Ольга Кочетова
Духовно-нравственное развитие дошкольников путем педагогического проектирования
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ДУХОВНОСТЬ. НРАВСТВЕННОСТЬ. ДЕТИ»
(духовно-нравственное развитие дошкольников через социально-педагогическое проектирование взаимодействия ДОУ, семьи общественных организаций)
автор: старший воспитатель Кочетова О. А.
Краткая аннотация проекта.
Публикация «Духовно-нравственное развитие дошкольников путем педагогического проектирования» размещена в разделах
Участники проекта : дети, педагоги, родители, общественные организации (Тамбовская епархия, МБОУ гимназия №7 им. св. Питирима, епископа Тамбовского, областная картинная галерея, филиал библиотеки им. Н. К. Крупской, ТЮЗ ДК «Юбилейный», областной краеведческий музей, Дом ветеранов,)
Проект рассчитан на 4 года
Общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром – является мощным источником духовно-нравственного воспитания.
Одним из эффективных методов в работе с детьми по этому направлению является метод проектов. Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве. Процесс познания завершается реальным результатом – продуктом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
Создание данного проекта продиктовано потребностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников в :
-повышении качества духовно-нравственного воспитания детей;
- накоплении педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию, социализации дошкольников;
-реализации творческого потенциала коллектива;
-создании единого образовательного пространства, включающего детей, педагогов, родителей и общественные организации;
Результатами проекта должны стать :
-создание системы духовно-нравственного развития детей в МБДОУ, основанной на учете возможностей, потребностей, объединении усилий всех участников образовательного процесса;
-открытие на базе образовательного учреждения Регионального центра по духовно-нравственному развитию дошкольников.
Цели и задачи проекта
Цель: формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности дошкольника в ходе реализации проектной деятельности.
Задачи:
• Способствовать формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в отношениях с близкими людьми в процессе совместных праздников и досугов.
• Совершенствовать формы взаимодействия учреждения с семьями воспитанников и общественными организациями по решению задач духовно-нравственного развития детей.
• Обеспечить оптимальный уровень готовности педагогов и сотрудников ДОУ к духовно-нравственному воспитанию детей в процессе освоения педагогических знаний в области православной культуры.
• Интегрировать задачи духовно-нравственного развития в непосредственно образовательную, игровую и творческую деятельность.
• Создать условия для воспитания у детей высших чувств: сопричастности к культурно-историческому наследию своего края, уважения к православным традициям, любви к своей стране и своему народу.
• Разработать и апробировать эффективные методы и средства, направленные на духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественно-эстетического развития.
Реализация проекта будет осуществляться через:
• построение развивающей предметно-пространственной среды;
• обеспечение разнообразия дидактического материала и условий для ознакомления детей с историей города;
• повышение уровня психологической, интеллектуальной, познавательной подготовки педагогов;
• развитие новых направлений воспитательно-образовательной деятельности по реализации задач проекта;
• организацию экскурсий и посещение достопримечательностей города;
• вовлечение в процесс воспитания родителей;
• привлечение общественных организаций.
В данное время проект находится на начальном этапе: определились проблемы, сделан выбор участников проекта, проведена диагностика по выявлению интереса у сотрудников и родителей к выбранной проблеме, выявлены затруднения у педагогов, родителей, определяются знания детей в интересующей нас проблеме.
Содержание проекта :
Для реализации цели - формирование у дошкольников духовно-нравственных ценностей в ходе реализации проектной деятельности, будут разрабатываться и осуществляться следующие проекты :
1. Классическая музыка в детском саду.
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию.
Содержание проекта : Организация и проведение встреч детей с исполнителями произведений классической музыки значительно обогатит детей не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах. Живая классическая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, персонифицирует представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры.
Участники проекта : дети дошкольного возраста от 2 до 7 лет; воспитатели; родители; специалисты; социальные партнеры – студенты колледжа искусств, творческий коллектив Тамбовконцерта, учащиеся детской музыкальной школы №2 г. Тамбова
Ожидаемые результаты:
-Разработана система взаимодействия ДОУ с учреждениями культуры г. Тамбова.
-Сформированы основы музыкальной культуры дошкольников, способствующие развитию общей духовной культуры.
-Разработаны методические рекомендации для педагогов по использованию классической музыки в разных образовательных областях.
2. Художественно-продуктивная деятельность как средство духовно-нравственного развития.
