Васильева Дарья
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
Тема исследования: Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
В дошкольный период детства развиваются многие психические свойства человека, качества его личности. Велико значение этого возраста и в формировании творческого воображения детей.
Публикация «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Проблемой воображения занимались в отечественной психологии Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, О. М, Дьяченко, И. К. Смирнова и др, в зарубежной психологии Т. Рибо, И. М. Розет, К. Тейлор и др.
Актуальность темы заключается в том, что изучение воображения и его роли в жизни человека позволяет познать механизмы возникновения новых образов. Воображение способствует прогрессу в любом виде деятельности человека. В последнее время резко возросла потребность в творческих, инициативных людях, способных из разностороннего богатого жизненного мира создавать что-то новое, необычное, практически востребованное и полезное для общества.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентир ставится на развитие активной творческой личности. Воспитание дошкольников в основном ориентировано на развитие познавательных интересов, творческих способностей. [1]
Деятельность детей дошкольного возраста невозможна без воображения, которое они используют постоянно в различных ситуациях: играя, рассказывая сказки, разговаривая о своем будущем. Благодаря воображению ребенок общается с взрослыми, адаптируется в социуме. Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер. Образы создаются с помощью комбинирования, сочетания различных элементов, сторон предметов и явлений, причем сочетаются не случайные черты, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типизация – выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкретном образе. То есть воображение – это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях.
Воображение ребенка выполняет две функции – аффективную и познавательную. Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия между образом «Я» и реальностью и направлено на утверждение и защиту образа «Я». Воображение позволяет познать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.
Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте пяти-семи лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Воображение помогает решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества, Воображаемые ситуации помощи другим людям, животным говорят о том, что ребенок не чувствует себя значимым, большим в реальной жизни стремится реализовать в фантазии потребность в самоутверждении. Игры с вымышленными персонажами позволяют сделать вывод о недостаточном удовлетворении потребности в общении. Придумывать себе более сильных друзей, которые защищают ребенка, побуждают чувство неуверенности, страхи. Нередко описание вымышленных событий обусловлено стремлением быть признанным в группе сверстников, если реальными способами ребенок не может добиться этого признания. Таким образом, происходит становление механизма психологической защиты.
К одному из средств развития воображения можно отнести сюжетно-ролевые игры, в процессе которых дети могут развивать свое воображение, разыгрывать интересные ситуации. Проблемой использования сюжетно - ролевых игр занимались Л. С. Выготский, Л. А. Венгер,
В. С. Мухина, Л. В. Русскова, Е. И. Щербакова.
Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме исследования показал, что творческое воображение характеризуется тем, что в процессе него образы создаются на основе представлений о предметах и явлениях реальности, на основе предшествующего опыта.
Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемыми в игре и художественной деятельности.
Ожидаемый результат:
-повышение уровня сформированности творческого воображения дошкольника средствами сюжетно-ролевой игры;
-разработка технологических карт комплексного метода руководства сюжетно-ролевой игры;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] :Приказы и письма Минобрнауки РФ. – Москва: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
2. Выготский, Л. С. Психология Текст / Л. С. Выготский. - Москва: Эксмо-пресс, 2015.- 1008 с.
3. Виноградова, Н. А. Позднякова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст]/ Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. - Москва: Айрис-пресс, 2010.- 34 с.
4. Гальперин, П. Я. Введение в психологию Текст / П. Я. Гальперин. - Москва: Академия, 2015. – 124 с.
5. Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольника Текст / О. М. Дьяченко. – Москва: Мозайка-синтез, 2015. – 214 с.
6. Иванников, В. А. Психология: [Электронный ресурс] / В. А. Иванников. – Электрон. текстовые данные. - Москва: Издательство Юрайт, 2019 .- 480с. -Режим доступа: https://biblioonline.ru/psihologiya-433706
7. Люблинская, А. А. Детская психология: учебное пособие для студентов педагогических институтов Текст / А. А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 2012. – 312 с.
8. Мухортова, Д. Д., Мурадова, В. И. Развитие воображения [Текст]/Д. Д. Мухортова. В. И. Мурадова//Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. -№3.- 52-54 с.
9. Маслов, А. С. Психологические процессы Текст А. С. Маслов – Москва: Академия, 2015. – 311 с.
10. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество Текст / В. С. Мухина. – Москва: Академия, 2015. – 211с.
11. Мухина, В. С. Детская психология ТекстВ. С. Мухина. - Москва: Просвещение, 1985. - 271 с.
12. Немов, Р. С. Психология. Общие основы психологии ТекстР. С. Немов. - Москва: Владос, 2015. - 576 с.
13. Общая психология Текст / под ред. В. В. Богословского – Москва: Просвещение, 1981. – 187 с.
14. Попова С. С. Игрушка в жизни ребенка [Текст] / C С. Попова// Вопросы дошкольной педагогики. -2016.-№3.- С. 96-98.
15. Петровский, А. В. Ярошевский, М. Г. Психология ТекстА. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – Москва: Академия, 2015. – 314 с.
16. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной Текст – Санкт - Петербург: Питер, 2015. – 312 с.
17. Смирнова, И. К. Игры, упражнения в дошкольном развитии ребенка ТекстИ. К. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №11. – С. 14-22.
18. Тихомиров, О. К. Психология мышления ТекстО. К. Тихомиров. – Москва: Просвещение, 1984. – 101 с.
19. Тихомирова, Л. Ф., Басов, А. В. Развитие логического мышления детейТекст Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басова. – Ярославль, 2015. – 232 с.
20. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии ТекстГ. А. Урунтаева. Ю. А. Афонькина. – Москва: Просвещение: Владос, 2015. – 291 с.
21. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] / Г. А. Урунтаева// Детская психология – Москва: Издательский центр «Академия», 2013.- 336 c.