Аджекова Айгуль
Развитие творческой инициативы ребенка через сквозные механизмы реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих:
• инициативностью,
• самостоятельностью,
• уверенностью в себе,
• высоким творческим потенциалом.
Публикация «Развитие творческой инициативы ребенка через сквозные механизмы реализации ФГОС» размещена в разделах
А так же ФГОС ДО в качестве приоритетных требований выдвигает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
В своей практической деятельности я стремлюсь реализовать данное требование. В соответствии с этими требованиями передо мной возник вопрос: «Как организовать современный образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для успешности ребенка в учебе и жизни во всех ее проявлениях без ущерба для психологического здоровья?»
На мой взгляд, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) отвечает всем требованиям современного образования.
ТРИЗ возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. Она представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать [1].
В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».
ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения. В процессе освоения методов и приемов ТРИЗ усиливается мотивационный аспект в личностном и интеллектуальном развитии, у ребенка формируется понимание того, что «я знаю как, я могу». Дети становятся увереннее, они учатся находить выход из проблемных ситуаций, не пасовать перед трудностями и неудачами, легче адаптируются к любым жизненным обстоятельствам. Все это способствует развитию продуктивного, творческого мышления, воспитанию самостоятельности [2].
Каждое занятие по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что использование технологии ТРИЗ обеспечивает успешность введения ФГОС за счет создания условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я начала в 2009 году. Сначала пересмотрела материал по данной технологии. Мне очень понравился метод маленьких человечков, «Системный анализ», морфологический анализ, мозговой штурм. Эти методы применялись в старшей и подготовительной группе.
В результате работы по данной методике дети стали более наблюдательными, научились сравнивать, выделять существенные признаки, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; научились мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, стали активнее в поисках ответов на интересующие вопросы.
Но использовать эти методы во второй младшей группе не целесообразно. Так как у детей данного возраста маленький жизненный опыт, небольшой активный словарь. Внимательно изучив, возрастные особенности детей 3-4 лет поняла, что они более близки к «художественному» типу, нежели к «мыслительному». Для них характерна эмоциональная отзывчивость, целостность мировосприятия, непосредственность переживаний и открытость по отношению к миру. Поэтому в формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности : рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов.
Поэтому был разработан проект «Кружковая работа «Волшебные пальчики» - по изодеятельности с использованием нетрадиционных художественных техник рисования (методы и приемы ТРИЗ И РТВ).
Цель: формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения. Помочь детям избавиться от подавленности, преодолеть страхи и укрепить их уверенность в себе. Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения нетрадиционными техниками рисования [3].
В кружковой работе использованы такие техники рисования как:
o «Пальцеграфия».
o «Кляксография».
o Набрызг.
o «Монотипия».
o Рисовать можно перышком, например, очень красивая получается трава; поролоновой палочкой, ватной палочкой: закрашивать, прорисовывать мелкие детали, рисовать узоры ; штамповкой из поролона: птицы, деревья, животные; оттиск пробки: цветы, катушка из-под ниток разного размера с наклеенным поролоном – колеса для машин, узоры; пуговицами: узоры; ключами: цветы.
o Волшебные линии.
o «Волшебный островок».
o Оттиск поролоном.
o Рисование по мокрой бумаге.
o Точка путешествует и т. д.
Работа велась постепенно, по принципу «от простого к сложному», в несколько этапов.
Первым этапом работы была беседа с родителями, о том, что такое нетрадиционная техника рисования. Затем подготовка материала совместно с родителями для дальнейшей работы с детьми: пробки, перья, нитки, поролоновые губки, свечки и т. д.
На втором этапе пробные занятия проводила в форме игр, цель которых – раскрепостить, преодолеть неуверенность и формировать умение у детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве.
Работа на третьем этапе велась индивидуально с каждым ребенком. Дети с удовольствием оставляли отпечатки с помощью ладошек, пробок, поролоновых штампов и т. д. С радостью рассматривали свои работы, и показывали товарищам.
На заключительном этапе работа ведется небольшими подгруппами (4 – 5 человек). Проводятся открытые занятия с родителями. Ребята с удовольствием ждут новых занятий. Они готовы многократно повторять то или иное действие. И чем лучше получается у них движение, тем больше им хочется рисовать и радоваться своему успеху, помогать товарищу.
Ожидаемые результаты:
• проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе;
• развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности;
• создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники;
• сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом;
• Овладение навыками культуры труда.
Свою работу по нетрадиционному рисованию с детьми я планирую продолжить и в средней группе, но более активно вовлечь в творческий процесс родителей, так как взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка.
Укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействие детского сада и семьи обеспечивают благоприятные условия жизни и воспитания ребёнка, формирование основ полноценной, гармоничной личности. Поэтому я решила разработать проект: «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи».
Цель: установить более доверительные отношения между семьей и детским садом; привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе; раскрыть творческие способности семей воспитанников и их детей; создать полноценные условия для психологического здоровья детей.
Так же ведется работа по формированию и развитию начал системного мышления [6].
Были поставлены следующие задачи и игровые упражнения:
o Формировать умение выделять свойства предметов;
o Формировать умение сравнивать системы, через игры включая их в разные виды деятельности:
«Что умеет делать»,
«Белый, как что»,
«На что похоже?»,
«Круглый, как что»,
«Раз, два, три ко мне беги»,
«Чем мы с тобой похожи»,
«Теремок»,
«Где большой, где маленький».
o Использовать прием «эмпатии», для развития образного мышления;
o Выявлять с помощью игры «Хорошо - плохо», положительные и отрицательные свойства объектов и явлений [4].
В результате целенаправленного применения творческих упражнений и нетрадиционных техник рисования:
o у детей появится уверенность в себе, раскрепощенность и самостоятельность,
o проявится творческая активность,
o значительно увеличится активный словарь,
o сформируется умение выделять признаки объекта,
o умение сравнивать их с признаками других,
o выделять функции объектов.
Список литературы:
1. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986. – 209 с.
2. Жихар О. П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006
3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. – М., 1990.
4. Страунинг А. М. Методы активизации мышления дошкольников. - Обнинск, 2000.
5. Смирнова В. А. ТРИЗ в системе дошкольного образования, 2004 – Издательский центр Вологодского института развития образования.