развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, проведенные Т. В. Волосовец, О. Б. Иншаковой, А. Н. Корнеевым, Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой,
А. В. Семенович и С. О. Умрихиным, Н. М. Япрынцевой, показали, что развитие временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста отстает от их сверстников, развивающихся в норме. Дошкольники с ОНР плохо знают названия базовых временных единиц (времени года, месяцев, дней недели, частей суток и их последовательности, им трудно различать прошлое, настоящее и будущее, путают понятия «до», «после», «сначала», «потом», смешивают понятия время года и месяц, не умеют полно рассказать об отличительных признаках времен года, у них очень обеднен словарь временных наречий. Все эти особенности в развитии временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста должны учитывать педагоги при организации коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории.
В данной статье предложена программа коррекции и развития временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста, при разработке, которой мы исходили из результатов диагностического обследования уровня развития и особенностей временных представлений у детей в возрасте 6-7 лет.
Для обследования уровней (высокого, среднего и низкого) развития временных представлений у испытуемых детей использовалась методика
Т. Д. Рихтерман, включающая 7 диагностических заданий. По нашему мнению, этот диагностический инструментарий будет полезен педагогам, поэтому опишем его подробнее.
С помощью задания №1 выявлялся уровень развития представлений ребенка о названии частей суток и умения определить часть суток по деятельности человека. Использовался картинный материал с изображением деятельности человека в разные части суток: 1) ребенок спит в темноте, за окном видны луна и звезды; 2) мама ведет детей в детский сад; 3) дети спят в спальной комнате группы; 4) бабушка читает книгу ребенку, лежащему в постели.
Задание №2 было направлено на определение умения ребенка определять часть суток по состоянию природы. Материал: картинки с изображением явлений природы, свойственных тому или иному времени суток : 1) утро – голубое небо, внизу видна часть солнца, с расходящимися лучами; 2) день – высокое солнце; 3) вечер – закат солнца, закрывающиеся цветы, первая звезда; 4) ночь – звездное небо, луна.
Задание №3 позволило оценить уровень знаний ребенком названий дней недели и представлений об их последовательности. Материал: семь карточек, из них 5 карточек со знаками-символами совместной деятельности педагога и детей, относящихся к соответствующему дню недели и 2 пустые карточки.
С помощью задания № 4 мы определили уровень развития умения определять, какой день был вчера, какой наступил сегодня и какой будет завтра. Материал: карточки из задания № 3.
Задание № 5 Цель: выявить умение ребенка определять время года, и какие месяцы входят в определенное время года. Материалы: картинки с изображением времен года – зимы, весны, лета и осени. Ребенку предлагалось разложить картинки в логической последовательности смены времен года, а потом назвать месяцы, которые входят в каждое время года.
Задание №6 направлено на оценку уровня развития умения определять последовательность месяцев в году. Материалами к нему послужили 5 картинок с изображением праздников: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, День Знаний.
Ребенок должен был разложить их по порядку месяцев в году, начиная с Нового года – 1 января.
Задание №7 позволило выявить уровень развития умения ребенка определять время по часам и выставлять нужное время на часах. Использовалась модель циферблата часов.
По сумме баллов, которые каждый ребенок получил за выполнение всех диагностических заданий, определялся уровень развития у него временных представлений. В целом результаты проведенного нами диагностического изучения особенностей временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста подтвердили экспериментальные данные, полученные в научных исследованиях
О. Б. Иншаковой, Р. И. Лалаевой, А. В. Семенович и др. Действительно, у старших дошкольников с ОНР III уровня временные представления ниже возрастной нормы и программных требований. Эти представления не полные, фрагментарные, неосмысленные. Наилучшим образом у детей развиты представления о частях суток и днях недели и умения распознавать части суток по деятельности человека и по состоянию природы. При этом дети с ОНР не умеют аргументировать свои суждения, основанные на временных представлениях, не могут применять эти представления в новых условиях, т. е. не умеют определять : какой день был вчера, сегодня, будет завтра; месяцы, которые входят в каждый сезон (зима, весна, лето, осень) и их последовательность в течение года; время по часам. Интеллектуальное умение обобщать на основе имеющихся представлений о времени у этих детей развито очень слабо, активность представлений почти отсутствует, так как дети не умеют без помощи взрослого оперировать имеющимися у них временными представлениями в новых условиях. Наибольшие трудности дети испытывали, когда им необходимо было отвечать на вопросы, объяснять свой ответ, аргументировать свое мнение, доказывать, делать выводы и т. д. Это связано с тем, что у детей с ОНР III уровня имеются значительные затруднения в овладении лексическим и грамматическим строем речи.
Для проведения целенаправленной и систематической работы по развитию временных представлений у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста нами была разработана и применена коррекционная программа, состоящая из 25 занятий. При решении ее задач, коррекционно-развивающая работа с детьми с ОНР проводилась дефектологом по всем компонентам временных представлений : расширение полноты представлений детей о сутках, днях недели, месяцах года, их последовательности; закрепление и обобщение умений определять части суток по деятельности человека и состоянию природы; формирование обобщенных представлений о том, какие месяцы входят в определенное время года; формирование и закрепление осознанного умения определять, какой день был вчера, сегодня, будет завтра, определять время по часам. На каждом занятии использовались упражнения, задания, игры, направленные на формирование активности временных представлений у детей с ОНР III уровня – умений оперировать имеющимися представлениями о времени в новых условиях и разных видах деятельности.
