Елена Кофанова
Развитие визуального мышления детей старшего дошкольного возраста на материале произведений живописи
▼ Скачать + Заказать документы
«Картины — более подходящий объект для восприятия, чем слова. С их помощью легче разбудить воображение, вызвать воспоминания, сформировать ожидания. С помощью картин можно проникнуть в богатейшую реальность естественного окружения гораздо глубже, чем с помощью слов».
американский психолог Дж. Гибсон
Термин «визуальное мышление» ввел американский психолог Рудольф Арнхейм, по его словам «визуальное мышление – это мышление посредством визуальных (зрительных) операций».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Чтение, детская литература
- Темочки
Есть большой интерес у педагогов к развитию визуального мышления в ходе учебной деятельности, так как стали доступны различные формы представления информации с использованием компьютерных технологий. Использование современных компьютерных технологий позволяет значительно повысить эффективность занятий при объяснении нового материала, контроле и проверке осваиваемых знаний. Использование современных технических средств обучения позволяет значительно повысить эффективность занятий при объяснении нового материала, контроле осваиваемых знаний. Результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 20%, зрительного – 30%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 50%. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, её превращения в знания. Метод визуализации позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет её систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов, что в целом отобразится на качестве усвоения материала.
Одной из основных задач современного дошкольного образовательного учреждения является повышение качества образования детей. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Одним из эффективных условий, обеспечивающих достижение поставленной задачи, на наш взгляд, является развитие визуального мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Во-первых, визуальное мышление улучшает способность детей анализировать информацию и находить решение проблем. Во-вторых, развитие визуального мышления способствует развитию креативности и воображения у детей. Они становятся более творческими и способными мыслить, способными придумывать новые и оригинальные идеи. В-третьих, развитое визуальное мышление помогает повысить концентрацию и внимательность детей. Они учатся лучше фокусироваться на деталях, анализировать сложную информацию и оставаться сосредоточенными на задаче. Развитое визуальное мышление является ключом к успешному обучению и преуспеванию в жизни, поэтому важно уделять внимание его развитию уже в дошкольном возрасте.
Восприятие художественных произведений – отличный способ стимулировать визуальное мышление. Это возможность изучать произведения художников, обсуждать их работы и визуальные решения. Восприятие художественных произведений помогает детям наблюдать и воспринимать окружающий мир более внимательно и осознано; у детей развивается способность наблюдения, описания и анализа.
В своей статье мы хотим рассказать о нашей работе на тему «Развитие визуального мышления детей старшего дошкольного возраста на материале произведений живописи». Сначала мы провели диагностику, используя методику «Свободное описание», цель которой: определить особенности развития такого структурного компонента визуального мышления, как анализ и оперирование визуальными образами в процессе восприятия картины. Ребенку предлагалась картина В. Перова «Птицелов» с инструкцией: «Рассмотри внимательно картину. Что ты можешь об этом сказать? Что бы ты рассказал об этой картине человеку, который ее никогда не видел? О чем эта картина? Что хотел сказать художник? Какое название ты дал бы этой картине?».
Результаты оценивались по следующим параметрам: образная емкость (количество выделенных образов, образная гибкость (количество разнообразных категорий образов, образная целостность (способность дать обобщенное название картине, аргументированность, вариативность (количество разнообразных версий при интерпретации одного и того же зрительного образа, возможность программирования текста, лексическое и грамматическое оформление. Для выявления особенностей развития образной целостности в процессе художественного восприятия, которую мы рассматривали через призму того, как ребенок может обобщенно сформулировать основной смысл картины, испытуемому после интерпретации задавался вопрос: «Как бы ты назвал эту картину?».
Результаты обследования
Образная полнота
9 человек – 1 уровень - вычленяют только ярко выраженные образы объектов и действий;
6 человек – 2 уровень – вычленяют в незначительной степени и другие образы (эмоционально – оценочные и образы предвидения, рассказ объединяется логической цепочкой.
Образная широта
13 человек – 1 уровень – из них 4 человека затрудняется дать название картины, 9 человек дает отвлеченное название, опирающееся на несущественные случайные элементы;
2 человека – 2 уровень – отражают в заглавии существенные стороны, черты образного текста.
Аргументированность
6 человек – 1 уровень – аргументация отсутствует;
9 человек – 2 уровень – аргументация носит эпизодический характер.
Вариативность
10 человек – 1 уровень – вариативность не выражена, зрительный образ трактуется однозначно;
5 человек – 2 уровень – вариативность развита в незначительной степени, присутствует интерпретации какого-либо одного образа.
Примеры рассказов детей
«На картине дедушка с внуком. Они лежат на траве, в лесу. Они отдыхают. На картине нарисовано позднее лето. На них немного теплая одежда. Я бы маме рассказал про картину, что она немного страшная, сказочная. Она такую не видела. Художник хотел показать людям свою картину. Я бы назвал ее «Дедушка и внук».
