елена антоневич
Педагогический опыт «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
2. Условия формирования опыта.
Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов, решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Публикация «Педагогический опыт „Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами интеграции на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развитие музыкальных способностей детей проходит через интеграцию различных видов деятельности. Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования. «Собственно интеграция» означает «объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания». Интегрированная деятельность - это деятельность, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач.
Интеграция разных видов искусства и музыкальной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребёнком выразительных средств каждого вида искусства. Можно выделить следующие требования к структуре интегрированных занятий :
-четкость, компактность, сжатость учебного материала;
-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;
-систематичность и доступность изложения материала;
-необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Учитывая особенности детей, нужно найти наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане мне как музыкальному руководителю отводиться особая роль. Поэтому цель моей работы как музыкального руководителя – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду. Для того чтобы решить эту основную задачу, я использую в работе новые программы и технологии. Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Интеграция в педагогической деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников.
3. Теоретическая база опыта
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место необходимо отводить проблеме художественно-эстетического, нравственного, духовного и музыкального воспитания и образования. Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях Д. Б. Кабалевский, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая, М. Г. Рыцарева, Т. В. Челышева, Н. Г. Гродзенская, Н. А. Ветлугина, П. Ф. Вейс, Е. А. Гелебицкая и другие. Взаимная согласованность музыки с такими видами искусства изобразительное искусство, литература, усиливает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. Благодаря комплексному подходу и последовательному развитию музыкальных способностей детей, формируются представления о принципах развития музыки, выразительности элементов музыкальной речи, выразительных возможностях музыкальных форм. Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания искусством, художественно-эстетического образования, концепции педагогических систем, связанные с установкой на раскрытие индивидуальных творческих способностей детей нашли свое отражение в трудах крупнейших деятелей мировой и отечественной науки: Аристотеля, П. П. Блонского, Н. Я. Брюсовой, Я. А. Коменского, А. В. Луначарского, И. Г. Песталоцци, Платона, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др. Внимание к проблеме комплексного воздействия искусств возросло в 50-60-е годы. Этому способствовало появлению глубоких теоретических исследований в области эстетики, искусствознания, художественной педагогики, психологии, в которых советская педагогика обрела теоретическую базу для дальнейшей разработки проблем эстетического и художественного воспитания дошкольников. В 40-х годах Академией педагогических наук РСФСР развернуты исследования эффективности комплексного воздействия искусств на идейное, нравственно-эстетическое направление детей. В. Н. Шацкая в своей исследовательской практике отмечала действенную взаимосвязь музыкального искусства с художественными направлениями в других областях – литературе, живописи, театральном искусстве. Основным фундаментом взаимодействия искусств В. Н. Шацкая выделяла теметическое единство произведений, их сочетание по эмоционально0образному содержанию. Проявление теоретических исследований в 50-60 годы в области эстетики, педагогики, искусствознания, психологии вызвало особый интерес комплексного взаимодействия искусств, что послужило в дальнейшем теоретической базой для разработки проблем эстетического и художественного воспитания детей. В 70-е годы происходит существенный прорыв в этой области, педагоги последовательно рассматривают единство восприятия и анализа художественных произведений, приводят требования к развитию эстетического воспитания детей. В это время решалась проблема комплексного подхода в программах по музыке Д. Кабалевского, по изобразительному искусству Б. Н. Неменского. В 80-90 годы интегративные направления проявились в искусствоведении, музыковедении и художественной педагогике в изучении научной и художественной картин мира как целого. Исследования Б. Г. Ананьева, А. В Бакушинского, М. А. Верба, Л. С. Выготского, М. С. Кагана, В. А. Крутецкого, Б. Т. Лихачева, Н. С. Лукина, М. М. Рубенштейна, В. А. Сухомлинского, Б. М. Теплова, Б. П. Юсова, П. М. Якобсона и других позволили заключить, что вовлечение каждого ребенка не только в воспринимающую деятельность, но и продуктивную, способствуют повышению творческой активности всех без исключения детей, помогает выявить склонности детей, создает возможности для одновременного изучения специфики видов искусства и их общих свойств при условии взаимосвязи процессов воспитания и творчества. Д. Кабалевский подчеркивал, что без искусства, особенно музыкального, не может быть полноценного воспитания личности. Сухомлинский утверждал, что музыкальное воспитание – это в первую очередь воспитание не музыканта, а человека. Ю. Б. Бореев указывает, что именно искусство формирует целостную личность: воспитательное воздействие морали, философии, политики, носит частный характер, а искусство действует комплексно на ум, сердце и душу. Обращаясь к комплексному воздействию искусств в образовательном процессе, исследователи придают большое значение творческой активности дошкольников.
