Татьяна Немцева
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Слайд 1
Публикация «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изодеятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности - это, способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Ее решение должно начаться уже
в дошкольном возрасте.
Использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности не является новой идеей, но в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста необходимо. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.
(2-й слайд)
Дети радуются, когда это у них получается хорошо, и огорчаются, если рисунок не удался. Первые неудачи вызывают разочарование, формируют неуверенность в себе.
Задача воспитателя — развить у детей те индивидуальные качества, которые помогают успешно воплотить творческий замысел. Для этого у ребенка должен быть интерес и мотив деятельности.
Основной мотив, побуждающий детей старшего дошкольного возраста к творчеству, — стремление сделать по-своему, чтобы получилось так, как ни у кого другого. Реализовать это стремление помогают нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Они привлекают дошкольников не только своей новизной. На таких занятиях отсутствует слово «нельзя» : дети рисуют, чем хотят и как хотят.
(3-й слайд)
ПОЧЕМУ Я РЕШИЛА ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ :
• Воспитанники получат незабываемые впечатления и положительные эмоции.
• Каждый ребенок преодолеет чувство страха перед неуспехом.
• Коллеги оценят мой творческий подход к работе.
• Родители увидят результаты работы.
Наблюдая за детьми в непосредственной и самостоятельной деятельности, отметила для себя, что детские работы бедны по сюжету, не выразительны, детям сложно самостоятельно, не опираясь на образец создать свою необычную, оригинальную работу.
(4-й слайд)
Актуальность моей темы заключается в знакомстве детей с нетрадиционными техниками, их особенностями, многообразием материалов, дети не просто учатся, они создают свои необычные, оригинальные работы.
Так развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования нетрадиционных техник (А. В. Никитиной, Р. Г. Казаковой, И. А. Лыковой и др., как средства развития творческих способностей, а также расширяя знания о разнообразных нетрадиционных техниках, применяя полученные знания на практике, я пришла к постановке и решению следующей цели и задачам.
(5-й слайд)
Цель: Развитие у дошкольников творческих способностей с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи:
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, воображение.
Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки.
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
(6-й слайд)
Итак, для того, чтобы повысить интерес детей предлагаю им выполнить задание нестандартным способом, которое раскроют творческие способности дошкольников. Техники, которые я использовала в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Кляксография (выдувание красок через трубочку) — развивает интеллектуальные способности, воображение, память, внимание, мелкую моторику рук; полезна в работе с детьми с задержкой речевого развития и используется в качестве артикуляционной и дыхательной гимнастик.
(7-й слайд) Пластилинография и пластилинография витражным способом.
Одной относительно новой нетрадиционной техникой детского творчества является пластилинография, которая для детей есть чем-то удивительным и любопытным. Пластилинография помогает снять мышечное и нервное напряжение, развивает мелкую моторику, способствует развитию пространственного мышления и творческих способностей детей. Пластилинография (витражная). Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны. В работе с детьми вместо стекла использую листы для ламинирования, на которые наносится маркером контур рисунка. Заполнение рисунка пластилином начинается с мелких деталей
(8-й слайд) Монотипия, граттаж
Монотипия – техника рисования, название которой можно перевести как «один отпечаток». Данная техника улучшает навыки работы с красками, дети учатся понимать форму и цвет предметов, развивает воображение и фантазию.
Граттаж — это метод выполнение рисунка с помощью процарапывания острым инструментом бумажной основы, покрытой фоном тёмного цвета. В результате получаются оригинальные контрастные композиции.
это игра с неизвестным. Эта техника очень интересна и необычна, вызывает у детей восторг и огромное желание творить, но требует большой предварительной подготовки.
(9-й слайд)
А также в своей работе с детьми успела применить такие техники, как: Рисование солью, коллажи с дорисовкой с использованием фоамирана, рисование в технике «Пойнт ту пойнт», рисование пастелью, восковыми мелками + акварель
(10-й слайд)
В перспективе планирую использовать, следующие нетрадиционные техники в работе с детьми :
Песочная анимация (рисование на песке) — развивает познавательные процессы, творческий потенциал, мелкую моторику рук, формирует коммуникативные навыки и помогает раскрепоститься, учит передавать эмоции необычным способом.
Эбру (рисование на воде) — развивает фантазию, является способом психологической разгрузки и приобщения к прекрасному.
Рисование ногами (одно из направлений стопотерапии) — развивает тактильное восприятие, координацию движений, наглядно-образное мышление, воображение, художественно-творческие способности; формирует интерес к созданию рисунков необычным способом.
(11-й слайд)
Таким образом, не смотря на недлительный период работы, я увидела, что дети проявляют интерес к нетрадиционным техникам. Нетрадиционные техники изображения не утомляют дошкольников, ребята стремятся завершить задание, и даже вносят в него что-то свое, новое, необычное, нестандартное. Дети удивляются и радуются своим работам, отмечают, что у них получилось красиво, хотят их показать родителям. Так нетрадиционные техники вызывают огромные положительные эмоции и развивают творческие способности.
Несуществующее животное»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пусть ребенок пофантазирует:" Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит? "
«Выдумай историю»
Цель: развивать творческое воображение детей.
Ход игры: предложить детям рассмотреть картинки в книге, и предложить совместно придумать новые события.
«Продолжи рисунок»
Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.
Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?
Point to point или точечная роспись — это один из самых древних видов украшения человеком окружающего пространства.