Галина Абрамова
Развитие у детей стремления к самостоятельному познанию и размышлению через конструктивную деятельность у детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Игры ребенка с игрушками материалами из
которых он конструирует «ближе всего стоят
к нормальной человеческой деятельности :
из материалов человек создает ценности и
культуру».
В. С Макаренко.
Не секрет, что развивающие занятия с ребенком дошкольного возраста позволяют достичь лучших результатов, если они вплетены в соответствующую возрасту игру. Малышу легче услышать и понять новую информацию, если она включена в понятный ему контекст, связана с приятным для него впечатлениями (интересная игра, знакомый сюжет, красивая игрушка и др.) Поэтому часто на занятиях в детском саду приходят знакомые детям персонажи, объясняют новый материал, просят помочь выполнить задание. Игрушки, игры одно из самых сильных воспитательных средств. Именно в игре появляются и развиваются стороны личности ребенка, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Подчеркивая социальную значимость игрушек и сравнивая их с мини предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представление об окружающем.
Публикация «Развитие у детей стремления к самостоятельному познанию и размышлению через конструктивную деятельность у детей с ДЦП» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игрушки- конструкторы, даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенокне потребляет, а создает предметы, мир и жизнь. Конструктор помогает детям творить, удивляться и радоваться, развивать интерес к познавательной деятельности. Игры с конструктором ЛЕГО помогают развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструктивные навыки, развивают воображение. Способность предвидеть результат своих действий, создавать новое, комбинируя разные элементы, т. е. в большей степени проявлять активность. С другой стороны конструктор подходит не только для конструирования, но еще и для ролевых и сюжетных игр, для театрализованных постановок. Полезно также и то, что детали конструктора можно использовать на дефектологических занятиях, что помогает привлечь внимание ребенка, развивает моторику, речь, умение планировать собственную деятельность и др.
Основной деятельностью моей работы с ЛЕГО, я беру вариант групповой работы с детьми. Это спонтанная коллективная игра в ЛЕГО, во время которой удобно понаблюдать за детьми; даю специальные задания по развитию познавательных процессов, речи, знакомство с цветом, формой, способами скрепления элементов, а так же управление поведением, развитие руки и двуручной деятельности. Отдельно по развитию речи- ребенку предполагается рассказать о том, что и как он делал, описать свою постройку. Чтобы облегчить ребенку задачу (особенно с нарушением речи, я разработала схему опираясь на которую ребенок может построить свой рассказ.
Схема для составления рассказа о будущей постройке.
1. Расскажи, что ты будешь делать.
2. Расскажи, какие детали будешь использовать.
3. Расскажи, что будешь делать сначала, что потом.
4. Расскажи, как будешь скреплять детали конструктора.
5. Что ты еще хочешь добавить в свой рассказ.
Схема составления рассказа о выполненной постройке.
1. Расскажи, что у тебя получилось.
2. Расскажи, что ты делал сначала.
3. Расскажи, какие детали конструктора ты выбрал. Почему?
4. Расскажи как скреплял детали.
5. Что ты еще хочешь добавить к своей постройке.
Схема составления рассказа об игре с постройкой.
1. У тебя красивая постройка, расскажи как ты будешь играть.
2. Расскажи, ты будешь играть один или с друзьями.
3. Расскажи, что ты будет делать твоя постройка.
4. Что ты еще хочешь добавить о своей игре?
На основе анализа этих данных я спланировала работу кружка.
Задачи и их реализацию, формы заданий.
Формы заданий:
1. По образцу;
2. По карточкам с моделями;
3. Задание дает воспитатель, выполняют дети;
4. Задание формулируется ребенком, выполняется детьми и воспитателем;
5. Задание дают дети друг другу;
6. Задание дает воспитатель, выполняют родители с ребенком;
7. По собственному замыслу.
Детям не вполне овладевшим счетом, трудно назвать детали ЛЕГО 2х2, 2х4, 2х8. Поэтому необходимо проговаривать и показывать детям детали. Так же можно дать название деталям. Например «Сколько кнопочек ты видишь?» Если ребенку трудно ответить, то считаем вместе и т. д. Изучая количество скреплений на других деталях, тоже действуем вместе, пересчитываем.
«Два и два»- малыш-крепыш
Мал кирпичик, словно мышь
А еще есть у меня подлине –с четырьмя!
Так как у детей еще слабо развита мелкая моторика, то при выполнении заданий необходимо следить, чтобы они активно использовали ведущую руку. Дети с ДЦП пытались удержать детали двумя руками.
Возникают трудности в обхватывании и удерживании деталей в скреплении. Многие пытаются вдавить детали, вместо того, чтобы найти правильное положение для скрепления. Чтобы заинтересовать использую сказочных героев, которые просят помочь выполнить задание.
Задачи:
- научить детей спокойно воспринимать яркие ЛЕГО- детали;
- вырабатывать умение не отвлекаться на них в период объяснения задания, выслушивать до конца инструкцию и только после этого приступить к ее выполнению;
- сформировать навык свободной ориентации в ЛЕГО- деталях. Можно предложить игры: «Найди такую же деталь», «Угадай, где такая же деталь»…;
- научить брать ЛЕГО- детали щепотью, удерживать и соединять их между собой;
- сформировать навык скрепления в различных положениях. Обязательно удерживать детали в двух руках и скрепление на весу, или одной рукой фиксировать на столе, а другой прикрепляется следующая;
- развивать умение последовательно и логично строить речевые высказывания;
- обращать внимание на то, чтобы ребенок активно активизировал движение пальцевой моторики, осуществлял зрительный контроль за выполнением действий.
Для успешного проведения игр с ЛЕГО- конструктором стараюсь соблюдать определенные условия:
1. Детям должно хватать деталей. иначе будут возникать конфликты;
2. Доступ к конструктору должен быть свободным, чтобы дети могли выбирать нужные им детали;
3. Постройки лучше сохранять на некоторое время, так как детям очень жалко уничтожать результаты своего труда;
4. Оптимальное количество 6-8 человек;
5. Подробное детей с образцом;
6. Специально подобранная музыка.
Результативность работы.
В результате работы кружка «ЛЕГО- страна» ,который я веду 2 года, я пришла к выводу:
У ребят возник интерес к конструктивной деятельности. Появились опыт по сооружению разнообразных построек, интересные конструктивные решения, элементы логического мышления. Дружнее играют, могут решить конфликтную ситуацию, возникающую из- за деталей. Пытаются вместе заменить одну деталь другой. У некоторых сохранились трудности в скреплении деталей. С этими детьми мы дополнительно играем в пальчиковые игры, выполняем упражнения для развития мелких мышц кистей рук. Большинство хорошо скрепляют детали.
Стали чаще использовать конструктор для сюжетно-ролевых игр. Например: «Зоопарк».
В процессе конструктивной деятельности ребенок ощущает себя созидателем, ученым.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное использование технологии ЛЕГО создает условия для интенсивного развития элементов логического мышления и способности детей к наглядному моделированию без увеличения учебной нагрузки. Работа с ЛЕГО- деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать, стимулирует познавательный интерес.