Елена Маркова
Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста»
▼ Скачать + Заказать документы
Чем больше я постигала азы лепки из соленого теста творчества, тем больше открывала для себя что-то нового. И сегодня я раскрою секреты работы с соленым тестом, познакомлю вас с технологией приготовления теста для лепки, чтобы работа с ним доставляла удовольствие, а не мучение.
Рецепт соленого теста. Итак, главные компоненты: соль и мука. Соль лучше всего подойдет экстра- класса (мелкого помола, мука - высшего качества, чтобы при сушке поделка не изменяла цвет. При желании можно добавить растительное масло, чтобы тесто было более эластичное; клей ПВА, чтобы изделие дольше хранилось. Воду для замешивания теста я беру ледяную или очень холодную. Рецептов изготовления соленого теста очень много. Кто-то берет две части муки и часть соли, кто-то наоборот две части соль и часть муки. Рецепта, который подходил всем, пожалуй, нет, необходимо самим поэкспериментировать и выбрать тот, с которым приятно работать. Я беру одну часть муки и одну часть соли, перемешиваю и постепенно добавляю холодную воду. Консистенция должна быть как на пельмени. Приготовленное тесто на полчаса кладу в полиэтиленовый пакет.
Публикация «Мастер-класс „Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе лепки из соленого теста“» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Тестопластика. Поделки из теста
- Темочки
Окрашивание теста. В работе можно использовать три вида окрашивания: 1. Окрашивание готового изделия гуашевыми красками 2. Окрашивания теста пищевыми красителями или гуашевыми красками (предварительно необходимо развести краску в воде); 3. Окрашивания теста порошком какао или кофе (предварительно необходимо развести какао в воде). При этом, какао и кофе дают различные оттенки коричневого цвета. Работая с цветным соленым тестом, надо учитывать, что при высыхании оно светлеет.
Лакирование. Это заключительный этап любой работы с тестом. Поделку после высушивания и раскрашивания необходимо покрыть лаком., чтобы предохранить от влаги, сохранить внешний вид изделия, придать насыщенность цветов и красивый блестящий вид. Лучше выбирать нитролак. Детям не разрешается пользоваться лаком.
По мере возрастных возможностей ребенка и освоения премудростей лепки из соленого теста набор инструментов увеличивается. Хотя когда речь заходит о лепке из соленого теста, инструмент – понятие весьма условное. Практически все приспособления мы можем найти на собственной кухне, а если понадобится приобрести что-то дополнительно, затраты не будут слишком большими. Так появляются скалка, чесноковыжималка, ситечко, расческа, колпачок от фломастера, формочки для вырезания теста и многое другое. Об этом я расскажу позже.
Работу с детьми я начала во второй младшей группе. Начиная занятия, я, загадываю детям загадку на тему лепки, или читаю стихотворение, и предлагаю подумать, для чего я его прочитала, если мы собираемся лепить? Затем мы проводим проводим пальчиковую гимнастику для разминки наших пальчиков. Сейчас такое множество вариантов пальчиковой гимнастики, что можно подбирать по темам лепки. На первых занятиях мы с детьми знакомимся с соленым тестом, исследуем его свойства: мнем, растягиваем, режем, сжимаем, раскатываем и многое другое. Затем я задаю вопрос детям: «Какое оно – соленое тесто?» и ребята подбирают слова - эпитеты. «А что можно слепить из такого теста?». Давайте и мы с вами познакомимся со свойствами этого материала, и вы мне сейчас скажите какое оно - соленое тесто.
Первое, что мы лепим с детьми из соленого теста, это наш всем известный, не послушный и любимый колобок. Отщипываем от основного куска два маленьких кусочка одинакового размера – это будут ноги, и чтобы ноги приросли к колобку, мы это место помажем волшебной водой.
На первом занятии мы знакомим детей с дополнительными инструментами – «пиками», с помощью которых мы сделаем колобку глазки, что он мог нас увидеть, и ложечкой, чтобы колобок мог улыбнуться. Но колобки у всех детей получаются разные. Поэтому после занятия мы рассматриваем колобков, и каждый ребенок рассказывает, какой у него получился колобок, какое у него настроение.
Моя работа построена так, чтобы научить детей передаче сперва простых, а затем более сложных форм. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, состоящих из этих форм.
Первая и наиболее простая форма, с которой сталкиваются малыши, круглая. Сначала дети учатся лепить округлую форму с использованием досточки и руки, и только потом мы приступаем к освоению навыка лепки округлой формы между ладонями. На протяжении второй младшей группы малыши осваивают такие навыки как: лепить округлые формы (колобок, гусеница, овощи – тыква, капуста, картофель; фрукты – яблоко, апельсин, арбуз., скатывать столбик, колбаску (овощи – огурец, морковь; фрукты – банан., делить целое на части (сначала на две, а затем на несколько частей). Дети учатся различать части предмета по относительной величине, хотя и не очень точно. В последующих возрастных группах навыки овладения этими способами лепки только совершенствуются. В этой возрастной группе дети знакомятся с оригинальными элементами оформления с помощью подручных средств: обозначить кожуру апельсина остриём «пики» или карандаша, колпачок от фломастера дает округлый узор, а так же им можно сделать отверстие в тесте, фигурки можно вырезать с помощью кондитерских формочек и т. д.
Давайте и мы с вами поэкспериментируем. Многие предметы, на которые вы раньше не обращали внимания, могут оказаться полезными. При надавливании на тесто предметами с выпуклым рисунком на поверхности возникают различные отпечатки.
Средняя группа. Продолжаем в этой возрастной группе лепить объёмные поделки. Практически все элементы для композиций из соленого теста лепятся на основе колобка и колбаски. Сначала всегда мы с детьми скатываем шарик, затем столбик, так легче делить тесто на нужное количество частей. Большинство наших поделок мы лепим по определенной формуле. Тот или иной кусочек теста делится пополам, например, чтобы слепить улитку надо тесто скатать в шар, затем делаем столбик и делим его пополам. Из одной части мы лепим туловище, а из другой – «домик» или панцирь. Или ваза с цветами к празднику 8 Марта: скатываем шар, столбик, делим пополам, из одной части лепим вазу, а другую делим еще пополам, одна часть будет листьями, а другая цветами.
Вот другой пример, более сложный: «зайчик» или «мышонок». Опять скатывает тесто в шар потом в столбик. Делим пополам. Из одного кусочка лепим туловище. Берем оставшийся кусочек и делим его опять пополам. Одна часть - это голова, а другую опять делим пополам – это у нас с одной части получатся лапки, а с другой – ушки и хвостик. Фигурка животного получается пропорциональной. Давайте и с вами попробуем слепить что-то по этому принципу.
Дети в этой возрастной группе для создания фактурной поверхности знакомятся с использованием чесноковыжималки и ситечка. При помощи чесноковыжималки и ситечка мы делаем различные прически, имитация меха, крону дерева, гриву у льва, и многое другое. Ближе к концу года дети знакомятся с плоскостной лепкой (для плоскости используется диски от компьютера). К диску свои поделки мы приклеиваем с помощью клея ПВА, так как диск имеет скользящую поверхность.
Старшая группа. Поделки в этой возрастной группе становятся более сложными. Дети знакомятся с новой формой – это конус и ромб Появляются. новые инструменты и приспособления для лепки из соленого теста : это скалка, расческа, рельефные пуговицы, насадки для кондитерского шприца. Для задуманной композиции иногда начинаем использовать цветное тесто. Дети учатся выполнять новые элементы: ленточки, жгутики, кулечки.
Подготовительная группа. На занятиях по лепке из соленого теста, используя полученные навыки, дети в подготовительной группе начинают лепить сюжетные картинки. Все больше появляется возможности для творчества и экспериментирования. Постепенно у нас накопилось множество самых разнообразных предметов, оставляющих на тесте всевозможные отпечатки. И, ребята, выполняя работу, уже самостоятельно делают свой выбор. В подготовительной группе можно лепить специально для сюжетно ролевых игр, пополняя атрибутами сделанные самими детьми (овощи и фрукты, пельмени, торты, пирожные и многое другое). Занимаясь с детьми лепкой из солёного теста, появляются всё новые и новые идеи, которые хочется реализовывать, и мы их вместе с детьми реализовываем.
Уважаемые коллеги, давайте и мы полепим и поэкспериментируем. Мы с вами работаем в детском саду и дети главный персонаж в нашей работе. Все они разные, не похожие друг на друга. Давайте попробуем вылепить наших детишек, и создадим свой своеобразный детский сад из соленого теста. Каждый выбирает, кого он будет лепить девочку или мальчика. Я думаю, получится замечательно. Итак, разомните тесто, скатайте шарик, затем столбик, поделите его пополам, одна часть пойдет на туловище, а другая на голову, руки и ноги. Из одного кусочка слепите платьице или брюки с рубашкой у мальчика, в форме морковки (конус). Положите на диск, немного сплющите и стекой изобразите складочки. Я приготовила вам тесто с использованием кофе. Отщипните от него небольшой кусочек, скатайте в колбаску, сплющите. Из полученной полоски сделайте оборку у платья девочки или ремень у мальчика. Берем второй кусочек теста и делим его пополам. Из одной части мы сделаем голову, её-то и уберите под колпачок, чтобы тесто не засохло. А с другой частью мы сейчас поработаем. Делим её пополам, один из кусочков еще пополам – это рукава нашего платья или рубашки. Лепим две морковки, прикрепляем их к нашему туловищу с помощью воды. И выбирая себе штампик, украшаем рукава. Берем опять коричневое тесто и делаем оборку уже по низу рукава. Теперь делаем воротничок с помощью колбаски коричневого теста, которое посередине надрезаем. Дело дошло до головы. Катаем шарик и соединяем его с туловищем. Отщипните от теста, которое осталось, два малюсеньких кусочка, один из них поделите пополам. Побольше кусочек – это носик, а два поменьше – это глазки. Приклеиваем их с помощью воды. «Пикой» или концом ложечки делаем ротик. Волосы можно сделать с помощью ситечка (короткие) или чесноковыжималки (длинные). Сформируйте прическу, не забывая про волшебные свойства воды. Из коричневого теста можно слепить один или два бантика и закрепить на готовой прическе. Осталось сделать ладошки и туфельки. Для ладошек возьмите два кусочка белого теста и сделайте один сбоку или пять надрезов. Приклеим к рукавам. Теперь изготавливаем туфельки. Лепим два маленьких столбика, и с помощью коричневого теста делаем подошву. При желании можно дополнить нашему малышу декоративными элементами. А теперь посмотрите, мы с вами лепили детей,а у всех они получились разными, за счет вашего индивидуального выбора приспособлений.
Мне очень хотелось бы, чтобы вам понравилось то, что мы с вами сегодня делали. И чтобы вызвало у вас желание поделиться вашими умениями с детьми. Ведь тесто - это доступный материал, из которого легко и приятно лепить. Творческих вам успехов!