Светлана Орлова
Развитие творческой активности и самостоятельности дошкольников посредством педагогического проектирования (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность обеспечивает развитие ребёнка в соответствии с федеральными государственными стандартами.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Публикация «Развитие творческой активности и самостоятельности дошкольников посредством педагогического проектирования (часть I)» размещена в разделах
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детсада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
В-третьих, проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Метод проектов – это уникальное средство сотрудничества и сотворчества детей, педагогов ДОУ, а также родителей, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.
Темы проектов могут быть самыми разными. Более успешным будет тот проект, который предложен детьми и основан на их интересах. Это обеспечивает мотивации к успешному обучению. По-настоящему «жизненные» проекты обычно возникают спонтанно, являются органичной частью общего контекста жизни детей и взрослых. Но существуют области знаний и деятельности, которые интересны большинству детей.
Совместно с детьми и родителями разработали и внедрили проекты : «Выращивание лука в различных условиях», «Цветы», «Игрушка моей семьи».
Данные проекты направлены на успешную социализацию детей, формирование коммуникативных умений и навыков, развитие познавательной деятельности, на успешное формирование у детей основ здорового образа жизни, интереса родителей укреплению и сохранению здоровья детей.
Проекты разработаны на основе тем включенных в рабочую программу.
В проекты вошли игры, наблюдения, исследования, экскурсии, художественное творчество, игры и игровые упражнения. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности воспитанника, позволяет осуществлять интеграцию всех образовательных областей. Через проектную деятельность идет активное взаимодействие детей друг с другом, воспитателем и родителями, их активное сотрудничество и труд.
В подготовительной к школе группе проходил познавательно- исследовательский проект «Выращивание лука в различных условиях», целью которого являлось не только знакомство с полезными и целебными свойствами лука, но и выявление закономерностей в процессе проведения опытов с луком. Свои наблюдения записывали в Дневник наблюдений «Выращивание лука в различных условиях». Провели мастер-класс «Готовим винегрет», рецептом и технологией приготовления поделились с читателями детского познавательного журнала «Зелёный друг». Организовали выставку рисунков детей, которые впоследствии оформили альбом рисунков «Чипполино и его друзья», «Витамины в корзинке». А общие выводы были такими: «Лук – здоровья друг» и «Здорово быть здоровым, кушай лук и не болей!» Проект «Цветы». Продукт деятельности: детский познавательный журнал «Цветочная мозаика», вели Дневник наблюдений за ростом цветочной рассады с фиксацией промежуточных результатов;, книжки-малышки, альбом фотографий «Вальс цветов».
В завершении проекта совместно с детьми и родителями выращенной цветочной рассадой украсили клумбы нашего участка, и цветы радовали красотой всё лето и осень. Дети участвовали в тематических конкурсах рисунков и поделок в Городской Детской библиотеке, заняли 2 место за коллаж «Доброе сердце»; в Международном детском творческом конкурсе рисунков и поделок «Летнее вдохновение», награждены дипломом участника.
Проект «Игрушка моей семьи» во второй младшей группе. В завершении проекта совместно с детьми и родителями была организована выставка «Умелые ручки», оформлен альбом «Новогодняя игрушка». Дети и родители стали участниками выставки детского творчества «Волшебство зимних сказок» в рамках городского фестиваля детского и юношеского творчества «Самоцветы», дипломант (грамота за 2 место). Приняли участие в Международных детских творческих конкурсах зимних рисунков и поделок «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Любимая сказка», награждены дипломами за участие.
Важным подтверждением результативности моей работы являются творческие и спортивные достижения моих воспитанников, которые ежегодно становятся участниками и призерами мероприятий муниципального образования и участниками Всероссийских и Международных конкурсов.
Презентация проектов и результаты были представлены на родительском собрании нашей группы, педсовете детского сада.
В результате реализации проектов у детей закрепились такие качества как: любознательность, активность, умение решать интеллектуальные задачи адекватные возрасту. Дети овладели первичными экологическими знаниями, путем формирования у детей эмоционально-положительного отношения к природе; осуществляется цель развития в познавательной, эмоционально-чувственной и нравственной сфере ребенка через формирование основ здорового образа жизни. У детей наблюдается благоприятная динамика показателей умственной работоспособности, укрепления здоровья.
Исходя из всего вышесказанного, мы пришли к выводу, что метод проектирования является одной из приоритетных форм работы в рамках реализации Основной общеобразовательной программы дошкольного образования и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в образовательную деятельность с дошкольниками.