Ольга Русина
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л. С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Содержание образования
В старшей группе осуществляется предметное, сюжетное рисование и рисование по замыслу. Они уже овладели основными формообразующими движениями, направленными на изображение самых разнообразных предметов круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Движения рук в процессе изображения предметов стали более свободными, уверенными; расширились представления детей о цвете : они усвоили названия нескольких цветов и оттенков; в конце года могли самостоятельно приготовить розовый, голубой цвета. Это значительно расширяет изобразительные возможности детей старшей группы, позволяет усложнить содержание рисунков, создает условия для дальнейшего развития их творчества.
В этой группе, как и в предыдущей, в педагогический процесс включаются разные виды изобразительной деятельности и изобразительные задачи : изображение предметов; создание сюжетных композиций в рисовании. Декоративную деятельность мы включаем в процесс работы для создания изображений по замыслу.
Развитие творческих способностей детей этого возраста связано прежде всего с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений, развитием воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, искусству, художественно-эстетическим деятельностям.
Цель программы : развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию интересных работ, вкладывая в них все свои замыслы.
2. Формировать гармонично развитую личность.
3. Воспитывать желание реализовывать свои мысли в творчестве.
4. Развивать умственные, творческие способности и эмоциональную отзывчивость через знакомство с художественной культурой.
Задачи художественно-творческой деятельности :
Обогащать представления детей об искусстве как основе развития творчества. .
Развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия; зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.
Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).
Продолжать знакомить с народным декоративно – прикладным искусством, расширять представления о народных игрушках. Знакомить с национальным декоративно – прикладным искусством; с другими видами декоративно – прикладного искусства. Развивать декоративное творчество детей.
Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимые для занятия материалы; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Особенности организации деятельности.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми, так как и виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Программа ориентирована на развитие художественно-творческих способностей у детей в едином процессе ознакомления с элементами художественной культуры и эстетическими ценностями своего народа. Обучение основывается на разработанных в педагогике и практике концепциях эстетического воспитания, в соответствии с которыми формирование художественного образа находится в неразрывном единстве с развитием представлений о родной природе, труде, быте, национально-художественных традициях народа.
Значительное внимание уделяется развитию :
Наглядно-образного, пространственного, композиционного, колористического мышления;
Творческого воображения и творческих способностей, самостоятельности;
Мелкой моторики рук;
Основа содержания программы по рисованию – ознакомление детей с различными видами художественной деятельности; с различными материалами и их свойствами; знакомство с техникой выполнения заданий. В процессе занятий дети приобретают определенные знания, творческие умения, практические навыки, формируется эстетическое видение окружающего мира.
Тип программы : вариативный.
Возраст детей занимающихся по программе : старший дошкольный – от 5 до 6 лет;
Основные направления и содержание деятельности.
Знакомство с видами творчества.
Постановка задачи.
Знакомство с техническими приемами.
Самостоятельная работа.
• Принципы организации воспитательно-образовательного процесса.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом дидактических принципов общей и специальной педагогики:
• Принцип комплексного, системного и целостного подхода как один из основных принципов в воспитании, развитии, образовании, диагностики и коррекции детей.
• Принцип гуманизма заключается в требовании «не навреди» Любая совместная деятельность с ребенком должна помочь развитию дошкольника. Нужно верить в будущее ребенка, беречь ребенка от психического и физического насилия; научить педагогов и родителей действовать в поле деятельности «ребенок – взрослый»;
• Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности. Принцип сотрудничества позволяет вывести отношения взрослого и ребенка на уровень «субъект - субъектных» отношений;
• Принцип вариативности. Свободная, самостоятельная, творческая успешная саморазвивающаяся личность рождается только в ситуации выбора, в ситуации.
Критерии диагностики результатов освоения программы.
По каждому критерию уровня освоения образовательной области «Художественное творчество» ребенку после индивидуальной работы с педагогом выставляется соответствующий балл, характеризующий уровень овладения конкретным содержанием программного раздела.
Критерии освоения программы.
1. Сформированы навыки коллективного творчества.
2. Способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения: на основе образа, заданного взрослым, осуществляет подготовку своего рабочего места к изобразительной деятельности, а затем убирает материалы и оборудование.
3. При создании рисунка начинает овладевать умениями работы по правилу и образцу.
4. Использовать способы различного наложения цветового пятна и цвета, как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного.
5. Украшать созданные изображения.
Требования к уровню подготовки воспитанников
К концу года дети могут
• Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
• Знать особенности изобразительных материалов.
• Создавать изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения; использовать разнообразные композиционные решения, различные изобразительные материалы.
Библиография
1. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М., 1993г.
2. Бочарова Н. Б. Учимся рисовать М., 2007г.
3. Галанов А. С. Занятия изобразительной деятельности в детском саду. М., 1999г.
4. Гуреева И. В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. В., 2009г.
5. Казакова Т. Г. Развивайте у детей творчество М., 1985г.