Инна Яковлева
Развитие и воспитание детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила:
воспитатель МБДОУ д/с «Радуга»
Яковлева Инна Владимировна
«Развитие и воспитание детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».
«Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню,
дай попробовать и я пойму»
(китайская пословица)
Публикация «Развитие и воспитание детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребенок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает. Исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель и наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.
Этапы детского исследования:
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• Выдвижение гипотезы;
• Поиск и предложение возможных вариантов решения;
• Сбор материала;
• Обобщение полученных данных.
Для того чтобы познавательно – исследовательская деятельность была интересной и привлекательной, большое внимание уделила созданию предметно–пространственной среды, которая способствует самостоятельному приобретению детьми опыта и активизации поисковой активности.
Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы побуждают детей начать действовать с ними и определяет характер их действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей.
В моей группе создан уголок экспериментирования. Дети работают в уголке не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую деятельность.
При оборудовании уголка экспериментирования я учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала. Материал, находящийся в уголке экспериментирования должен соответствовать возрасту ребенка.
В уголке экспериментирования находится материал для проведения опытов и экспериментов: «космический песок», сосуды для воды (разных по форме и размеру, материал для изготовления цветного льда, краски, природный материал, песочные часы, бумага разного цвета и плотности, материал для игр с мыльной пеной, поролон цветной, пенопласт, резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой, зеркальце для игр с солнечным зайчиком, мел, штампы, магниты. Некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крупа, крахмал, мука). «Волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы). «Душистые коробочки», сделанные из контейнеров от «киндерсюрприза» (в них проделаны мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со знакомыми детям и новыми для них запахами – мята, пряности, апельсиновые корочки). Баночки «шумелки». Детские халаты, фартуки.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я использую, - опыты. Их провожу как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности (2 раза в неделю). Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом: например, «Краски», «Что звучит», «Свет», «Тени на стене», «Солнечные зайчики», «Кто нагрел скамеечку (качели)», «Воздух везде», «Кто играет ленточками?», «Каждому камешку свой домик», «Из чего птицы строят гнёзда?», «Текучесть воды». «Таянье льда в воде», «Прозрачность воды», «Тает льдинка», «Вода принимает форму?»… Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. При изучении темы «Строение растений», мы с детьми провели опыт по посадке лука. Для этого была создана проблемная ситуация «Создание условий для роста и развития лука». Детям были предложены разные условия для роста лука. В результате этого опыта, дети сделали вывод, что для роста и развития лука необходимы: свет, тепло, вода.
Совместная познавательно - исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:
сюжетно-ролевая игра;
рассматривание;
наблюдение;
беседа;
экскурсии;
конструирование;
экспериментирование;
исследовательская деятельность;
коллекционирование;
развлечения, викторины, конкурсы.
Каждая из этих форм имеет определенную логику построения и развития, различную временную продолжительность и содержательную составляющую, постоянное усложнение и вариативность организации. Все это в первую очередь связано с возрастом воспитанников и их индивидуальным темпом познавательного развития.
В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. В процессе игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет ее. Содержание творческих игр отражает направленность детского познания.
Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивированное восприятие ребенком наглядных средств: картин, иллюстраций, рисунков, слайдов и т. д. ; позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов, тех, которые дети не могут непосредственно воспринимать в жизненных ситуациях.
Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего, обогащает представление ребёнка, направляет мыслительную деятельность, способствует совершенствованию познавательных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи).
Беседа – форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт.
Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости, развивает любознательность и расширяет познавательные интересы.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребенок получает определенный продукт. При этом в конструировании заложено познавательное начало: ребенок познает форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов.
Коллекционирование – форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определенную ценность для ребенка. Коллекционирование поддерживает индивидуальные познавательные предпочтения детей.
Экспериментирование – форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира.
Развлечения, викторины, конкурсы я рассматриваю как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности.
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.