4. Актуальность
Развитие творческих способностей является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общим дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.
Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.
- мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
- форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
- занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
- интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога и детей, раскрытия их способностей.
Современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Современные дети, окунаясь в мир объемной информации, в большей степени ориентированы на будущее, они более раскрепощены, более деятельны. Их внутренние резервы раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности: изобразительной, музыкальной, литературной. Но в отличие от сверстников прошлых лет, они уверенно комбинируют их, интегрируют между собой, потому что им так комфортнее. В современных условиях творческая самостоятельность личности – это условие успешной адаптации в постоянно меняющемся мире, к изменяющимся условиям внешней среды.
Происходящая в стране модернизация образования, в том числе дошкольного, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» обусловил изменение в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду в целом, и в организации деятельности музыкального работника, в частности.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) (ФГОС Дошкольного образования).
В процессе интеграции различных видов искусств в организации музыкальной деятельности детей формируется эстетический вкус дошкольников, развиваются творческие способности, происходит становление культурных практик ребенка.
Интегрированость занятий направлено на целостное психическое, духовное и физическое развитие дошкольников. Она дает возможность вовлечь детей в музыкальную деятельность, создавая предпосылки формирования музыкальной культуры дошкольников не только способных и одаренных. Эта работа ориентирована также на совершенствование профессионализма самого педагога в области интеграции музыкальной и изобразительной деятельности, выявление индивидуального стиля деятельности.
5. Новизна опыта.
Новизна заключается:
в реализации принципа интеграции федерального и регионального содержания дошкольного образования в образовательном процессе: использован потенциал художественной культуры Оренбургского края;
в осуществлении синтеза музыки, изобразительного и танцевального искусства которые эффективно используются в программе и в сочетании с игровыми формами работы создают эффективное пространство для полноценного развития ребенка;
игра, как основной вид деятельности в дошкольном образовательном учреждении становится в программе ведущим стимулом возможности расширения музыкальной и художественной деятельности в художественно-эстетическом развитии ребенка.
6. Адресность.
Данный опыт работы был обобщён на уровне образовательного учреждения образовательного бюджетного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №125»
г. Оренбурга. Свой материал я разместила на сайте МААМ
7. Трудоемкость.
Основной трудностью в моей работе явилось:
-сложность отбора материала;
-подробное структурирование деятельности;
-общий подход к оценке знаний и умений детей;
-распределение ролей (выбор детьми роли по желанию; назначение на главную роль наиболее робких; исполнение ролей отрицательных персонажей).
Здесь несколько сложнее и требуется вдумчивое наблюдение за конкретными детьми, индивидуальный подход к каждому ребёнку.
8. Технология опыта.
Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребёнка идёт по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия. Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.
Методы работы:
В работе я применяю метод вариативности сочетания элементов этих программ и технологий с основной рабочей программой нашего дошкольного учреждения. Этот метод является новизной моего опыта. Метод вариативности с инновационными технологиями ориентирован на полноценное развитие ребёнка как личность, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, на практическое воплощение эмоционально – комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала. Основная цель метода - научить детей любить и понимать музыку. Осуществлению этой цели помогает мне решение следующих задач:
- развитие творческих способностей,
-развитие интереса детей к разным видам искусства, приобщение к их лучшим образцам,
- обогащение музыкальных впечатлений и эмоциональных откликов детей,
формирование элементарных музыкальных навыков.
Метод проектирования, который я активно применяю в своей работе -современный метод интеграции, позволяет решать комплекс задач, подчинённых одной теме, разнообразными приёмами и методами, постепенно и в системе. Метод актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чём-то новом, полезном, интересном.
Помимо традиционных методов применяются методы, которые способствуют осознанности восприятия, улучшают эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение, творчество.
Метод одномоментности. Основан на одновременном восприятии произведений различных видов искусств. Данный метод способствует созданию целостного художественного образа в любом из продуктивных видов творческой деятельности, способствует более полному усвоению информации, вызывает яркий эмоционально-чувственный отклик за счет глубокого погружения в мир цвета, звука, слова. Использование этого метода, по мнению авторов, обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности художественных образов в рисунке, пластике движений, мимике, жесте, словесном творчестве.
