Ольга Васильевна
Развитие творческих способностей учащихся на уроках чтения и русского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Если ученик в школе не научится
Ничего творить, то в жизни он
Всегда будет только подражать….
Л. Н. Толстой
Судьба детей зависит во многом от того, насколько мы их научили видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться.
Поэтесса Л. Кудрявская сказала об этом так:
Собирайте счастье по крупицам,
Ведь оно рассыпано во всё м:
В синем блеске звёзд, в полёте птицы
И в волне, дрожащей под веслом.
Публикация «Развитие творческих способностей учащихся на уроках чтения и русского языка» размещена в разделах
Значит, моя задача: научить детей видеть прекрасное, развивать в них эстетические чувства, так как это расширит их духовный мир, направит и обогатит личность.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Н. Рыленков.
Как же «наполнить» сердца детей?
Чтение по ролям, работа над интонацией, постановкой логического Методы направлены на умственное развитие. Дети художественного типа с довольно развитым воображением- эмоциональные, импульсивные- остаются за чертой нашего внимания. Осознавая это, на уроках русского языка, чтения уделяю внимание всему, что так или иначе связано с духовным миром ребёнка.
Для меня важно всё : интонация, мимика, жесты, выражение глаз.
Начинать работу по развитию творческих способностей учащихся можно с дошкольного периода, с 0 класса на уроках риторики, «познаю себя». Элементами урока являются : разыгрывание ситуаций на познание и раскрытия мира чувств, эмоций; игры «Кто я такой»; кукольные спектакли. Такие игровые ситуации развивают эмоционально-волевую сферу ребёнка и служат пропедевтикой развития речи- для письма сочинений-миниатюр.
1 класс.
В период обучения грамоте, использую чистоговорки, скороговорки: убежала в норку мышка, спать залёг в берлогу мишка.
При изучении буквыС:
Сегодня свистели семь свиристелей.
Во 2-4 классах на уроках чтения по темам : Устное народное творчество; Поэтическая тетрадь – использую такие задания:
-прочитайте данную скороговорку с повествовательной, восклиц., вопросительной интонацией, делая логическое ударение каждый раз на другое слово;
-вырази мимикой, жестами, голосом восхищение, удивление, иронию, насмешку, грусть, обиду, возмущение;
-придумай различные жизненные ситуации, когда можно сказать эту фразу по- разному.
Уникальное средство воспитания духовности- детские творческие работы.
Сочинения рассматривают как форму самовыражения, как возможность поделиться впечатлениями, переживаниями.
Каковы этапы этой работы:
1. Создание творческой атмосферы не только на уроках, но и во внеурочное время.
2. Доброжелательное отношение учителя, товарищей и родителей к фантазии детей.
Подковыркин Денис во 2классе написал:
Осеннее варенье.
Жила-была Осень. Она пошла в лес и собрала ягоды. Осень сварила из них варенье и позвала гостей. «Какое вкусное осеннее варенье!» -сказали гости.
3. Формирование у учащихся чувства любви, сострадания и т. п.
Большое значение имеет работа над устными сочинениями-миниатюрами на темы:
«Я- бабочка, порхающая над лугом»
«Я-раненый лосёнок»
«Я-замерзающий воробышек»
0 класс
Эй, ребята, дело есть
Дайте крошечек поесть
Помогите воробью, я вам песенку спою:
«Чирик-чирик, чирик-чирик,
Всем нужны друзья,
чирик, чирик-чирик,
Даже воробьям.»
ударения;
Урок рус. яз. : воробей- словарное слово.
-«Я- тающая сосулька» (пластика, жесты, мимика)
Устное народное творчество.
Загадка
Блестящая морковка
С крыши свисала
Солнце пригрело-
Морковка упала.
4. Обучение детей умению сравнивать, наблюдать, фантазировать.
Обучение можно начинать с игры»Что на что похоже?»
0 класс
Выходит слово по ассоциациям. То, что мы задумали, похоже на листочек, тучку, ягодку…;
в 1-2 классы: составление загадок
Лежит квадратная зверушка,
Подставив брюшко мне под ушко.
Ни ест, ни пьёт и не болеет,
Хотя два живота имеет.
(Подушка)
5. Обогащение опыта детей непосредственными наблюдениями за природой, выражение чувств словами, рисунками, эпитетами, сравнениями, составление словаря настроений, подбор слов, фраз, образов.
Время года - осень.
В. Голяховский
Под ногами в листопад
Листья жёлтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок.
Папа, мама и ребёнок.
Письмо сочинений: Осенний листок; В гости к осени; Волшебные краски осени…
Детское творчество неисчерпаемо. Оно всегда ново и необычно. Это детский порыв к доброте и красоте, воплощение их мечтаний, стремление выразить свои чувства, переживания. У ребят появляется возможность проявить себя и в роли поэта, прозаика, актёра. А нам, взрослым, надо как можно дольше лелеять и хранить этот порыв детской чистой души, чтобы, взрослея,ученик обогащался духовно, а не превращался в бесчувственный индивид.
Главное, что во время таких уроков, творчество приносит огромную радость и учителю, и творцу-ученику.