Алексеева Ольга Викторовна
Развитие у обучающихся 5–7 лет представлений о личной безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у обучающихся 5-7 лет представлений о личной безопасности.
На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих из-за увеличения частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасности социального характера, отсутствия навыков правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях (Б. Мишин, А. Смирнов и др.) Знания об основах безопасности необходимы на всех этапах жизни человека, работу по формированию этих знаний нужно начинать с дошкольного возраста. (Н. А. Авдеева, А. А. Баранов, Г. Казанцев, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
Публикация «Развитие у обучающихся 5–7 лет представлений о личной безопасности» размещена в разделах
Особую актуальность в настоящее время приобрела тема воспитания безопасного поведения детей. За последние годы увеличилось число бытовых травм у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Статистические данные показывают, что повысилось количество несчастных случаев на водоемах, в которых фигурируют дети дошкольного и младшего школьного возраста. Часто детская шалость с огнем является причиной пожаров. По данным МВД России, увеличилось количество детей, попадающих в дорожно-транспортные происшествия, и детей, являющихся жертвами насилия. Это не может не вызывать тревогу.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями. Детям, свойственны активное познавание окружающего мира, избыток энергии, стремление подражать взрослым, но у них отсутствует та защитная психологическая реакция на различные ситуации, которая свойственна взрослым.
Авдеева Н. Н. считала, что обучение основам безопасности жизнедеятельности необходимо начинать со старшего дошкольного возраста по следующим направлениям: здоровье и эмоциональное благополучие ребенка; ребенок и другие люди; ребенок и природа; ребенок дома; ребенок на улицах города.
Мы в своей работе исходим из того, что культура безопасности жизнедеятельности выпускника дошкольного учреждения, заложенная в стенах детского сада поможет детям организовать своё будущее так, чтобы сохранить бодрость, энергичность, жизнерадостность, духовное благополучие, здоровье на долгие годы, поэтому подготовка к безопасной жизнедеятельности, сформированность навыков и умений по безопасному поведению в экстремальных ситуациях, элементарная грамотность во всех
областях обеспечения безопасности должны быть обеспечены в дошкольном детстве.
Цели:
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Основные задачи работы с детьми:
5-6 лет
-Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности : знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожара.
- Активизировать знания о: сигналах светофора, о правилах поведения в транспорте и на проезжей части.
6-7 лет
- Формирование у детей знаний:
- об осторожном обращении с опасными предметами, легко воспламеняющимися предметами;
- об осторожном поведении при контактах с незнакомыми людьми, о конфликтных ситуациях со сверстниками;
- о безопасном поведении во дворе, на улице, дороге, в городском транспорте, о правилах дорожного движения;
- развитие способности к предвидению возможной опасности в конкретной ситуации и построению адекватного, безопасного поведения.
Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в имеющейся обстановке, который позволяет сохранить индивидуальную ценность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.
Этапы организации воспитательно – образовательного процесса по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе:
• Первый этап- это диагностика, уточнение представлений детей о правилах поведения в быту, социуме, природе; есть ли у них личный опыт на который в дальнейшем может опереться воспитатель.
• Второй этап- это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний.
• Третий этап- закреплений полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме и природе.
• Четвертый этап- формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
• Пятый этап- развитие чувства контроля и самоконтроля при обучении правилам безопасности в быту, социуме, природе. Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.
Наша работа направлена на развитие познавательной активности дошкольников. При этом учитывалась степень значимости теоретических и практических знаний, умений и навыков у детей в сохранении и укреплении здоровья в повседневной жизни, в повышении мотивации самостоятельности и познавательной активности, в углублении знаний основ безопасности жизне-деятельности.
Подобраны игры направленные на углубление знаний и развивающие такие умения и навыки как анализ, синтез, сравнение, установление причинно- след-ственных связей, классификация, решение проблемных задач. Включение в работу заданий различного уровня сложности соответствует принципу индивидуализации и дифференциации обучения и позволяет развивать и стимулировать расширение знаний и совершенствование умений и навыков у дошкольников на разных уровнях обучения.
Ведущими методами работы являются:
• Методы частично-поискового, поискового, проблемного характера, сти-мулирующие познавательную активность дошкольников.
• Словесный (беседа, дискуссия, инструктаж, обсуждение в парах, малых группах)
• Наглядный (наблюдение, демонстрация различных объектов, предметов, опытов, картин и т. д.)
• Практический (практические действия, опыты и т. д.)
Формы практической работы с детьми достаточно разнообразны и предусматривают следующие формы обучения :
*Коллективные (беседа, дискуссия, объяснение и т. п.).
*Групповые (обсуждение проблемы в подгруппах, решение заданий, викторины и т. д.)
*Работа в парах (выполнение заданий, поиск ответа на карточках и т. п.).
*Индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания, индивидуальный контроль).
Основные средства обучения :
*Дидактические игры.
*Методические пособия.
*Наглядные материалы (мультимедийное оборудование, картины, иллюстрации, плакаты, брошюры и т. д.)
Формирование устойчивых знаний и прочных навыков культуры безопасного поведения детей в быту, на улице, природе, транспорте осуществляется через все доступные формы и методы работы (занятия, беседы, экскурсии, прогулки, наблюдения, диафильмы, чтение художественной литературы, драматизация, викторины и вечера досуга и т. д.)
Использование разнообразных форм работы по основам безопасности жизнедеятельности с учетом возрастных особенностей детей способствует более прочному усвоению материала и позволяет воспитателю формировать у дошкольников понятия о детском травматизме, об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть, детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении, в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.
Таким образом, основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включит каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, поиски разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Литература.
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Учебно-методическое пособие
по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного
возраста» // «Детство – пресс», 2004г.
2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. «Как обеспечить
безопасность дошкольников» М. «Просвещение», 2000г.
3. Володин В. А. «Энциклопедия для детей» // Личная безопасность М. :
Аванта +, 2001г.
4. Воронин Д. «Опасные забавы» М. : Аванта +, 2002г.
5. Вишневская Е. Л., Барсукова Н. К., Широкова Т. И. «Основы безопасности
жизнедеятельности» М. «Русское слово», 1995г.
6. Дубягин Ю. П., Богачева О. П. «Школа выживания или 56 способов
защитить ребенка» М. : Пихта; М. : Дубль В, 1997г.
7. Каламкарян Р. А. «Правовое обеспечение безопасности человека» //
Государство и право, № 7 – 1999г.
8. Казаков В. «Игры похожи на жизнь» // Основы Безопасности
Жизнедеятельности № 6 – 2000г.
9. Картушина М. Ю. «Быть здоровыми хотим» М. ,2004г.
10. Очаров Е. А. «Здоровье населения Российской Федерации: анализ и
оценка»
11. Сапронов В. Что это за предмет – ОБЖ?// Основы Безопасности
Жизнедеятельности № 8 – 2002г.
12. Синьков Занятия ОБЖ // Основы Безопасности Жизнедеятельности
№ 11 – 2002г.