Старокожева Олеся Алексеевна
Развитие творческих способностей через нестандартные формы работы во внеурочной деятельности в свете ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Наше время - это время перемен. Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Школа должна готовить детей к жизни. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. Бесталанных детей нет.
Под творческими способностями детей младшего школьного возраста понимается:
• создание ребенком субъективно нового (прежде всего значимого для ребенка) продукта (рисунка, лепки, сувенира, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком);
• придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т. п., придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т. п. ;
• применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т. д.);
Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И. П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что "развить способности - это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости".
Поскольку психологи утверждают, что для того, чтобы стать "кем-то", достичь "чего-то", надо многое перепробовать в детстве, то в соответствии с этим обозначается задача педагогов: как можно с более раннего возраста создать ребёнку благоприятные условия для занятия различными видами деятельности, чтобы ребёнок через руки сформировал своё ощущение и отношение к разного рода действиям.
Развивать творческие способности? Что это значит?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Первое условие развития творчества - высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, "вкус успеха". "Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом". Второе условие развитие способности ребёнка - создание соответствующего психологического климата. Именно учитель и воспиатель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности.
Творческие способности обучающихся можно развивать в различных видах деятельности : игровой, исследовательской, художественной, трудовой. Рассмотрим возможности развития творческих способностей обучающихся на примере игры «Я – исследователь». Задания в этой игре позволяют развивать у ребёнка способность мыслить нестандартно, творчески, искать необычные идеи.
Поиск проблемы - дело непростое. В психологии творчества говорится о способности творчески одарённого человека видеть проблемы как об особом даре. Известный философ Ф. Нитцше писал, что "великая проблема подобна драгоценному камню - тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его", Умение видеть проблему развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Рассмотрим некоторые задания, направленные на развитие этого умения.
• "Посмотри на мир чужими глазами". Если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что не замечают другие. Читаем детям неоконченный рассказ: "Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, дороги…". Просим продолжить рассказ, представив себя лётчиком, дворником, зайчиком в лесу, мальчиком, гуляющим во дворе с друзьями.
• Составь рассказ от имени другого персонажа.
• Составь рассказ, использую данную концовку.
• Назови как можно больше признаков предмета.
• Сколько значений у предмета.
Определив проблему, учащиеся вырабатывают гипотезу - предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом. Это предвидение событий. Выдвижение гипотезы - это прогресс в любой творческой деятельности. Приведём несколько упражнений, позволяющих тренировать способность вырабатывать гипотезу.
• Перечислено несколько предметов. При каких условиях они будут полезны или вредны?
• Найди возможную причину события. (Во дворе пожелтела трава. Медведь не уснул зимой)
• Чтобы произошло, если бы люди стали размером со слона. Слоны стали меньше кошек.
Большое значение на наших занятиях придаётся проблеме обучения умению задавать вопросы. В процессе обучения детей искусству задавать вопросы существует своя иерархическая лесенка. Эрик Ландау - специалист в области обучения одарё нных детей выделяет следующие уровни креативной постановки вопросов:
• Описательный (Кто, как, что, когда)
• Каузальные вопросы (Почему, Отчего)
• Субъективные (Что я при этом чувству? Что я об этом знаю)
• Вооблражаемый вопрос? (Что было бы, если?
• Оценочный (Что лучше? Что правильней)
Мы должны творчески подходить к изучаемой проблеме и необходимо приучать их к дальнейшим вопросам: «Что ещё может заинтересовать тебя? Что ты ещё можешь предложить сделать?» Эти вопросы бросают вызов креативности ребёнка.
На этапе определения темы исследования ребятам были даны карточки с различными изображениями. Они должны были найти что-то особо привлекательное, найти в обычном необычное.
Далее ребята определяют план исследования, раскладывая карточки с обозначением методов исследования. Дети начинают предлагать самые разные варианты: "Спросить у другого человека", "Посмотреть в книгах", "Подумать самостоятельно".
Следующий шаг - сбор материала по теме исследования.
Детское творчество неисчерпаемо. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Поэтому следующими принципами для развития творческих способностей являются :
" Восприятие ребёнка как личности вне зависимости от того, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть.
" Внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности младших школьников, которое предполагает восхищение каждой идеей, мыслью, поделкой ученика; категорическое отсутствие критики и оценок.
Маленькому ребёнку непросто заниматься трудовой деятельностью и тем более сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности, заинтересовать ученика ("хочу сделать", вселить уверенность "могу сделать" и помочь довести работу до конца -"я - сделал"! Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу, творить. Для этого нужно, чтобы конечный результат был привлекателен для ребёнка, а процесс изготовления поделки посилен. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, в них "просыпаются" творческие способности и возникает желание жить "по законам красоты".
Для стимулирования творческой деятельности очень важно выставлять работы детей на показ зрителям. Это заинтересовывает ребёнка в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. С каждым разом он стремится делать всё лучше и лучше, он может посмотреть на свою работу со стороны, оценить и сравнить своё творчество. А, зная о практическом применении своих поделок, дети работают с увлечением.