Лучший педагог года

Развитие визуального мышления детей старшего дошкольного возраста на материале произведений живописи

Елена Кофанова
Развитие визуального мышления детей старшего дошкольного возраста на материале произведений живописи

«Картины — более подходящий объект для восприятия, чем слова. С их помощью легче разбудить воображение, вызвать воспоминания, сформировать ожидания. С помощью картин можно проникнуть в богатейшую реальность естественного окружения гораздо глубже, чем с помощью слов».

американский психолог Дж. Гибсон

Термин «визуальное мышление» ввел американский психолог Рудольф Арнхейм, по его словам «визуальное мышление – это мышление посредством визуальных (зрительных) операций».

Публикация «Развитие визуального мышления детей старшего дошкольного возраста на материале произведений живописи» размещена в разделах

Есть большой интерес у педагогов к развитию визуального мышления в ходе учебной деятельности, так как стали доступны различные формы представления информации с использованием компьютерных технологий. Использование современных компьютерных технологий позволяет значительно повысить эффективность занятий при объяснении нового материала, контроле и проверке осваиваемых знаний. Использование современных технических средств обучения позволяет значительно повысить эффективность занятий при объяснении нового материала, контроле осваиваемых знаний. Результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 20%, зрительного – 30%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 50%. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, её превращения в знания. Метод визуализации позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет её систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов, что в целом отобразится на качестве усвоения материала.

Одной из основных задач современного дошкольного образовательного учреждения является повышение качества образования детей. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Одним из эффективных условий, обеспечивающих достижение поставленной задачи, на наш взгляд, является развитие визуального мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Во-первых, визуальное мышление улучшает способность детей анализировать информацию и находить решение проблем. Во-вторых, развитие визуального мышления способствует развитию креативности и воображения у детей. Они становятся более творческими и способными мыслить, способными придумывать новые и оригинальные идеи. В-третьих, развитое визуальное мышление помогает повысить концентрацию и внимательность детей. Они учатся лучше фокусироваться на деталях, анализировать сложную информацию и оставаться сосредоточенными на задаче. Развитое визуальное мышление является ключом к успешному обучению и преуспеванию в жизни, поэтому важно уделять внимание его развитию уже в дошкольном возрасте.

Восприятие художественных произведений – отличный способ стимулировать визуальное мышление. Это возможность изучать произведения художников, обсуждать их работы и визуальные решения. Восприятие художественных произведений помогает детям наблюдать и воспринимать окружающий мир более внимательно и осознано; у детей развивается способность наблюдения, описания и анализа.

В своей статье мы хотим рассказать о нашей работе на тему «Развитие визуального мышления детей старшего дошкольного возраста на материале произведений живописи». Сначала мы провели диагностику, используя методику «Свободное описание», цель которой: определить особенности развития такого структурного компонента визуального мышления, как анализ и оперирование визуальными образами в процессе восприятия картины. Ребенку предлагалась картина В. Перова «Птицелов» с инструкцией: «Рассмотри внимательно картину. Что ты можешь об этом сказать? Что бы ты рассказал об этой картине человеку, который ее никогда не видел? О чем эта картина? Что хотел сказать художник? Какое название ты дал бы этой картине?».

Результаты оценивались по следующим параметрам: образная емкость (количество выделенных образов, образная гибкость (количество разнообразных категорий образов, образная целостность (способность дать обобщенное название картине, аргументированность, вариативность (количество разнообразных версий при интерпретации одного и того же зрительного образа, возможность программирования текста, лексическое и грамматическое оформление. Для выявления особенностей развития образной целостности в процессе художественного восприятия, которую мы рассматривали через призму того, как ребенок может обобщенно сформулировать основной смысл картины, испытуемому после интерпретации задавался вопрос: «Как бы ты назвал эту картину?».

Результаты обследования

Образная полнота

9 человек – 1 уровень - вычленяют только ярко выраженные образы объектов и действий;

6 человек – 2 уровень – вычленяют в незначительной степени и другие образы (эмоционально – оценочные и образы предвидения, рассказ объединяется логической цепочкой.

Образная широта

13 человек – 1 уровень – из них 4 человека затрудняется дать название картины, 9 человек дает отвлеченное название, опирающееся на несущественные случайные элементы;

2 человека – 2 уровень – отражают в заглавии существенные стороны, черты образного текста.

Аргументированность

6 человек – 1 уровень – аргументация отсутствует;

9 человек – 2 уровень – аргументация носит эпизодический характер.

Вариативность

10 человек – 1 уровень – вариативность не выражена, зрительный образ трактуется однозначно;

5 человек – 2 уровень – вариативность развита в незначительной степени, присутствует интерпретации какого-либо одного образа.

Примеры рассказов детей

«На картине дедушка с внуком. Они лежат на траве, в лесу. Они отдыхают. На картине нарисовано позднее лето. На них немного теплая одежда. Я бы маме рассказал про картину, что она немного страшная, сказочная. Она такую не видела. Художник хотел показать людям свою картину. Я бы назвал ее «Дедушка и внук».

Игнатьев Роман

«Я вижу на картине дедушку и мальчика. Они лежат на траве. Дедушка курит. Они куда-то смотрят испуганно. Я думаю, мальчик спас дедушку из плена и прячется вместе с ним. Художник хотел сказать, что нужно помогать старым. Я бы рассказал про эту картину своим друзьям. Она интересная, умная. Я назвал бы ее так: «Побег из плена».

