Наталья Маслакова
Развитие творческих способностей старших дошкольников через нетрадиционные техники продукт
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей старших дошкольников через нетрадиционные техники продуктивной деятельности».
Начать своё выступление я хотела бы со слов Татьяны Леонидовны Мирончик
У каждого из нас
Внутри талант таится,
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться.
Слайд 2
Публикация «Развитие творческих способностей старших дошкольников через нетрадиционные техники продукт» размещена в разделах
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования задачу – воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Современные дети активнее нарисуют виртуальный мир в телефоне, чем изобразят обыкновенней цветок на бумаге.
Почему решение этой задачи я вижу через использование нетрадиционных техник?
Использование нетрадиционных техник позволяет :
- ребёнку думать;
-учит принимать самостоятельные решения;
- ставить цель и последовательно добиваться её решения.
Проанализировав передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Считаю, что творческие способности следует развивать с дошкольного возраста, когда у дошкольников огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому моя задача, как педагога, удержать и развить этот потенциал, сформировать и развить детские способности.
Слайд 3
С целью выявления творческих способностей дошкольников мною была проведена диагностика, которая выявила ряд проблем:
-нет навыка владения простейшими инструментами и материалами;
-недостаточный уровень креативности мышления;
-страдает беглость, точность, оригинальность воображения;
-затруднения в преобразовании предметов;
В процессе своей работе я изучила методические разработки
Людмилы Викторовны Куцаковой, Ирины Александровны Лыковой, Ларисы Алексеевны Парамоновой, Татьяны Ивановны Тарабариной. - эти авторы предлагают новые формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях.
Слайд 4
На основании проведенной диагностики и изученной литературы, мною разработана дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Капельки Радуги», направленная на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости.
Продолжительность реализации программы 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:
1-й этап - с детьми 5-6 лет,
2-й этап - с детьми 6-7 лет.
Слайд 5
Целью данной программы является развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей старших дошкольников в процессе деятельности в разных техниках и с различными материалами.
Слайд 6
Предлагаю Вам ознакомиться с поставленными мной задачами на слайде.
Обучающие:
- формировать умения использовать различные приемы и техники при работе с бумагой, инструментами и нетрадиционными материалами;
- способствовать формированию навыков самоорганизации и планирования собственной деятельности;
Развивающие :
- создавать условия для развития познавательной и исследовательской деятельности;
-развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность,
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-развивать мотивацию к самовыражению в творчестве;
Воспитательные:
- воспитывать художественно-эстетические чувства и представления.
В современном мире, всё острее ощущается потребность в новых, нестандартных способах мышления и всё большую ценность приобретает умение находить оригинальные решения. Особое значение имеет формирование творческого потенциала личности, которую мы развиваем как в непосредственно образовательной, так и в совместной деятельности с воспитанниками.
Слайд 7
В свое работе, я реализую следующие направления:
1 Пластилинография— вид декоративно- прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник.
Слайд 8
Оригами - вид декоративно- прикладного искусства. Японское искусство складывания фигурок из бумаги по определенной схеме и в определенной последовательности.
Слайд 9
Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости.
Слайд 10
Коллаж - — это вид декоративно-прикладного искусства, который заключается в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую либо основу предметов и материалов, отличающихся друг от друга по цвету, фактуре кусочков материалов
Использование данных техники позволяет развивать мелкую моторику рук, помогает сформировать свое видение окружающего мира, эстетический вкус, развивает усидчивость, терпеливость и целеустремленность, происходит развитие глазомера, ребёнок учится доводить работу до конца и овладевать искусством планирования собственной деятельности.
Каждая из этих техник - маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, мотивировать побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
1. Игра, которая является основным видом деятельности детей;
2. Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
3. Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
4. Живая, эмоциональная речь педагога.
Считаю важным в своей программе реализовывать :
- интегративный подход к организации интересной деятельности;
- создание доброжелательной творческой атмосферы,
- индивидуального и дифференцированного подхода к каждому воспитаннику,
-обеспечение свободы выбора и реализации замысла каждого; поощрение высказывания оригинальных идей;
-использование личного примера, творческого подхода к решению проблем;
Слайд 11
Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, такие как «Нарядная рубашка для паты», «Пасхальное яйцо» «Медальон для мамы», где они – главные экскурсоводы.
Я даю возможность детям познать радость творчества. Сколько восторга в детских глазах, когда из простого, порой ненужного предмета, они делают настоящий шедевр.
Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество c педагогами и родителями, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
Слайд 12
С этой целью я провела мастер- класс для педагогов и родителей «Использование бросового материала в развитии творческих способностей дошкольников». Результатом совместной творческой деятельности стали выставки: «Наши руки не для скуки», «Пасхальное яичко», «Наши мамы мастерицы», «Новогодние чудеса», а также пополнилась зона сюжетно-ролевых игр новыми атрибутами.
Обобщая результаты первоначальной и итоговой диагностики творческих способностей следует отметить, что в ходе реализации программы кружка «Капельки радуги» у детей старшего дошкольного возраста активизировался творческий потенциал : выполняемые детьми поделки обогатились новыми оригинальными образами, закрепились навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок из различных материалов, также способствовала развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости, созданию возможности использовать продукты собственного творчества в игровой, театральной деятельности в группе.
Свою профессиональную позицию я хочу выразить словами Василия Александровича Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» И эти слова о природе ребенка жизненны, актуальны, проверены временем:
В будущем я бы хотела более подробно изучить и использовать технику Изонити, которая поможет приобрести детям новые навыки и создаст новое поле для творчества.
Надеюсь, что смогу предоставить для своих воспитанников широкую палитру творческих возможностей, с помощью которой, они смогут добавить в нашу жизнь ещё больше ярких красок.