Ирина Ходун
Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
В свою очередь время является регулятором всей деятельности человека, ни одна из которых не проходит без восприятия времени. Мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Современные условия жизни требуют от человека умения следить за течением времени в процессе деятельности, распределять ее во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять темп своей деятельности, рационально использовать время. Для этого должно быть развито чувство времени.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научится самим ориентироваться во времени : определять, измерять время, правильно обозначать в речи, чувствовать его длительность, темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которые используют взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Умение определять время, правильно используя слова для его обозначения, чувствовать его длительность является содержанием развития интеллекта ребенка и его математических навыков. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир.
В настоящее время в теории и практике дошкольного воспитания происходят коренные изменения, связанные с пересмотром требований к знаниям и умениям детей при поступлении в школу. В связи с этим особое значение приобретает формирование временных представлений детей дошкольного возраста.
Проблеме формирования временных представлений у детей дошкольного возраста посвящены работы Ф. Н. Блехер, А. М. Леушиной, Н. А. Менчинской, Р. Л. Непомнящей, С. Л. Рубинштейн, Т. Д. Рихтерман, И. А. Кононенко, З. А. Михайловой, Е. И. Щербаковой. Ими были определены свойства времени, особенности восприятия детьми дошкольного возраста временных представлений, трудности при освоении ребенком временных категорий. Однако у многих дошкольников, посещающих ДОУ, наблюдается невысокий уровень сформированности временных представлений, данный процесс в детском саду идет самопроизвольно.
Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему. оно необратимо,его нельзя задержать, вернуть и «показать».
Как же показать ребенку время?
Время воспринимается ребенком опосредованно, большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта.
Традиционно в дошкольном образовании усвоении
временных представлений проводится на занятиях по развитию элементарных математических представлений и занятиях по ознакомлению с окружающим миром.
Представления о времени начинают формировать у детей со второй младшей группы. В каждом возрастном периоде воспитатель направляет свои усилия на решение определенных задач, которые в целом и составляют программу, ориентирующую педагога в его деятельности.
К 3-4 годам дошкольники начинают понимать, что «короткое» время включается в более длительное и общее. У них формируются ясные для конкретных событий представления о настоящем, прошедшем и будущем. Дети устанавливают связь между постоянно повторяющимися фактами и соответствующими показателями времени : утро - когда встаем, вечер - когда из садика домой забирают. В этот период ориентировка во времени осуществляется на основе бытовых показателей.
Во время воспитательной деятельности, при изучении конкретной ситуации детей упражняют в понимании смысла слов: сейчас, теперь, сначала - потом, рано - поздно (раньше - позже). Стимулируют использование этих слов в речи для обозначения последовательности собственных действий, действий и поступков других (детей, взрослых, персонажей художественных произведений и т. д.) при передаче хода событий во времени. Далее дети знакомятся с частями суток: день - ночь, утро - вечер. Они распознают каждый из этих промежутков времени по характерной для него своей деятельности (спит, делает зарядку, завтракает, обедает, смотрит детскую передачу) и внешним признакам (солнце светит, звезды и луна на небе, темно или светло на улице). Определение частей суток в этот период характерно обращением к реальной действительности и изображениях на картинках, осуществляя выбор из нескольких картинок нужной: на ней нарисовано то, что бывает в какой-либо период суток (утром, днем, вечером, ночью). При этом дошкольников обучают отвечать на вопрос «Что делают утром (днем, вечером, ночью?», называя 1-2 вида деятельности, характерной для той или иной части суток. Также они должны освоить ответы на вопросы, начинающихся со слова «когда?.» (например, когда это бывает, используя при этом знакомые временные категории. Во время данного процесса происходит обогащение словаря ребенка (вначале пассивного, а потом и активного) словосочетаниями: «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи».
Кроме того, у дошкольников вырабатываются навыки по определении (устно или показывая на пальцах) ответа на вопрос «Сколько тебе лет?». Также их знакомят с отдельными стихотворениями, сказками, в которых используются знакомые временные категории.
Формировать временные понятия следует в повседневной жизни. Строго установленное время подъема, утренней гимнастики, занятий, питания, отдыха является отличным условием для такой работы. В течение дня воспитатель неоднократно обращает внимание детей на связь различных временных отрезков с характером их деятельности. Педагог называет часть суток и перечисляет соответствующие ей виды деятельности: «Сейчас утро. Вы сделали гимнастику, умылись и теперь будете завтракать». Или: «Сейчас день. Днем мамы и папы работают, а мы будем играть». Беседуя с одним ребенком или небольшой группой детей, воспитатель предлагает им рассказать, что они делали ночью, утром (когда встали, днем 20 и т. д. Что развивает у них словарный запас соответствующих временных понятий и терминов, а также определения его хода и компонентов. На занятиях закрепляются представления о частях суток. Данный процесс выглядит следующим образом: дошкольникам показывают картинки с изображением видов деятельности, характерных для каждого временного отрезка, после чего спрашивают - «Что делают дети, нарисованные на картине?», «Когда они это делают?». Также даются задания типа - найти картинку, где нарисованы день, ночь, утро, вечер. Можно при этом использовать чтение отрывков из рассказов или стихотворений, в которых описываются характерные для разных частей суток практические действия людей.
В старшей и подготовительной к школе группе на основе имеющихся у детей знаний углубляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связывается не только с конкретным содержанием деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени- явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, месяцами, днями недели. Параллельно надо развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени как 1 минута, 3, 5, 10 минут, пол часа и час. Все эти знания о времени необходимо формировать в процессе обучения на занятиях.
При этом выбор содержания и методики занятий по формированию временных представлений оставляется на выбор воспитателя, который должен отобрать, из предложенного в педагогической практике множества, наиболее приемлемую, с учетом следующих критериев - возрастных индивидуальных и локальных особенностей группы дошкольников.
Отдельной проблемой стоит обучение дошкольников определению времени. В детском саду не изучают, как определять время по часам, потому что необходимо понимать счёт с переходом через десяток, который изучается в школе. В программе 1 класса по математике часы изучаются бегло, очень мало практических занятий. Предполагается, что детей научат родители. Проблема состоит в том, что практически все родители стали мало общаться с детьми. Современные родители предпочитают включать образовательные мультфильмы и не думают, чему учат такие программы. Во всех программах детей учат называть время на зарубежный манер : 2 часа 50 минут дня, 7 часов 20 минут вечера, либо изучают время по электронным часам: 14-50, 19-20. Но в семье сами родители называют время по-другому : без десяти два, двадцать минут восьмого. Таким образом, родители передают свои воспитательные функции интернету и телевизору, и только путают детей. Некоторые родители считают, что механические часы изжили себя и ребёнку пригодятся только умения считывать цифры электронных часов. Электронные часы появились ещё в 50 –е годы прошлого столетия, но до сих пор они не вытеснили из употребления обычные механические часы. Необходимость обучения детей определению времени по механическим часам останется актуальной до тех пор, пока существуют такие часы в быту, в общественных местах и главные часы нашей страны - Кремлёвские куранты. Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений встает проблема ознакомления детей со временем в условиях образовательной деятельности и режимных моментах, учитывая преобладания наглядно-образного мышления и восприятия детей дошкольного возраста.