Сиченко Ольга Семеновна
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях оригами
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок» – утверждал В. А. Сухомлинский.
Ребенок с творческими способностями активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т. п. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях оригами» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оригами для детей
- Оригами по темам. Занятия и мастер-классы для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Одним из видов художественно-творческой деятельности является конструирование из бумаги. Когда мы говорим о бумаге, то каждый знает, что это самый распространенный в работе с детьми материал. Но не всегда взрослые используют его возможности. Работая с бумагой и картоном, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор.
Оригами (перевод с японского – «сложенная бумага») – это японское искусство складывания бумаги. Оригами не просто развлечение. Предмет «оригами» предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для ребят занятия с целью развития у них целого комплекса навыков.
При складывании фигурки дошкольник осваивает на практике и познает окружающий его мир. С готовыми фигурками ребенок моделирует возникающие в его воображении игровые ситуации. Замещая одни предметы
другими, дошкольник находит каждый раз сходство предметов по обобщенным признакам, осваивая реальные действия, выстраивая игровую ситуацию.
Фигурки оригами с настоящими предметами имеют приблизительное сходство. Для оригами важно увидеть самое характерное, индивидуальность, сущность предмета. Вследствие этого оригами является немаловажным фактором, стимулирующих творческое воображение.
В оригами огромный диапазон уровней сложности: в начале с детьми можно сложить из бумаги фигуры животных, фонарик, или кораблик. Дети более старшего возраста могут справиться со сложными фигурами оригами, например, сложить журавля или цветок лотоса. В оригами есть все, чтоб создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступени и любое их количество.
Оригами способствуют не только развитию фантазии, воображения и творчества детей, но и их социальному развитию. Можно, например, предложить детям создать под руководством взрослых общую большую композицию. Это позволит детям приобрести значимые социальные навыки: дошкольники учатся действовать совместно, дожидаться своей очереди в работе, радоваться общему положительному результату. У детей развиваются важные черты личности: умение договариваться, общаться и т. п.
Личностному развитию детей способствует внимательное и уважительное отношение к дальнейшей судьбе поделок. Можно работы каждого ребенка выставлять на специальный стеллаж. А красивые поделки станут подарком друзьям и близким.
Важно периодически организовывать выставки работ детей. Детям необходимы постоянное внимание, похвала и одобрение значимого взрослого. Ожидание подобного внимания является одним из наиболее сильных мотивов, активизирующих детей к новой деятельности достижению положительного результата. Следует хвалить детей, такое отношение позволит им в будущем чувствовать себя уверенными в себе компетентными людьми.
Бумажное творчество в технике оригами доступно и любимо детьми, работа с листом бумаги создает большие возможности для творчества детей. Создание поделок в технике оригами развивает у детей творческие способности, развивают у дошкольников творческое воображение, способность в бумаге увидеть необычные образы. Кроме того, такая работа воспитывает терпеливость, аккуратность, усидчивость, развивает художественное творчество, эстетический вкус, изобразительные способности, зрительную память, мышление, пространственные представления, изобразительные и конструктивные способности, точную координацию и развитие мелкой моторики рук. Используя различную по качеству и по технологии изготовления бумагу, можно получить настоящее произведение искусства.
Занятия оригами способствует познавательной деятельности детей, обостряя, прежде всего, их сенсомоторные способности, содействуют эстетическому воспитанию и развитию творческой инициативы, оригами содействует формированию эмоционально-эстетического отношения детей к образу или явлению окружающей действительности, обогащая эстетические представления об окружающей среды. Занимаясь оригами, дети проявляют самостоятельность, упорством в преодолении трудностей, настойчивости в овладении более сложными приемами, привыкают доводить начатое дело до конца. У детей развивается чувство эстетики, цвета, умение работать точно и аккуратно. В своих композициях дети выражают свой внутренний мир, они творят, создавая собственные произведения искусства. художественное конструирование не требует особого оборудования. Важно разнообразие материалов (бумага разного цвета и размеров, чтобы каждый ребенок соответственно своему замыслу и желанию мог выбрать материал, апробировать его и получить наиболее удовлетворительный результат. Таким образом создается поисковая ситуация в совместном или индивидуальном творчестве.
Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывая что-то новое в своей деятельности.
В процессе развития творческих способностей необходимо учитывать, как возрастные особенности, которые присущи старшему дошкольнику, особенности его психической организации, так и индивидуальные особенности каждого ребенка. Это позволяет наиболее полно раскрыть заложенный в каждом из детей творческий потенциал, сделать жизнь растущего человека интересной и содержательной.