Карзалов Юрий

«Картина темная, страшная. На траве лежит дяденька, он держит веревочку. Около него сидит мальчик с шарфом. Они куда-то смотрят. На дяденьке черные сапоги и плащ черный. На мальчике белая рубашка. Он бедные, потому что на них старая одежда. Ну, я бы рассказала о картине другим, какая она страшная. Художник нарисовал картину, что бы люди любовались на нее. Картина называется «Дяденька и мальчик в лесу»

Бурмакова Кира

На картине как будто бы бездомный дед, а рядом мальчик. Мальчик его нашел и спас и стал его внуком. Они пытались пройти через темный лес. Дед помылся и лег отдыхать. Мальчик взял клетку и захотел поймать зайца. Дед и внук в старой одежде, потому что это старинное время. Я бы рассказал об этой картине всем, кто не видел ее, что она интересная, старинная. На ней нарисовано, как мальчик спас деда. Художник хотел показать людям, как жили люди в старину. Назвал бы картину так: «Темный лес».

Юревич Максим

При развитии визуального мышления детей большое значение имеет групповое (коллективное) обсуждение, в процессе которого дети получают возможность высказать все, что думают, реагировать на комментарии друг друга. То есть речь идет о свободной дискуссии. Педагогические переоценить, особенно в области искусства. Во-первых, ученые, работающие в области когнитивного развития, утверждают, что наше мышление облечено в слова, а поэтому мы не в состоянии до конца понять свою же собственную мысль до тех пор, пока не проговорим ее вслух. Во-вторых, в коллективных обсуждениях дети помогают друг другу подробнее и глубже вглядеться в произведение живописи. Каждый замечает что-то свое, исходит из того опыта, который есть у него. Высказываясь, ребенок дает возможность своим друзьям увидеть то, что до сих пор оставалось в тени их собственного видения. Из наблюдений и выводов рождается общее, более глубокое понимание картины. И, наконец, в-третьих, в процессе коллективного обсуждения дошкольники самостоятельно убеждаются в возможности сосуществования различных мнений и оценок по поводу одного и того же предмета. Ребенок начинает осознавать, что его точка зрения не единственная, что его сверстники рассуждают иначе, и их мнения равноценны.

Нашу работу мы начинали с того, что демонстрировали произведение живописи (слайд презентации на общем экране) и предлагали группе детей рассмотреть его. Картины при этом были детям незнакомы. После самостоятельного рассматривания картины ребята называли образы, представленные в ней, выдвигали свои гипотезы. Некоторые дети аргументировали свои мысли, а большинство называли то, что видели на переднем плане. Каждый замечал что то свое, исходя из своего опыта. Во время дискуссии мы старались лично не принимать участие, а давали возможность высказаться детям, направляли и активизировали дискуссию.

Так же мы принимали все высказывания детей, даже если они казались нам

странными и противоестественными. Мы создавали такие условия, при которых каждый ребенок чувствовал себя комфортно и с удовольствием принимал участие в общении с искусством. После того, как у детей пропадал интерес обсуждать картину, дискуссию прекращали. В конце подводили итог: обобщали все высказывания, кратко рассказывая о том, что же увидели дети на картине. При такой регулярной и систематической работе получится не только сформировать зрительские способности воспитанников детского сада, но и окажет влияние на становление коммуникативных умений детей: они учатся облекать свои мысли в слова, слушать и слышать точки зрения сверстников, точно и четко аргументировать свое мнение.

В конце нашей работы была проведена выходная диагностика, которая показала следующее:

Образная полнота

5 человек – 1 уровень - вычленяют только ярко выраженные образы объектов и действий;

10 человек – 2 уровень – вычленяют в незначительной степени и другие образы (эмоционально – оценочные и образы предвидения, рассказ объединяется логической цепочкой.

Образная широта

11 человек – 1 уровень – из них 4 человека затрудняется дать название картины, 9 человек дает отвлеченное название, опирающееся на несущественные случайные элементы;

4 человека – 2 уровень – отражают в заглавии существенные стороны, черты образного текста.

Аргументированность

15 человек – 2 уровень – аргументация носит эпизодический характер.

Вариативность

2 человека – 1 уровень – вариативность не выражена. Зрительный образ трактуется однозначно.

13 человек – 2 уровень – вариативность развита в незначительной степени, присутствует интерпретации какого-либо одного образа.

Из сравнения входной и выходной диагностики можно сделать вывод, что уровень развития визуального мышления у основной массы детей немного, но повысился. Дети стали лучше анализировать и оперировать визуальными образами, аргументировать свой ответ, высказывать свою точку зрения, больше фокусироваться на деталях, слушать и слышать своих товарищей.

Публикации по теме:

Картотека словесных игр на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста В игре дети развиваются разносторонне, становятся умнее, более свободны в общении, играя со своими ребятишками в словесные игры с мячом,.

Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик»Дидактическая игра из крышек на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Займи свой домик» Одна из основных задач воспитания в дошкольном возрасте – своевременное познавательное развитие. Важнейшей стороной познавательного развития.

Конспект НОД по ФЭМП «Порядок чисел» для детей старшего дошкольного возраста на материале лексической темы «Зимующие птицы» Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы»Образовательная область: познавательное развитие Интеграция.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие визуального мышления детей старшего дошкольного возраста на материале произведений живописи
Опубликовано: 27 октября 2024 в 17:56
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие визуального мышления детей старшего дошкольного возраста на материале произведений живописи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кофанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.

31 октября. День рождения пешеходного перехода

31 октября во многих странах мира, в том числе и в России, отмечается День рождения пешеходного перехода. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД