Щербинина Татьяна
Опыт работы «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Воспитатель Щербинина Т. В.
Понятия творчество и творческие способности
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это поня-тие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествля-ются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Что такое творческие способности на самом деле?
Публикация «Опыт работы „Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельно-стью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой созда-ется нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отноше-ние к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспро-изводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
В данной работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, худо-жественная, техническая и т. д.
Компоненты творческих способностей
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Мно-гие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление /6, 436/. Люди, обла-дающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентриру-ют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают ис-кать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элемен-тов, которые большинство людей знают и используют только определенным обра-зом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в дан-ном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще-принятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или прида-вать ему законченный вид.
Кандидаты психологических наук В. Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос-новываясь на широком историко-культурном материале (история философии, соци-альных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсаль-ные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории.
1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, об-щей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических катего-рий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – спо-собность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтерна-тив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно созда-вать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творче-ского воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (ал-горитм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творче-ского потенциала человека составляют следующие способности /9/.
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творче-ских способностей детей :
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
Проблема оптимальных сроков начала развития
творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Пси-хологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипоте-за, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических свя-зей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существу-ющих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к разви-тию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия чело-веческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается раз-витие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.
Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угаса-ние возможностей к развитию - необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в те-чение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созрева-ния структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целе-направленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их разви-тия, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации воз-можностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возмож-ности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обще-стве людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей /17, 286-287/.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накоп-ление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой дея-тельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление бо-лее взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более неза-висимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были ис-пользованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрос-лого человека.
Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте.
Условия успешного развития творческих способностей.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита /7, 123/, Б. Н. Никитина /18, 15, 16/, и Л. Кэррола /9, 38-39/, я выделили шесть основных условий успешного разви-тия творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является ран-нее физическое развитие малыша : раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструмента-ми и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это воз-можно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эф-фективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ре-бенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр назы-вать ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих спо-собностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успеш-нее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возмож-ностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие макси-мального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но вос-пользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленько-му еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позво-ляют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребе-нок может решить эту задачу сам.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей за-ключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в че-редовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе спо-собов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутом-лению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предпо-лагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не пре-вращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказ-ка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного раз-вития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для воз-вращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпе-ливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас счи-тают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства ма-ло: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные само-выражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и сту-дии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.
Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко-торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение ко-нечной цели. И в данной работе я, на основе изучения литературы по данной теме, попыталась определить основные направления и педагогические задачи по развитию таких важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.
Развитие качеств творческого мышления.
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в до-школьном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и сис-темности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гиб-ким, оригинальным и продуктивным.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.
Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и ориги-нальным.
Кроме того, большое количество ассоциативных связей позволяет быстро из-влекать нужную информацию из памяти. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствую-щие развитию этого качества.
Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разре-шения позволяет диалектичность мышления.
Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы.
С целью определения уровня развития творческих способностей детей в до-школьном возрасте 10 августа и 15 августа 2008 года я провела диагностику у до-школьников МДОУ «Солнышко» с. Таштып. Для исследования мной были использо-ваны экспресс методики кандидатов психологических наук В. Кудрявцева и В. Си-нельникова (см. Приложение 1). С помощью этих методик я составили оперативный констатирующий микросрез творческого развития каждого ребёнка по всем его осно-ваниям. Критерий для выделения оснований – вычлененные авторами универсальные творческие способности : реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, надситуативно – преобразовательный характер творческих решений, детское экспе-риментирование. Каждая из методик позволяет фиксировать значимые проявления этих способностей и реальные уровни их сформированности у ребенка.
У детей этой группы плохо развито творческое воображение. Следует сразу же cказать, что эта группа занимается по развивающей программе "Детство", но специ-альная работа по развитию воображения с детьми не ведется. Однако психологи и пе-дагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на по-следовательное и систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Это подтвердила и проведенная мной диагностика. Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осуществляться эта работа
Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по развитию детского воображения. В последнее время появилось большое количе-ство методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Обще-ственной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "Развитие Творческого Воображения" (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г. С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в раз-личных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить методику развития детского вооб-ражения О. М. Дьяченко и Н. Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги вооб-ражения, разработанные психологом Е. В. Заикой.
Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера.
Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основ-ным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На ран-нем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, ку-сочком мяса и т. д. Взрослые должны показать детям возможность различных спосо-бов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сю-жетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же "дочки – матери" или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Суще-ствует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспита-тели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумы-вание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замечательную книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии ".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой дея-тельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат про-цессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития твор-ческих способностей в дошкольном возрасте являются :
1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характе-ризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мыш-ления.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утра-чиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко-льном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, опережающей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напря-жения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.
4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т. д.
5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная ра-бота по развитию творческого потенциала детей. К сожалению, традиционно сущест-вующая в нашей стране система дошкольного воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способно-стей детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в резуль-тате, не достигают высокого уровня развития. Это подтвердили и результаты диагно-стики творческих способностей пятилетних дошкольников д / с «Солнышко». Самые низкие результаты дала диагностика творческого воображения. Хотя дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития этого компонента творческих способностей. Для исправления существующего положения с моей точки зрения можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творче-ских способностей дошкольников :
1. Введение в программу дошкольного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления детей.
2. На специальных занятиях по рисованию, музыке, развитию речи давать детям задания творческого характера.
3. Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития в ней воображения детей.
4. Использование специальных игр, развивающих творческие способ-ности детей.
5. Работа с родителями.