Лариса Ларина
Развитие творческих способностей детей посредством русского народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Детское изобразительное творчество во многом сходно с тем, что мы видим в народном искусстве. Смелое сочетание цветов, так любимое детьми, простота формы – все это мы находим в народной игрушке, в орнаменте резьбы, в вышивке. И все это близко и доступно детям. Действительно, в первоначальных попытках ребенка вырезать, нарисовать, построить можно и нужно видеть начало искусства.
Публикация «Развитие творческих способностей детей посредством русского народного творчества» размещена в разделах
Так лепка из глины уже доступна в трехлетнем возрасте, так же как и рисование красками, карандашом, немного позднее вырезывание. В этих изобразительных занятиях ребенок идет по пути овладения формой, цветом.
Дымковская, богородская скульптура может быть использована как пособие при рассказывании сказок, для наблюдения, рассматривания. В нем чисто, тонко, верно дана форма, выразительны краски. Наблюдение этих игрушек облегчит детям овладение формой в глине, рисунке.
В русском народном искусстве раскраска глины богаче всего представлена в дымковской игрушке. Наблюдение дымковской скульптуры, несомненно, совершенствует детские композиции. Интересно, что в этой игрушке дети воспринимают именно ее краски.
В своей работе при обучении лепке мы используем дымковкие игрушки. Простые и вместе с тем реалистичные образы птиц, коней, оленей, кукол легко воспроизводятся детьми после того, как воспитатель покажет им некоторые приемы лепки, применяемые мастерами игрушки. Вылепленные изделия дети охотно раскрашивают, подражая декоративной росписи игрушек.
Интересно, что в местности, где процветают те или иные художественные промыслы, им научаются и дети. Например, в Ленинградской области дети искусно делают из соломки разные безделушки: птичек с бумажными крыльями, подвески.
В нашей области, один из промыслов «Воронежская матрешка». Это очень оригинальная по форме и росписи игрушка. Она отличается от традиционной более сплюснутой и широкой формой. Рисунок тщательно выписывается, в нем присутствует много разнообразных деталей. Детям очень травится эта матрешка, они гордятся, что делают ее местные мастера. С интересом рассматривают узоры, а те, у которых хорошо получается рисовать, пытаются повторить самые выразительные узоры. Детям с менее выраженными художественными способностями в рисовании мы предлагаем вылепить Воронежскую матрешку. Используем эту модель и для аппликации, предлагая детям пофантазировать и добавить что-то свое. Ребята испытывают большое удовлетворение от работы, от ее результата. С гордостью показывают свои произведения сверстникам и своим родителям.
В нашем детском саду есть широкие возможности заниматься и различным поделками. И в этой области в народном творчестве есть много красивого, простого, что с успехом мы используем. Подражая работам профессионалов, дети с энтузиазмом повторяют, может быть незамысловатые, но такие милые поделки. Эти работы воспитывают у детей трудолюбие, развивают умения, навыки, учат целесообразно использовать материал.
Кроме того, такие поделки удовлетворяют запросы детского воображения. Никакие готовые игрушки не способны отразить те образы и фантазии, которыми ребенок постоянно живет. А здесь, в простом материале, он их легко претворяет в жизнь и играет потом такой вещицей, как настоящей игрушкой.
Материал для поделок имеется везде в изобилии: древесная кора, солома, перья, яичная скорлупа, глина, ветки, шишки и т. п. Мы приобщаем детей к сбору такого материала. Ребята из поездок, прогулок по лесу приносят в группу интересные находки. Это очень помогает развивать у них наблюдательность, умение мыслить неординарно, представлять и задумывать интересную поделку.
И помогает проявлять и художественный вкус, и остроумную догадку, и умелое подражание, а подчас и прямую находку форм, комбинацию материала.
Народное искусство живет наблюдением природы, окружающей жизни. Так возникли узоры вологодских кружев, которые кружевницы срисовывали с узоров морозов на оконных стеклах. Дети тоже любят выражать непосредственно подмеченные (наблюдая падение снежинок, они рисуют их). Рисование снежинок очень нравится детям. Это вызывает у них истинный восторг, когда получаются невиданной красоты, разнообразные работы. Дети любуются ими, с удовольствием украшают затем групповую комнату.
Народное изобразительное искусство живет в быту, окружает нас повсеместно. В самом деле, стоит внимательно присмотреться к окружающим нас предметам, и мы найдем в них много декоративного, ранее не подмеченного: резные наличники окон домов, крылечек, узоры решеток. Рассматривая с детьми фотографии старинных домов нашего города, мы обращаем внимание на их отличительные особенности, разнообразие узоров. И наши занятия не проходят даром. Дети рассказывают, где они видели дома с такими окнами, как им это понравилось. Дети учатся подмечать красоту окружающего их мира, его разнообразие.
Нужно учить детей видеть это, умело обращать их внимание на все доступное для них. Таким образом, народное творчество воспитывает у ребенка понимание красоты вещи, уважение к ее творцу.