Надежда Казакова
Развитие воображения детей дошкольного возраста с нарушением слуха
Аннотация: статья посвящена проблеме развития воображения детей дошкольного возраста с нарушением слуха в деятельности специального психолога, недостаточное количество современных исследований подчеркивает данную проблему. Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. В разработанном комплексе занятий удалось определить условия для развития воображения детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Публикация «Развитие воображения детей дошкольного возраста с нарушением слуха» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: дети с нарушениями слуха, воображение, деятельность специального психолога.
На современном этапе развития психологии и педагогики и других наук, вопрос о воображении, его роли в жизни ребенка продолжает являться предметом изучения разных специалистов. Проблема возрастает, если речь идет о детях, имеющих нарушения в развитии.
У детей с нарушением слуха своеобразность формирования воображения зависит от уровня развития речи [2]. Зрительные образы достаточно полноценны, но имеются трудности отвлечения от ситуации.
Воображение дошкольников с нарушением слуха долгое время привязано сначала с восприятием, потом памятью [6]. Глухие дети не используют предметы – заместители, у них имеются сложности в развитии и формировании
познавательного воображения, позже чем у слышащих происходит разделение в цепочке «предмет – образ – слово».
На ранних этапах развития дети с нарушением слуха отстают от слышащих
сверстников в развитии воображения. Образы памяти у детей очень яркие и
живописные, отставание понятийного мышления мешает отвлечься от
конкретного образа [4].
Вопросы развития воображения детей дошкольного возраста с
нарушением слуха описаны в трудах Г. Л. Выгодская, Е. Г. Речицкая, Е. А.
Сошина, М. М. Нудельман и другие авторы.
Целью исследования являлось теоретически обосновать и
экспериментально проверить результативность разработанного и
реализованного комплекса занятий направленного на развитие воображения
детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Перед реализацией формирующей работы был проведен констатирующий
эксперимент. Критериями оценки были способность создавать оригинальные
образы, перенос свойств знакомого предмета в новую ситуацию, способность
превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации. Нами были
использованы следующие методики: «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко)
[2], «Как спасти зайку» (В. Т. Кудрявцев, «Солнце в комнате» (В. Синельников,
В. Кудрявцев, «Где чье место?» (Е. Е. Кравцова, «На что похожа?». (Н. Н.
Павлова, Л. Г. Руденко). Средняя сумма баллов по группе составило 4 балла.
Полученные данные свидетельствуют от том, что у дети дошкольного возраста с нарушением слуха имеют низкий уровень развития воображения.
В работе с детьми использовалась групповая форма работы.
На данном этапе использовались элементы арт - терапии, дидактические
игры, проигрывание этюдов.
Начало занятия – ритуал приветствия. Дети слушали спокойную музыку,
если психолог хлопнул один раз дети здоровались за руки, если два раза –
плечиками, три раза спинами. Этот ритуал позволяет снять напряжение и
наладить контакт с детьми.
В связи с тем, что на констатирующем этапе исследования был выявлен
низкий уровень воображения, во время формирующего этапа работы
осуществлялась стимуляция через нетрадиционные техники рисования, такие
как роспись имбирного пряника, кляксографию и другие. Данные техники
вызвали большой отклик детей, что стимулировало их на дальнейшую работу.
Так же мы использовали игры –этюды и мини этюды. Занятие заканчивалось ритуалом прощания. Дети кладут руки по очереди друг на друга.
Контрольный этап исследования позволил доказать эффективность
проведенной формирующей работы: общий уровень развития воображения
детей значительно улучшился. Отмечена положительная динамика развития
воображения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Результаты исследования говорят о том, что для развития воображения
детей дошкольного возраста с нарушением слуха эффективна при реализации
следующих условий:
- применение развивающей игровой деятельности;
- эмоциональное общение с взрослыми;
- предметно-манипулятивная деятельность;
- необходимость использования разных видов деятельности.
- формирование творческих умений.
Список используемой литературы
1. Дубровина, И. В. Психология: учеб. для сред. проф. образ [Текст]
/И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. - 4-е изд., стер. – Москва. :
Академия, 2006. – 461 с.
2. Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает? [Текст] / О. М. Дьяченко,
Н. Е. Веракса. Москва. : Знание, 1994. - 157 с.
3. Нудельман, М. М. Практикум по сурдопсихологии [Текст] / М. М.
Нудельман. - Москва. : Прометей, 1990. — 152 с.
4. Речицкая, Е. Г. Развитие творческого воображения младших
школьников в условиях нормального и нарушенного слуха Текст. : учеб. пособие
для студентов педагогических вузов [Текст] / Е. Г. Речицкая, Е. А. Сошина. —
Москва. : ВЛАДОС, 2002. 128
5. Труханова, Ю. А. Исследование творческого воображения у
слабослышащих детей старшего дошкольного возраста Текст. / Ю. А. Труханова
// Дефектология. 2004. - № 6. - С. 53-60.