Игнатьев Роман
«Я вижу на картине дедушку и мальчика. Они лежат на траве. Дедушка курит. Они куда-то смотрят испуганно. Я думаю, мальчик спас дедушку из плена и прячется вместе с ним. Художник хотел сказать, что нужно помогать старым. Я бы рассказал про эту картину своим друзьям. Она интересная, умная. Я назвал бы ее так: «Побег из плена».
Карзалов Юрий
«Картина темная, страшная. На траве лежит дяденька, он держит веревочку. Около него сидит мальчик с шарфом. Они куда-то смотрят. На дяденьке черные сапоги и плащ черный. На мальчике белая рубашка. Он бедные, потому что на них старая одежда. Ну, я бы рассказала о картине другим, какая она страшная. Художник нарисовал картину, что бы люди любовались на нее. Картина называется «Дяденька и мальчик в лесу»
Бурмакова Кира
На картине как будто бы бездомный дед, а рядом мальчик. Мальчик его нашел и спас и стал его внуком. Они пытались пройти через темный лес. Дед помылся и лег отдыхать. Мальчик взял клетку и захотел поймать зайца. Дед и внук в старой одежде, потому что это старинное время. Я бы рассказал об этой картине всем, кто не видел ее, что она интересная, старинная. На ней нарисовано, как мальчик спас деда. Художник хотел показать людям, как жили люди в старину. Назвал бы картину так: «Темный лес».
Юревич Максим
При развитии визуального мышления детей большое значение имеет групповое (коллективное) обсуждение, в процессе которого дети получают возможность высказать все, что думают, реагировать на комментарии друг друга. То есть речь идет о свободной дискуссии. Педагогические переоценить, особенно в области искусства. Во-первых, ученые, работающие в области когнитивного развития, утверждают, что наше мышление облечено в слова, а поэтому мы не в состоянии до конца понять свою же собственную мысль до тех пор, пока не проговорим ее вслух. Во-вторых, в коллективных обсуждениях дети помогают друг другу подробнее и глубже вглядеться в произведение живописи. Каждый замечает что-то свое, исходит из того опыта, который есть у него. Высказываясь, ребенок дает возможность своим друзьям увидеть то, что до сих пор оставалось в тени их собственного видения. Из наблюдений и выводов рождается общее, более глубокое понимание картины. И, наконец, в-третьих, в процессе коллективного обсуждения дошкольники самостоятельно убеждаются в возможности сосуществования различных мнений и оценок по поводу одного и того же предмета. Ребенок начинает осознавать, что его точка зрения не единственная, что его сверстники рассуждают иначе, и их мнения равноценны.
Нашу работу мы начинали с того, что демонстрировали произведение живописи (слайд презентации на общем экране) и предлагали группе детей рассмотреть его. Картины при этом были детям незнакомы. После самостоятельного рассматривания картины ребята называли образы, представленные в ней, выдвигали свои гипотезы. Некоторые дети аргументировали свои мысли, а большинство называли то, что видели на переднем плане. Каждый замечал что то свое, исходя из своего опыта. Во время дискуссии мы старались лично не принимать участие, а давали возможность высказаться детям, направляли и активизировали дискуссию.
Так же мы принимали все высказывания детей, даже если они казались нам
странными и противоестественными. Мы создавали такие условия, при которых каждый ребенок чувствовал себя комфортно и с удовольствием принимал участие в общении с искусством. После того, как у детей пропадал интерес обсуждать картину, дискуссию прекращали. В конце подводили итог: обобщали все высказывания, кратко рассказывая о том, что же увидели дети на картине. При такой регулярной и систематической работе получится не только сформировать зрительские способности воспитанников детского сада, но и окажет влияние на становление коммуникативных умений детей: они учатся облекать свои мысли в слова, слушать и слышать точки зрения сверстников, точно и четко аргументировать свое мнение.
В конце нашей работы была проведена выходная диагностика, которая показала следующее:
Образная полнота
5 человек – 1 уровень - вычленяют только ярко выраженные образы объектов и действий;
10 человек – 2 уровень – вычленяют в незначительной степени и другие образы (эмоционально – оценочные и образы предвидения, рассказ объединяется логической цепочкой.
Образная широта
11 человек – 1 уровень – из них 4 человека затрудняется дать название картины, 9 человек дает отвлеченное название, опирающееся на несущественные случайные элементы;
4 человека – 2 уровень – отражают в заглавии существенные стороны, черты образного текста.
Аргументированность
15 человек – 2 уровень – аргументация носит эпизодический характер.
Вариативность
2 человека – 1 уровень – вариативность не выражена. Зрительный образ трактуется однозначно.
13 человек – 2 уровень – вариативность развита в незначительной степени, присутствует интерпретации какого-либо одного образа.
Из сравнения входной и выходной диагностики можно сделать вывод, что уровень развития визуального мышления у основной массы детей немного, но повысился. Дети стали лучше анализировать и оперировать визуальными образами, аргументировать свой ответ, высказывать свою точку зрения, больше фокусироваться на деталях, слушать и слышать своих товарищей.