Метод контрастности. Строится на противоречии эмоционально-образного настроя различных произведений искусства. Данный метод обостряет остроту ощущений ребенка при восприятии музыкального, зрительного, поэтического ряда, облегчает их сопряжение с внутренним миром малыша. Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявления эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчетливы. В более старшем возрасте применяются контрастные сопоставления произведений с постепенным уменьшением контрастности образов.
Метод «подмастерья». Позволяет рассматривать педагогический процесс не как воздействие, а как взаимодействие взрослого и ребенка в едином творческом процессе, обеспечивает переход педагога с позиции назидания на позицию сотрудничества, сотворчества.
Учитывая тяготение дошкольников к игровой деятельности, как к их естественному творческому проявлению, авторы отводят детской игре ведущее место в «технологическом оснащении» программ. Причем ставка делается на театрализованные игры: инсценирование, игры-драматизации, сценические этюды, имитационные игры и упражнения и т. д. Весьма эффективны игры в «живые картины», «путешествия по картине» и создание ситуации «мнимого» присутствия в картине. Использование элементов пантомимы и театрализации вносит в занятие моменты занимательности, способствует осмыслению изобразительного образа. Особое место отводится сказке. Сказка на занятиях интегрированного характера облегчает вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития образного и творческого воображения детей. Образ сказочных героев, придуманных детьми, становится красочнее и конкретнее, характер разнообразнее, так как вся эта информация черпается из живописных полотен, стихотворных строк и музыки.
В своей практике проведения интегрированных музыкальных занятий я сочетаю следующие области познания детей:
На основе теоретических положений я разработала свою структуру проведения этих занятий. Занятие начинается с ведущего вида деятельности, в нашем случае это – музыка, а изобразительная деятельность, театр и развитие речи – вспомогательные.
Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения.
Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения этого вопроса на основе содержания разных видов деятельности с опорой на наглядность.
Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Интегрированные занятия, проводимые в системе, эффективны, дают высокие результаты, повышают продуктивную деятельность детей. С их помощью успешно решаются следующие задачи развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста :
-Развитие эмоциональной отзывчивости и выразительности движений.
-Развитие творческой активности во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.
-Формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять выученный репертуар в повседневной жизни, музицировать, петь и танцевать.
В результате освоения технологий интеграции было выбрано художественно- эстетическое направление работы, объединяющее театральную, музыкальную, изобразительную деятельность.
Цель этого направления:
развитие личности ребенка с учетом его творческого и интеллектуального материала, через воспитание духовности, эстетического вкуса и приобщение к культурным ценностям.
Условием развития необходимых качеств является естественная деятельность ребенка - игра, объединенная одним сюжетом, вселяющая радость, веселье, удовольствие.
На интегрированных занятиях осуществляются психические процессы:
- эстетическое восприятие;
- эмоционально-положительное отношение к действительности;
- образное представление;
- воображение;
- память, внимание.
Созидательные процессы:
- создание образа;
- передавание разных видов творческой деятельности;
- изыскивание специфических средств выразительности.
Виды деятельности в интегрированных занятиях :
- музыкально-двигательное творчество
- этюды на выразительность слова, музыки, движений;
- слушание музыки;
- описание музыки с помощью слова;
- описание музыки с помощью цвета, разнообразных рисунков;
- музыкально-песенное творчество : придумывание своей мелодии на слова; придумывание слов на музыку; выразительное, прочувственное пение любимых и знакомых песен; разучивание новых песен;
- ритмическая пластика: выразительная передача в танце характера музыки;
- игры: релаксация, психогимнастика.
В основе любой деятельности лежат мотивы:
- желания;
- потребности;
- склонности;
- интересы к содержанию деятельности.
Поэтому, при отборе содержания интегрированных занятий, выделяется основной мотив детской деятельности.
Интегрированные занятия цикла «Времена года» наиболее доступные, интересные и творчески развивающие для детей дошкольного возраста. Работа в этом направлении включает в себя массу сведений, наблюдений, знакомств детей с наиболее яркими представлениями о времени года. Интеграция этих направлений происходит по тематическому принципу. В качестве основных тем выступают времена года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». На их основе осуществляется календарное планирование.