Цель: развитие духовно-нравственного потенциала личности дошкольника средствами художественно-продуктивной деятельности.
Участники проекта : дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет; воспитатели; родители; специалисты; социальные партнеры – детская художественная школа, воскресная школа храма св. праведного Лазаря четверодневного, МБОУ гимназия №7 им. св. Питирима, областной краеведческий музей, областная картинная галерея.
Содержание проекта направлено на воспитание творческой личности ребенка, развитие его художественно-творческих способностей через интеграцию всех видов продуктивной деятельности на основе гармоничного использования традиционных и новых технологий: рисование необычными материалами (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, соль, трубочка и т. д.); коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотопия, бисероплетение, аппликация с разнообразным материалом, оригами и др.
Инновационные досугово-массовые формы организации совместной творческой деятельности детей и взрослых (педагогов и родителей) - ассамблея больших и маленьких почемучек: «Город кукольных мастеров», «Ярмарка народных промыслов», «Страна творчества», «Мама, папа, я – творческая семья», «Путешествие по разноцветным островкам», творческие мастерские.
Ожидаемые результаты:
1. Организация видеотеки, игротеки для создания информационного фонда с целью повышения педагогической компетентности и культурного обогащения педагогов и родителей.
2. Разработка методических пособий по художественно-продуктивной деятельности (в электронном формате для размещения на сайте).
3. Внедрение новых технологий в художественно-продуктивную деятельность дошкольников
3. По святым местам Тамбовщины.
ЦЕЛЬ: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет; воспитатели; родители; специалисты; социальные партнеры – Тамбовская епархия, воскресная школа храма св. праведного Лазаря четверодневного, МБОУ гимназия №7 им. св. Питирима, областной краеведческий музей, областная картинная галерея.
ЗАДАЧИ:
•формирование базисных основ личности;
•формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, стране, к культурному наследию своего народа;
•обеспечение психологического благополучия и развития детей;
•развитие творческого мышления;
•развитие коммуникативных навыков.
ЗАДАЧИ РЕАЛИЗУЮТСЯ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
досуги, развлечения, праздники: Пасха, Рождество;
экскурсии, конкурсы, выставки
ПРЕДПОЛАГАЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ОТ ВНЕДРЕНИЯ ДАННОГО ПРОЕКТА ЯВЛЯЕТСЯ :
Создание видеотеки для повышения компетентности педагогов и родителей в области духовно-нравственного воспитания детей.
Активизация традиционных и современных форм работы с семьей.
4. ПРОЕКТ : ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
ЦЕЛЬ: создание условий для конструктивного взаимодействия с родителями с целью организации единого пространства семья-детский сад.
ЗАДАЧИ:
1. Создать модель общественно-государственного управления учреждением через организацию работы Совета учреждения и родительского клуба «Единомышленники».
2. Повысить уровень доверия родителей к детскому саду и уровень родительской компетентности.
3. Сформировать представления о духовно-нравственных традициях в семье и формах традиционного семейного уклада.
4. Повышение авторитета педагогов (чтобы родители видели в них компетентных специалистов, профессионалов).
Участники проекта : родители, дети, социальный педагог, коллектив ДОУ
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫ:
Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ
Повышение авторитета педагогов.
Разработка материалов индивидуального развития ребенка «Портфолио дошкольника», оформление пакета сопровождающих документов.
Создание на сайте ДОУ страницы «По вопросам партнёрства детского сада и семьи».
Реализация групповых проектов : «Моя родословная», «Наша дружная семья», «Нет на свете семьи такой, где бы ни был свой герой»
Повышение рейтинга ДОУ.
5. ПРОЕКТ : ТВОРИ ДОБРО…
ЦЕЛЬ: формирование нравственных качеств дошкольников через организацию социально-значимой деятельности
ЗАДАЧИ:
повышать гражданскую активность родителей, педагогов;
формировать у детей гражданскую позицию, чувство причастности к жизни общества, ощущение своей необходимости и значимости.
Участники проекта : дети, родители, коллектив ДОУ, социальные партнеры-, Дом ветеранов, воскресная школа храма св. праведного Лазаря четверодневного.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА :
акции добра и милосердия ко Дню пожилого человека,
Дню инвалида, Дню матери, Дню защиты детей, Дню Победы-
«Весенняя неделя добра», ««Ветеранам Великой Победы-
поддержка и внимание»;
праздники- Пасха, Рождество, «И радость в душу льется, мама!»
создание детской видеотеки;