Кириллова Кристина
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать +Заказ
В современном мире остро встает вопрос о развитии творческой личности, ведь творческая личность все более и более востребована в различных сферах жизни. Поэтому очень важно развивать творческие качества уже с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте творческое воображение является одним из важных новообразований. Развивая воображение, ребёнок учится мыслить нестандартно, находить новые, оригинальные пути решения проблем. В исследованиях таких ученых, как Дьяченко О. М. [2], Выготский Л. С. [1], Эльконин Д. Б. [5], Рубинштейн С. Л. [4] и других, было выявлено, что развитие воображения связано с формированием речи и общего психического уровня развития личности. Огромные возможности для развития творческого воображения дает изобразительная деятельность. Она является также средством умственного, эмоционального, волевого и эстетического развития ребёнка.
Публикация «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Мы поставили перед собой цель выявить способы развития творческого воображения у детей страшного дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Проанализировав педагогическую и психологическую литературу выяснили, что воображение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Кроме воспроизведения образов прошлого опыта воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, чего раньше в его опыте не было. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым, формируются действия воображения – замысел в форме наглядной модели, образ воображаемого предмета, существа, образ действия существа или образ действия с предметом.
Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте, включает 2 этапа: доизобразительный период (различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию., и изобразительный период : (стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображен) [3].
Занятия по изобразительной деятельности, являются важным средством разностороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. В связи с этим возникает необходимость активно использовать в целостном образовательном процессе потенциал различных техник рисования, в том числе нетрадиционных как неисчерпаемый источник развития изобретательских способностей дошкольников.
Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что изобразительная деятельность будет средством развития творческого воображения у дошкольников, если:
1) использовать совокупность специальных, структурированных занятий;
2) применять нетрадиционные техники рисования, в том числе смешанные;
3) сочетать изобразительную деятельность дошкольников с восприятием произведения искусства;
4) организовывать индивидуальное и групповое творчество детей.
Наше исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На формирующем этапе нами было проведено 10 развивающих структурированных занятий, на которых использовали нетрадиционные техники рисования, такие как рисования нитью, ладошками, кляксография и другие. Было использовано индивидуальное и групповое творчество детей. Так же мы сочетали изобразительную деятельность с восприятием произведений искусства на занятиях, к примеру, рисовали по классическую музыку.
Каждое занятие длилось по 20-25 минут, что соответствует требованиям ФГОС дошкольного общего образования. Занятие начинались с приветствия и упражнения на создания положительного настроения на занятие.
На констатирующем и контрольном этапах мы использовали следующие методики: «Дорисовывание фигур» (Дьяченко О. М., «Неоконченный рисунок» (Субботина Л. Ю., «Словесные образы».
Сопоставив результаты по трём методикам на констатирующем и контрольном этапах в контрольной и экспериментальной группах, мы получили следующие результаты. По итогам трёх методик в экспериментальной группе было выявлено, что 79 % опрошенных детей имеют средний уровень развития воображения, а остальные 21 % имеют низкий уровень. Высокий уровень ни у кого не был выявлен. По результатам трёх методик на констатирующем этапе в контрольной группе было установлено, что 86 % опрошенных детей имеют средний уровень развития творческого воображения, остальные 14 % имеют низкий уровень. Высокий уровень ни у кого не был выявлен.
На контрольном этапе в экспериментальной группе мы получили следующие результаты: 21 % продиагностированных детей имеют высокий уровень, 58 % имеют средний уровень, 21 % имеют низкий уровень. В контрольной группе по итогам трё х методик мы получили следующие результаты: 43 % продиагностированных детей имеют низкий уровень развития творческого воображения, а остальные 57 % дошкольников имеют средний уровень. Высокий уровень ни у кого не был выявлен.
Итоговые результаты эмпирического исследования мы обработали статистический с помощью углового преобразования Фишера (ф, и констатировали их достоверность при уровне значимости 0,05 (95 %).
В заключении, можно сказать, что изобразительная деятельность будет средством развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста при её грамотной педагогической организации.
Литература:
1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва : ЭКСМО, 2003. – 508 с.
2. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко – Москва : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. – 197 с.
3. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам : пособие для школьных психологов / Ю. А. Полуянов. – Москва : Эксперимент, 2000. – 160 с.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – Москва : Педагогика, 1989. – 485 с.
5. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин – Москва : Педагогика, 1989. – 560 с.