Жукова Елена
Развитие творческих способностей детей через обучение игре на свирели
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте! Я – Жукова Елена Николаевна, музыкальный руководитель в Афонинской школе в дошкольных группах. 28 лет проработала в школе учителем музыки, поэтому мною накоплен значительный опыт работы с детьми разных возрастных групп. Одним из методов воспитания и развития творческих способностей ребенка я хочу поделиться - музицирование на детских инструментах - свирель.
Публикация «Развитие творческих способностей детей через обучение игре на свирели» размещена в разделах
Однажды я познакомилась с методикой Э. Смеловой, и решила, что это просто находка для музыкантов, которую обязательно надо пробовать на занятиях с дошкольниками и уроках музыки. Это - обучение и музицирование на свирели.
Все мы знаем, что в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход - это процесс деятельности ребенка, направленный на становление его сознания и его личности в целом, а так же обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.
Целью таких занятий стало – воспитание и оздоровление творчески развитой личности, проникнутой уважением и любовью к культурным истокам и к Отечеству.
И сразу выстроились многочисленные задачи, вот некоторые из них:
- сделать свои занятия яркими, запоминающимися, привлекательными
- сформировать эмоционально-положительное отношение к музыке
- дать возможность ребенку быть творцом и исполнителем простейших мелодий
- содействовать общему оздоровлению организма ребенка
- научиться работать в команде и т. д.
Свирель – русский народный духовой инструмент флейтового типа. Состоит из ствола и мундштука.
Доступность и простота инструмента дают возможность музицировать на первых же занятиях.
После нескольких уроков ребёнок самостоятельно осваивает всё более сложные пьески и песенки, играя соло, дуэтом с другом или в ансамбле.
Первые занятия это - знакомство с историей инструмента, строение свирели, правилами обращения, гигиенические правила.
Затем - гигиенический уход за инструментом (промывание мундштука и трубки, правильная постановка рук и положение рта, правильную постановку дыхания и т. д.
У каждого ребенка на занятиях должна быть своя свирель и влажные салфетки. (Свирели подписываем и храним в отдельном мешочке)
Первыми музыкантами становятся дети старшей группы нашего детского сада, далее в подготовительной группе и в начальной школе ребята продолжают осваивать свирель. Время занятий на инструменте занимает несколько (5 – 10) минут (зависит от возрастных особенностей) на каждом занятии и уроке. С большим нетерпением ждут мои начинающие исполнители момента, когда смогут взять в руки свой инструмент и сыграть первую незатейливую песенку. Огромное спасибо мне хочется выразить родителям, которые всегда поддерживают мое предложение заниматься с ребятами игрой на свирели.
(выхожу на родительские собрания)
Доступность исполнения на свирели еще в том, что нотную запись дети не учат. Запись выглядит в виде палочек и цифр. Учителю тоже удобно, т. к. можно помогать детям и показывать буквально на пальцах.
Значение занятий на свирели велико, что замечено не только мною, но многими педагогами, которые так же развивают детей с помощью игры на свирели :
*Улучшается кровообращение, происходит вентиляция легких, благодаря чему уменьшается риск заболевания астмой
* Игра на свирели позволяет контролировать процесс дыхания (вдох и выдох). Подобная работа способствует профилактике стрессов у ребенка и снятию нервных перегрузок.
*Ухо, горло, нос активно участвуют в процессе при игре на свирели и получают постоянную прокачку и внимание, поэтому происходит плавное развитие этих органов.
* Развивается мелкая моторика пальцев, что способствует развитию речевых навыков у детей, благотворно влияет на работу головного мозга.
* Происходит интенсивное развитие музыкального слуха, что приводит к активизации внимания.
* Совершенствуется чувство ритма.
* Происходит снятие мышечных зажимов, напряжений, успокаиваются нервы.
* Укрепляется осанка.
* Улучшается музыкальная память и развивается артикуляционный аппарат.
Наши выступления на праздниках и мероприятиях всегда вызывают огромный интерес со стороны взрослых, а у детей - радость и желание еще себя где – то презентовать.
Почти на каждый утренник мы выходим с новым произведением.
В школе проводился фестиваль свирелей «Играй, свирель!» между классами, где ребята представили друг другу свои достижения. Те дети, которые заинтересовались больше остальных, занимаются дополнительно во внеурочное время и на фестивале выступали в роли солистов.
Выступали по приглашению Афонинской библиотеки на празднике Дня пожилого человека (подготовительная гр).
В перспективе, планируем фестиваль расширить и пригласить ребят из других школ (нашлись единомышленники).
Заключение
Я считаю, что приобщение детей к игре на свирели благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Играя на свирели, можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка - каждый успешный артист и музыкант.
Спасибо за внимание!