Дидактические игры: "Большой - маленький", "Когда это бывает?", "С какого дерева листок", "Назови, кто я?", "Помоги найти маму", "Где, чей домик?", "Собираемся на прогулку" Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.
Словесные игры: "Съедобное - несъедобное", "Кто как кричит?", "Что лишнее?", "Узнай по голосу", "Хорошо - плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей. Дети самостоятельно и с помощью воспитателя и родителей находят ответы на интересующие их вопросы. Определяют проблему и пути её решения, практическую деятельность по достижению поставленной цели. Детский проект возникает из обычного «Почему?»: «Как растёт лук?», «Почему нельзя есть снег?», «Где живёт корова?». «Мне подарили матрёшку» и т. д. В работе над проектом обязательно участвуют родители. Они помогают детям искать ответы на вопросы в книгах, интернете, проводят домашние опыты, отвечают на детские вопросы. В завершении проекта всегда подводятся итоги в виде праздников или выставок, создании альбомов и т. д.
В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используются:
- вопросы воспитателя, побуждающие детей к постановке проблемы (например, сказка «Зимовье». В какую ситуацию попали животные)
- схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
- метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси у Вани о чем-либо, что он думает по этому поводу?».
Немаловажным направлением познавательно-исследовательской деятельности является взаимодействие с семьями воспитанников. Для родителей оформила уголок «Познаем и исследуем». По результатам запросов родителей организовала консультации для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома», «Занимательные опыты на кухне».
Для родителей создала картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).
Организация и проведение только традиционных форм общения и сотрудничества с родителями, таких как родительские собрания, беседы, консультации не обеспечивает в полной мере потребности и запросов наших родителей. Поэтому я организую «круглые столы» по различным вопросам. Часто темы «круглых столов» предлагают сами родители. Например: «Нужно ли читать детям дома?», «Что делать с детскими капризами?»… Совместные досуги и развлечения, привлечение родителей к проектной деятельности и участию в различных творческих конкурсах. Для расширения компетенции родителей в вопросах воспитания детей проводятся беседы, выставляются папки-передвижки. Всё это способствует налаживанию тесного взаимодействия с родителями и созданию атмосферы общих интересов, эмоциональной поддержки.
В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Работа с родителями результативна, если строя её помнить о:
- доверительности отношений - это обеспечение веры родителей в мою профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность,
умение понять и помочь им решить проблемы семейного воспитания;
- подходе к родителям как к активным участникам процесса взаимодействия.
Формы работы родительского комитета группы с родителями:
- Совместные досуги, праздники. Помощь в организации и проведении «Дня матери России», праздников к 8 марта и 23 февраля, новогодних ёлок, «Дня рождения Детского Сада» и т. д.
- Участие родителей в выставках. Выставки внутри детского сада на различную тематику, участие в городской выставке «Чудо своими руками».
- Помощь группе. Привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Изготовление пособий и атрибутов для занятий: оформлены альбомы: «Птицы», «Времена года», «Первые весенние цветы», гербарий листьев; игры «С какого дерева детки?», «Составь птицу», «Собираемся на прогулку», «Четвертый лишний».
- Выполнение творческих работ совместно с детьми (презентации, фотоотчёты, составление рассказов). «Моя семья», «Как я провёл лето» …
- Участие в конкурсах различного уровня.
- Выпуск поздравительных газет к праздникам.
- Собрания – практикумы. Круглые столы. По различным вопросам воспитания детей.
- Помощь в подготовке костюмов для выступления детей на различных праздниках.
Приходя в детский сад, маленькие дети ничего не умеют и не могут. Дети были дома с мамой, и вдруг их привели к чужой тете, ребенок остался наедине со своими проблемами. И именно от воспитателя зависит, каким станет этот малыш. Я стараюсь всегда встречать ребенка с улыбкой, нежностью, настраивая на позитивный лад. Моя задача - помочь детям жить в окружающем мире по законам этики, природы, творчества и культуры. Обучая и воспитывая, стараюсь дарить любовь и радость каждому ребенку.