Анна Самойлова
Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей 6–7 лет. Пластилинография
Педагогический потенциал лепки является огромным. Для развития творческих способностей педагог использует различные методы и приемы. В современном мире во все сферы жизни активно проникает научнотехнический прогресс. Это диктует педагогам необходимость выбирать наиболее современные, интегрированные технологии, средства обучения и воспитания. Содержание лепки в дошкольной образовательной организации отражено в программных документах в разделе «Художественноэстетическое развитие».
Публикация «Развитие творческих способностей в процессе организации продуктивной деятельности у детей 6–7 лет, Пластилинография» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Р. С. Немов и др.)
Дошкольники получают знания, умения навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приёмам и средствам композиции.
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно – образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребёнка.
Техника «Пластилинография» доступна детям среднего дошкольного возраста и позволяет быстро достичь желаемого результата, внося определенную новизну в творчество детей, делая его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Цель: Развивать художественно-творческие способности у детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
Формировать навыки работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.
Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.
Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Наиболее эффективно развивать у детей художественно – творческие способности можно при условии :
• Создания эстетической предметно - развивающей среды для занятий по платилинографии.
• Создание базы наглядных пособий: предметные и сюжетные иллюстрации, фото.
• Оформление выставки поделок в технике «Пластилинография».
Методы и приё мы: наглядные методы: демонстрация наглядных средств. Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения. Показ должен быть четким, точным. Необходимо, чтобы дети увидели каждое движение, заметили особенности его выполнения. Каждое свое действие обозначаю словом. Показ образца.
Практические методы: в развитии творческих способностей ведущая деятельность детей - художественная. Ребенок овладевает опытом только тогда, когда сам участвует в практической деятельности.
Словесные методы: позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными. Это беседы, загадки, чтение стихов и сказок, вопросы к детям, объяснение последовательности выполнения работы.
Средства. Основными средствами, которые я использую в работе, являются - художественные средства: пластичный материал (разноцветный пластилин, бросовый и природный материал.
Наглядные средства: коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин, образцы работ, фотографии. Интернет ресурсы – ИКТ.
Технические средства: музыка, видеофильм, слайд – шоу, презентация.
Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей, развить воображение и фантазию.
Предметно-пространственная развивающая среда : разнообразие игрушек, детские поделки. Всё, что окружает детей, во многом определяет их настроение, эстетические переживания и впечатления.
Основной формой обучения детей рисованию пластилином является творческая мастерская (образовательная деятельность в игровой форме, например, путешествие в страну «Пластилинографии»). Для эмоционального настроя используются музыкальные произведения.
Образовательная деятельность направлена на развитие у детей творчества.
Структура ОД может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает в себя 3 части: вводная, основная, заключительная. Во вводной части используются различные приемы: чтение художественного слова, обыгрывание персонажей, подвижную или пальчиковую игру. В основной части или практической объясняются и показываются приемы рисования пластилином.
В процессе ее выполнения детям необходим отдых в виде тематических физкультминуток и разминок.
Просмотр и анализ детских работ в заключительной части деятельности– важное условие развития изобразительного творчества.
Процесс становления творчества ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжении занятий.
Опыт работы свидетельствует также, что коллективная художественная деятельность детей среднего дошкольного возраста формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству.
Одним из важнейших условий развития творчества является взаимодействие и сотрудничество педагогов и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
Проводимая мной работа показывает, что системность и поэтапность занятий с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности «Пластилинографии», способствуют формированию изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
«Пробудить, заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться… Сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и наполненной жизни – к этому я стремлюсь в меру своих сил и способностей».
Список литературы:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. ,2007.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография – 2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
5. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись – 4. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
6. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
7. Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005.
8. Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой. М., 2004.
9. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М. 2008.
10. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. М., 2006.
11. Лыкова И. А. Лепим из пластилина, глины, теста. – «Олма Медиа Групп», 2009.
12. Лыкоква Л. И. программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : «Карапуз-Дидактика», 2007.