Коррекционная программа основана на общедидактических принципах и принципах коррекционной работы с детьми, у которых имеется недоразвитие речи III уровня : это принципы системности коррекционных, профилактических и развивающих задач; единства диагностики и коррекции; деятельностный принцип коррекции; принцип учета возрастных и индивидуальных психологических особенностей ребенка и принцип комплексности методов коррекционного воздействия.
В программе 25 занятий с детьми разделены на 3 этапа: установочный этап (2 занятия) направлен на сплочение группы, создание благоприятного психологического климата и установление доверительных отношений между членами группы и дефектологом. Основной этап – коррекционно-развивающий этап включает 20 занятий. Последний этап (3 занятия) способствует обобщению и закреплению сформированных временных представлений у детей.
Единая трехчастная структура каждого занятия способствовала эффективности и результативности коррекционно-развивающей работы с детьми. Вводной части занятия включен ритуал приветствия, способствующий привлечению внимания и настрою детей на предстоящую деятельность. Основная часть занятия – это проведение упражнений, игр, выполнение заданий на развитие временных представлений детей. Проводились дидактические игры из пособий Т. Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста» и Т. И. Тарабриной и Е. И. Соколовой «Детям о времени» : «Сутки», «Живая неделька», «Что бывает только утром (днем, вечером, ночью)», «Когда это бывает», «Кто работает рано утром (ночью)» «Временное лото», «Радужное лото» и другие. Например, в дидактической игре «Веселый поезд» играют одновременно 3 ребенка, которые изображают бригадиров вагонов поезда. Используется модель поезда с тремя вагонами ( каждый вагон имеет название: «вчера», «сегодня», «завтра») и карточки с изображением тех видов деятельности, которые проходили у детей вчера, сегодня и будет проводиться завтра (музыкальные занятия, занятия по математике, по физической культуре, чтение книги, рисование и т. д.). Каждый ребенок из этих картинок выбирает только те, которые соответствуют названию его вагона. Побеждает тот, кто сделает это правильно. Дидактическая игра «Кто работает по ночам» проводится в форме путешествия с использованием компьютерной презентации. Педагог показывает детям слайды, а дети должны назвать профессии людей, которые работают по ночам, и рассказать, что они делают: ремонтники дорог, врачи скорой помощи, пожарные, диспетчеры авиалиний, пилоты самолетов, стюардессы, полицейские и др.
Очень понравились детям подвижные игры, игры с мячом: «Лови, бросай – время года называй», «Что потом?», «День и ночь», «Лови, бросай, день недели называй». Закреплению и обобщению умения определять части суток по деятельности человека способствовала беседа с детьми по теме «Распознавание дней недели по расписанию занятий в детском саду». Умения детей правильно определять времена года и части суток по состоянию природы развивались в беседах по картинам русских художников (А. И. Куинджи «Днепр утром», И. И. Левитан «Март», В. Юшкевич «Ночь», Ю. Клевер «Зимний закат в еловом лесу»).
Для развития осознанных временных представлений у детей с ОНР III уровня на занятиях эффективными были элементы арт-терапии (рисование на заданную тему «Что я люблю делать утром», аппликация «Волшебный будильник – части суток»); метод моделирования (использовались модели частей суток, дней недели, времен года, часов, изготовленные педагогом и самими детьми); элементы песочной терапии (упражнение «Рисуем время»); пантомимика «Изобрази без слов». Например, педагог дает одному ребенку задание, показать без слов, что он делал утром (днем, вечером). Ребенок изображает свои действие, остальные дети их угадывают и называют.
В заключительной части занятия обязательно проводилась рефлексия: педагог спрашивала детей, чем они занимались, что нового и интересного узнали, что им особенно понравилось и запомнилось, что вызвало затруднения. Затем следовал ритуал прощания.
Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику в развитии временных представлений у детей с ОНР III уровня. В целом временные представления детей стали более полными, осознанными и соответствующими возрастной норме и требованиям образовательной программы детского сада. Дети научились применять их в своей деятельности и практическом опыте.
Обобщая опыт нашей исследовательской работы, отметим, что у детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста развитие временных представлений происходит успешно, когда учитываются речевые нарушения, уровень развития и особенности временных представлений у каждого ребенка и на основе этого педагогом-дефектологом на коррекционных занятиях используется комплекс различных методов работы с детьми по развитию полноты, осознанности, обобщенности и активности временных представлений детей.
Список литературы
1. Иншакова, О. Б. Пространственно-временные представления [Текст] : Учеб. -метод. пособие / О. Б. Иншакова, А. М. Колесникова. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 80 с.
2. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста : клинические и психологические аспекты [Текст] / А. Н. Корнев. – СПб. : Речь, 2006. – 380 с.
3. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб. : СОЮЗ, 1999. – 160 с.
4. Маневцова, Л. М. Формирование системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Маневцова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. – Л., 1985. – С. 45-49.
5. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]; под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Ин-т общегуманитарных исследований В. Секачева, 2011. – 287 с.
6. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Т. Д. Рихтерман. – М. : Просвещение, 1991. – 183 с.
7. Семенович, А. В. Пространственные представления при отклоняющемся развитии [Текст] / А. В. Семенович, С. О. Умрихин. – М., 1998. – 50 с.
8. Тарабрина, Т. И. Детям о времени [Текст] / Т. И. Тарабрина, Е. И. Соколова. – Ярославль: Учитель, 2006. – 186 с.
9. Япрынцева, Н. М. Вербализация пространственных и пространственно-временных представлений [Текст] / Н. М. Япрынцева // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 3. – С. 69-70.