Лучший педагог года

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Кириллова Кристина
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать +Заказ

В современном мире остро встает вопрос о развитии творческой личности, ведь творческая личность все более и более востребована в различных сферах жизни. Поэтому очень важно развивать творческие качества уже с дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте творческое воображение является одним из важных новообразований. Развивая воображение, ребёнок учится мыслить нестандартно, находить новые, оригинальные пути решения проблем. В исследованиях таких ученых, как Дьяченко О. М. [2], Выготский Л. С. [1], Эльконин Д. Б. [5], Рубинштейн С. Л. [4] и других, было выявлено, что развитие воображения связано с формированием речи и общего психического уровня развития личности. Огромные возможности для развития творческого воображения дает изобразительная деятельность. Она является также средством умственного, эмоционального, волевого и эстетического развития ребёнка.

Публикация «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах

Мы поставили перед собой цель выявить способы развития творческого воображения у детей страшного дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.

Проанализировав педагогическую и психологическую литературу выяснили, что воображение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Кроме воспроизведения образов прошлого опыта воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое, чего раньше в его опыте не было. В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемым, формируются действия воображения – замысел в форме наглядной модели, образ воображаемого предмета, существа, образ действия существа или образ действия с предметом.

Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте, включает 2 этапа: доизобразительный период (различают стадию «марания», стадию ритмических каракулей, ассоциативную стадию., и изобразительный период : (стадия бесформенных изображений, стадия изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или реалистических) изображен) [3].

Занятия по изобразительной деятельности, являются важным средством разностороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. В связи с этим возникает необходимость активно использовать в целостном образовательном процессе потенциал различных техник рисования, в том числе нетрадиционных как неисчерпаемый источник развития изобретательских способностей дошкольников.

Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что изобразительная деятельность будет средством развития творческого воображения у дошкольников, если:

1) использовать совокупность специальных, структурированных занятий;

2) применять нетрадиционные техники рисования, в том числе смешанные;

3) сочетать изобразительную деятельность дошкольников с восприятием произведения искусства;

4) организовывать индивидуальное и групповое творчество детей.

Наше исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На формирующем этапе нами было проведено 10 развивающих структурированных занятий, на которых использовали нетрадиционные техники рисования, такие как рисования нитью, ладошками, кляксография и другие. Было использовано индивидуальное и групповое творчество детей. Так же мы сочетали изобразительную деятельность с восприятием произведений искусства на занятиях, к примеру, рисовали по классическую музыку.

Каждое занятие длилось по 20-25 минут, что соответствует требованиям ФГОС дошкольного общего образования. Занятие начинались с приветствия и упражнения на создания положительного настроения на занятие.

На констатирующем и контрольном этапах мы использовали следующие методики: «Дорисовывание фигур» (Дьяченко О. М., «Неоконченный рисунок» (Субботина Л. Ю., «Словесные образы».

Сопоставив результаты по трём методикам на констатирующем и контрольном этапах в контрольной и экспериментальной группах, мы получили следующие результаты. По итогам трёх методик в экспериментальной группе было выявлено, что 79 % опрошенных детей имеют средний уровень развития воображения, а остальные 21 % имеют низкий уровень. Высокий уровень ни у кого не был выявлен. По результатам трёх методик на констатирующем этапе в контрольной группе было установлено, что 86 % опрошенных детей имеют средний уровень развития творческого воображения, остальные 14 % имеют низкий уровень. Высокий уровень ни у кого не был выявлен.

На контрольном этапе в экспериментальной группе мы получили следующие результаты: 21 % продиагностированных детей имеют высокий уровень, 58 % имеют средний уровень, 21 % имеют низкий уровень. В контрольной группе по итогам трё х методик мы получили следующие результаты: 43 % продиагностированных детей имеют низкий уровень развития творческого воображения, а остальные 57 % дошкольников имеют средний уровень. Высокий уровень ни у кого не был выявлен.

Итоговые результаты эмпирического исследования мы обработали статистический с помощью углового преобразования Фишера (ф, и констатировали их достоверность при уровне значимости 0,05 (95 %).

В заключении, можно сказать, что изобразительная деятельность будет средством развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста при её грамотной педагогической организации.

Литература:

1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва : ЭКСМО, 2003. – 508 с.

2. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника / О. М. Дьяченко – Москва : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. – 197 с.

3. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам : пособие для школьных психологов / Ю. А. Полуянов. – Москва : Эксперимент, 2000. – 160 с.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн – Москва : Педагогика, 1989. – 485 с.

5. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин – Москва : Педагогика, 1989. – 560 с.

Публикации по теме:

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Бабочка красавица»Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Бабочка красавица» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие творческой свободы в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. Развивать творческие способности детей можно разными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
Опубликовано: 14 мая 2020 в 17:28
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Кириллова Кристина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД