Лариса Рыжова
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в танцевальном творчестве посредством импровизации
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Воспитание любви и интереса к музыке; формирование выразительности движений; развитие творческого отношения к музыке; развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворения потребности детей к самовыражению, развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства, формирование основ музыкальной культуры, воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений, учить детей свободно ориентироваться в пространстве, самостоятельно определять темп музыки. Развивать танцевальное творчество: учить придумывать движения к танцам, проявлять самостоятельность в творчестве, отражающие содержание песни, побуждать к инсценированию содержания песни, развивать творчество детей, побуждать их к активным, самостоятельным действиям.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в танцевальном творчестве посредством импровизации» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Ход занятия:
Звучит музыка и сл. О. Газманова «Белый снег». Дети входят в зал, выполняя ряд музыкально-ритмических движений (ходьба цепочкой, ходьба змейкой, перестроение в шеренги, колонны, ходьба по кругу, прыжки на месте с хлопками над головой, пружинка, махи руками над головой вправо-влево, кружение вокруг себя на месте, пружинка с вытянутыми вперёд руками, сжатыми в кулачки, пружинка с хлопками, встают, образуя круг.
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте поздороваемся, как мы умеем, под музыку.
Проводится исполнение музыкального приветствия Е. Житинской «Здравствуй, друг!»:
Здравствуй, друг! (лев. рука – на поясе, поклон головой с вытянутой вправо правой рукой)
Здравствуй, друг! (то же в левую сторону)
Посмотри скорей вокруг! (скрещенные руки поднимаем перед собой вверх и описываем круг)
Посмотри и улыбнись! (руки согнуты в локтях, ладони параллельно друг другу у плеч, улыбаясь, покачивания головой)
Выше к солнцу потянись! (подняться на носки, руки и голову – вверх)
Здравствуй, солнце! (рывок руками вверх)
Ты – наш друг. (руки ладонями сложить на сердце)
Становись скорее в круг! (описать руками большой круг, опустить через стороны вниз)
Воспитатель: Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Ответы детей)
Да, ребята, вы правы, это настоящая русская зима, которая может быть разной: чаще всего могучей, величественной, царственной, иногда стремительной, искрящейся, пронзительной, иногда озорной, вьюжной, злой, а порой неторопливой, смиренной, тихой, словно сон. Хотите, мы ещё раз совершим путешествие в волшебный мир звуков незабываемой музыки А. Вивальди, на какое-то мгновение превратившись в снежинок-льдинок? А чтобы ваш образ стал более выразительным, сказочным, я предлагаю воспользоваться этими предметами (на выбор: белые и голубые ленты).
Фоном звучит музыка А. Вивальди «Времена года» «Зима» 2ч. Largo.
Воспитатель: Зимняя сказка, вся в белом земля,
Пледом пушистым покрыты поля,
Небо морозной звенит чистотой…
Скрипка поёт красоты неземной.
(Дети начинают двигаться в соответствии с музыкой произведения)
Фоном звучит музыка А. Вивальди «Времена года» «Зима» 1ч. Allegro.
Воспитатель: Тихие звуки летят в вышине,
Что-то тревожное слышится мне,
Вдруг словно вихрем смычки взорвались,
Снежною бурей вверх понеслись.
(Дети двигаются в соответствии с характером музыки. По завершении кладут атрибуты, садятся на стульчики)
М. р. : Дети, скажите, почему же ваши движения были такими разными: сначала неторопливыми, спокойными, плавными, грациозными, а затем – резкими, стремительными, быстрыми? (ответы детей)
Воспитатель: Переменчив у зимы характер: она то пугает нас злющими морозами, сильной пургой, то загрустит пасмурным днём, а то порадует нас сверкающим на солнце снегом и тогда…
Горки, лыжи и снежки – занятий всем хватает.
С проказницей зимой никто не заскучает!
Музыкальный руководитель приглашает детей на распевку.
Выполняется распевка с движениями – русская народная календарная песня «Сею-вею снежок»:
1. Сею-вею снежок (имитируют просеивание через сито)
На шелковый положок. (параллельные движения кистями обеих рук вправо-влево)
Будем снег месить, (круговые движения руками, согнутыми в локтях и сжатыми в кулаки кистями)
Будем тесто творить. (имитация замешивания теста)
2. Будем снег месить, (круговые движения руками, согнутыми в локтях и сжатыми в кулаки кистями)
Будем тесто творить. (имитация замешивания теста)
Пироги испечём, (имитируем «лепку пирогов»)
Да зимушке поднесём. (движение руками «угощаем» с поклоном)
3. Пироги испечём, (имитируем «лепку пирогов»)
Да зимушке поднесём. (движение руками «угощаем» с поклоном)
Будь, зима, добра, (положить скрещенные руки на плечи)
Ты отведай пирога. (руки вперёд с поклоном)
Воспитатель: Холодно, морозно нынче во дворе,
Но не помешает это детворе.
