Получи документы

Развитие у детей образного мышления, фантазии, воображения и творческих способностей посредством патриотического воспитания

Кофанова Мария Игоревна
Развитие у детей образного мышления, фантазии, воображения и творческих способностей посредством патриотического воспитания

Как писал Джордж Шоу: «Патриотизм - убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился». Это высказывание говорит о том, патриотические чувства закладываются уже с рождения и формируются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству. Отечество всегда начинается с «малой родины» – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, которые имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. В своей работе с детьми особое внимание я уделяю сохранению и преумножению русских традиций, поскольку живём мы в большой стране, имеющей глубокие исторические корни. Стремлюсь обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и приобщения к русским народным обычаям, национальной культуре.

Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Она как проявление творчества народа близка по своей природе и творчеству ребёнка, именно поэтому она близка его восприятию, понятна ему. Возрождение и культивирование национальных ценностей, актуализация национальных обычаев духовно-нравственного, интеллектуального, трудового, культурно-этнического, оздоровительного характера направлены на решение проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе приобщения к народным традициям, к культуре определенного народа.

Культуру невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании, образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

На основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила следующую проблему: дети имеют поверхностные знания о родной земле, районе крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников. В связи с этим, мной были определены следующие задачи по нравственно-патриотическому воспитанию детей:

• Воспитывать у детей любовь к родной земле, уважение к традициям русского народа.

• Воспитывать у детей уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, развивать навыки успешного общения с окружающими, знакомить с примерами жизни и деятельности интересных земляков, служащих достойным примером подрастающему поколению.

• Развивать познавательный интерес к народному творчеству, к родной природе, к окружающему миру.

• Формировать у дошкольников интерес к образцам русского декоративно – прикладного искусства и местным художественным промыслам.

• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребёнок родился и живет: к родному дому (семье, улице, городу, краю.

• Формировать культуру бережного отношения к природе и ко всему живому.

• Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками.

• Воспитывать уважительное отношения к людям разных национальностей и их традициям.

• Воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края.

В процессе взаимодействия с детьми я поняла, что чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. Свою работа по нравственно-патриотическому воспитанию и приобщению детей к культуре и традициям русского народа я решила осуществлять по трём направлениям:

1. Комплексные занятия познавательного и развивающего цикла с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической деятельностью детей.

2. Совместная деятельность взрослых и детей – общение, труд и праздники.

3. Самостоятельная деятельность детей – подвижные игры, познавание окружающего мира, маленькие открытия в родной природе, культуре, окружающих людях.

Первое направление знакомит детей с особенностями сезонных изменений и природных явлений в нашей местности, их взаимосвязью с трудовой деятельностью, оно направлено на обучение наблюдению за родной природой, формирование бережного и почтительного отношения к ней, прививает навыки активного образа жизни, воспитывает потребность в прогулках, играх на свежем воздухе, живом общении с природой. На занятиях познавательного цикла дети знакомятся с народными приметами, обрядовыми действиями, народными играми, с предметами декоративно – прикладного искусства, с изделиями художественных промыслов. Изделия народных промыслов помогают воспитывать у дошкольников внимательное и бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Наблюдая мир животных, красоту птиц, разнообразие растений, изменения погоды, ребенок начинает видеть и чувствовать гармонию природы. Затем ее красота, соразмерность, разумность находят отражение в узорах декоративных росписей детей (животные, птицы, растительные узоры, орнаменты, символика). А художественный образ, созданный руками ребенка, обогащает его внутренний мир и способствует раскрытию творческих способностей, совершенствуют разные изобразительные умения. Русский народный фольклор - особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, воспевающих мужество, смекалку, лучшие дела и чувства людей. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие. Второе направление определяет содержание совместной деятельности взрослого (как педагога, так и родителя) с детьми. Здесь решаются задачи, направленные на формирование интереса к познанию народной культуры родного края, на развитие творческой активности и художественного вкуса у дошкольников, предусматривается совместная трудовая и творческая деятельность, поскольку «нравственная норма народной жизни – это сезонный труд и развлечения». Подготовка и проведение праздников семьи, календарных и тематических совместных мероприятий – это уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями, где создаются условия для этически ценных форм общения с близкими людьми. Третье направление создает свободную деятельность дошкольников, способствующую реализации творческого замысла, проявлению инициативы, фантазии, познавательной активности маленьких исследователей большого мира. Дошкольники, получившие представления о народной культуре родного края на занятиях познавательного цикла и праздниках, используют знания в народных подвижных играх, в общеразвивающих упражнениях, в самостоятельной художественной и музыкальной деятельности.

