Татьяна Забоева
Развитие у дошкольников логико-математических представлений и умений с использованием палочек Кюизенера
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у дошкольников логико-математических представлений и умений с использованием палочек Кюизенера
Забоева Татьяна Сергеевна,
Воспитатель 1 квал. кат. ,
МБДОУ ДС № 16,
г. Каменск-Уральский
Свердловская область
"Развитие у дошкольников логико-математических представлений и умений
с использованием палочек Кюизенера"
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кюизенер Д. Палочки Кюизенера
- Логическое мышление. Консультации для педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Согласно Федеральному государственному стандарту ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования задачи логико-математического развития детей должны решаться в рамках познавательно-речевого направления развития дошкольников в образовательной области «Познавательное развитие», а также «интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей».
Под логико-математическим развитием дошкольников следует понимать «позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций».
Так во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером, предназначенный для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми дошкольного возраста. «Палочки Кюизенера» называют цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.
Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.
Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т. д.
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
Мышление ребенка –процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.
Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и о форме, величине, размере, отношениях. Математическое мышление – это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать делать выводы, умозаключения.
В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей. С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного математического исследования»).
Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
С помощью цветных палочек детей легко подвести к осознанию соотношений «больше-меньше», «больше-меньше на.», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их. Работа с палочками активизирует мыслительную деятельность ребёнка и развивает у него качества.
В ходе решения задач на смекалку, головоломку дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.
Список использованных источников :
1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения детей в детском саду», Москва, 2010г.
2. Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?», М., 2008г.
3. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры с палочками Кюизенера», Москва, Мозайка-Синтез, 2010г.
4. Б. Б. Финкельштейн, Э. Хвостова «На золотом крыльце», «Волщебные дорожки», «Посудная лавка Кростика»,СП, «Корвет».