М. р. : Я предлагаю вам вспомнить песню «Ой, мороз!»
Дети исполняют песню Г. Вихаревой «Ой, мороз!»
М. р. : Ребята, а сейчас вы превратитесь в художников, только необычных. Вместо красок вы воспользуетесь разнообразными движениями для того, чтобы наша песенка стала более интересной, выразительной, яркой, красочной. Попробуйте не повторять друг за другом, а каждый попытается создать что-то своё.
(Дети импровизируют)
Воспитатель: Хоть мороз и не велик, да стоять не велит!
Давайте играть, да народ забавлять!
Проводится коммуникативная игра «Снежок-колобок» (муз. и сл. М. Картушиной).
Дети стоят в кругу и поют, передавая снежок по кругу вправо на каждую музыкальную фразу.
- Здравствуй, здравствуй наш снежок,
Снежный белый колобок,
По дорожке покатился,
А потом остановился.
На дорожку выходи, (проговаривают, хлопая в ладоши
Со снежком плясать иди. ритмический рисунок)
Ребёнок, у которого оказался на последнее фразе снежок, выходит в круг и начинает танцевать, придумывая свои движения. Остальные дети повторяют за ним. Далее игра начинается с него.
Воспитатель: А теперь я призываю вас к порядку,
Слушать про зверей загадку!
А загадка эта не простая:
Она и музыкальная и лесная!
Звучит музыка М. В. Еремеевой «Медведь», предположения детей, на экране появляется изображение медведя.
Воспитатель: Правильно, это медведь. Ребята, а вы можете изобразить медведя? (музыка повторяется, дети имитируют)
Звучит музыка М. В. Еремеевой «Заяц», предположения детей, на экране появляется изображение зайца. )
Воспитатель: Правильно, это заяц. Ребята, а сейчас попробуйте изобразить зайца. (музыка повторяется, дети имитируют)
Звучит музыка М. В. Еремеевой «Лиса», предположения детей, на экране появляется изображение лисицы.
Воспитатель: Правильно, это лиса. А получится ли у вас изобразить этого зверя? (музыка повторяется, дети имитируют)
Воспитатель: Дети, вы молодцы! Мне очень понравилось, как вы двигаетесь, изображая зверей.
М. р. : Наши дети не только могут изобразить животных, но и сами придумывают танцы. Вот один из них.
Дети берут султанчики и становятся в круг. Исполняется танец «Русские зимы» гр. «Дилижанс»
(Руки вверху, бег по кругу с захлёстыванием голени.
Движение шагом в центр круга, руки от груди разводят в стороны, пружинка, махи вытянутыми вверх руками вправо-влево. Движение шагом назад, из круга, руки от груди разводят в стороны, пружинка с разворотами влево-вправо, руки на поясе.
Пружинка, руки вверх с растопыренными пальцами; пружинка, руки в стороны вдоль туловища, ладони вытянуты лодочкой; пружинка, махи руками вперёд-назад параллельно; пружинка, ладони около ушей, покачивание головой; пружинка, руки на уровне груди, округлённые в локтях, резко присесть, резкий прыжок вверх, руки в стороны, вверх. Кружение вокруг себя на шаге, руки вверх в стороны.
Пружинка, левая рука – «полочка» на уровне груди, правая рука согнута в локте, указательный пальчик около щеки; топающий шаг в центр, руки поднимаются постепенно вверх и разводятся в стороны. Топающий шаг назад, из круга, руки возвращаются на пояс, пружинка с разворотами.
Шаг на носочках по кругу, руки вверх, глаза смотрят вверх.
Ходьба по кругу хороводным шагом, руки в стороны (как будто взявшись за руки, но в них султанчики).
М. р. : Замечательный танец! Скажите, ребята, а вам самим понравилась наша сегодняшняя встреча? А что понравилось вам больше всего? (ответы детей) Мне тоже очень понравилось, как вы изображали, перевоплощались, фантазировали, слушали, пели, двигались. А теперь пора прощаться.
К солнцу потянулись,
Лучик взяли,
К сердцу прижали,
Гостям отдали,
Улыбнулись
И «До свидания» сказали! (дети выполняют движения по тексту)
Под музыку О. Газманова «Белый снег», взявшись за руки, цепочкой дети покидают зал вместе с воспитателем. Занятие окончено.