Огромную роль в воспитании познавательного интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, я могу отметить, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Для решения поставленных задач, я использую разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, я считаю: занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности. С помощью уголков национального быта и культуры дети наглядно знакомятся с символикой Российского государства. Для изучения русской народной одежды в уголке сенсорного развития имеются настольно-печатные игры. Подобрана литература и иллюстрации о России. Использование наглядного материала о жизни и труде русских людей помогает развивать у детей логическое мышление, познавательный интерес, внимание, память, умение анализировать. На занятиях по обучению рассказыванию я использую элементы устного народного творчества и фольклора: сказки, пословицы, загадки, что повышает у детей эмоциональный интерес и делает рассказы детей более выразительными. Устное народное творчество я применяю во всех формах работы по нравственному воспитанию. Например:

1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.

2. Сюжетно – физкультурные занятия, с «вкраплением», «вплетением» элементов сказок.

3. Театрализованные занятия, с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок.

4. Музыкально – ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.

5. Игровые физкультурные занятия. Используются народные игры и игры со сказочными героями (конспект прилагается).

6. Интегрированные знания, сочетающие фольклор и изобразительную деятельность.

Для того, чтобы показать, как можно применять устное народное творчество в повседневной жизни детей, я провожу наглядные занятия и развлечения. Такие занятия проводятся в форме рассказов, бесед, форме сотрудничества с детьми. Изучение фольклора осуществляется через участие детей в детских календарных праздниках и развлечениях. С детьми проводятся экскурсии и наблюдения за природными явлениями, где дети учатся соотносить увиденное в природе с народными приметами. Для активизации мыслительной деятельности, наблюдательности, памяти и речи у детей в своей работе я планирую беседы. Беседа является основной формой речевого общения ребенка с взрослыми и своими сверстниками. Беседу мы используем, как активный метод умственного воспитания. Общение в форме вопросов и ответов побуждает детей воспроизводить наиболее значимые, существенные факты: сравнивать, обобщать, рассуждать. В единстве с мыслительной деятельностью в беседе формируется речь: связные логические высказывания, образные выражения. Закрепляется умение отвечать кратко, точно, следуя содержанию вопроса, внимательно слушать других, дополнять и поправлять ответы друзей. Использование в беседе игровых приемов помогает детям стать наиболее наблюдательными, сообразительными, любознательными. Для обобщения и систематизации знаний детей после бесед и занятий я использую дидактические игры. Дидактические игры представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В старшей группе я предлагаю детям игры: «Выложи орнамент», «Укрась платье» на закрепление знаний о геометрических фигурах и цветах, «Найди пару», «Магазин игрушек». Так же используем дидактические игры «Путешествие в страну вещей», «Узнаем из чего сшита одежда», «Чудо-вещи вокруг нас». Для закрепления знаний детей о предметах быта, орудиях труда предлагаю игру «Для чего нужны предметы?» На прогулках провожу индивидуально с детьми словесные игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию», «С какого дерева ветка» и другие. Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовную чистоту и физическое совершенство.

Список используемой литературы.

1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева,

3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – Творческий центр сфера, 2010.

Публикации по теме:

«Поэтический сюрприз». Развитие у детей стихотворной речи, воображения, фантазии, юмора. Создание установки на стихотворчество Цель: создание установки на стихотворчество (сочинение стихов методом буриме); развитие стихотворной речи, воображения, фантазии, юмора.

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие у детей образного мышления, фантазии, воображения и творческих способностей посредством патриотического воспитания
Опубликовано: 5 сентября 2024 в 12:11
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие у детей образного мышления, фантазии, воображения и творческих способностей посредством патриотического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Кофанова Мария Игоревна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 сентября. День изучения профессий. Передвижка «Мой любимый детский сад»

Сентябрь — начало нового года не только в школах и вузах, но и в детских садах. После летних каникул в дошкольные учреждения, в свой второй дом, вновь спешат малыши.

6 сентября. Осенний день здоровья. Папка-передвижка «Профилактика гриппа и простуды»

Смена сезонов — это всегда нагрузка для иммунитета. Как уберечь ребенка от простудных заболеваний осенью? Теме укрепления детского здоровья в осенний период посвящен сегодняшний праздник.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД