Ольга Русина
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Цветной мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Сам процесс детского творчества развивается на основе двух подходов. С одной стороны, как указывал Л. С. Выготский, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно, давать ребенку то, что мы вправе от него ожидать.
Публикация «Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста „Цветной мир“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога - опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка.
Содержание образования
В старшей группе осуществляется предметное, сюжетное рисование и рисование по замыслу. Они уже овладели основными формообразующими движениями, направленными на изображение самых разнообразных предметов круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из частей разной формы и соединений разных линий. Движения рук в процессе изображения предметов стали более свободными, уверенными; расширились представления детей о цвете : они усвоили названия нескольких цветов и оттенков; в конце года могли самостоятельно приготовить розовый, голубой цвета. Это значительно расширяет изобразительные возможности детей старшей группы, позволяет усложнить содержание рисунков, создает условия для дальнейшего развития их творчества.
В этой группе, как и в предыдущей, в педагогический процесс включаются разные виды изобразительной деятельности и изобразительные задачи : изображение предметов; создание сюжетных композиций в рисовании. Декоративную деятельность мы включаем в процесс работы для создания изображений по замыслу.
Развитие творческих способностей детей этого возраста связано прежде всего с обогащением их сенсорного опыта, формированием образных представлений, развитием воображения, эмоционально-положительного отношения к действительности, искусству, художественно-эстетическим деятельностям.
Цель программы : развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Заинтересовать ребенка художественной деятельностью, пробудить интерес к созданию интересных работ, вкладывая в них все свои замыслы.
2. Формировать гармонично развитую личность.
3. Воспитывать желание реализовывать свои мысли в творчестве.
4. Развивать умственные, творческие способности и эмоциональную отзывчивость через знакомство с художественной культурой.
Задачи художественно-творческой деятельности :
Обогащать представления детей об искусстве как основе развития творчества. .
Развивать интерес детей к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия; зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.
Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения (например, как изменяются форма и цвет медленно плывущих облаков, как постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, как изменяется освещение предметов на солнце и в тени).
Продолжать знакомить с народным декоративно – прикладным искусством, расширять представления о народных игрушках. Знакомить с национальным декоративно – прикладным искусством; с другими видами декоративно – прикладного искусства. Развивать декоративное творчество детей.
Формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимые для занятия материалы; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
Особенности организации деятельности.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми, так как и виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Программа ориентирована на развитие художественно-творческих способностей у детей в едином процессе ознакомления с элементами художественной культуры и эстетическими ценностями своего народа. Обучение основывается на разработанных в педагогике и практике концепциях эстетического воспитания, в соответствии с которыми формирование художественного образа находится в неразрывном единстве с развитием представлений о родной природе, труде, быте, национально-художественных традициях народа.
Значительное внимание уделяется развитию :
Наглядно-образного, пространственного, композиционного, колористического мышления;
Творческого воображения и творческих способностей, самостоятельности;
Мелкой моторики рук;
Основа содержания программы по рисованию – ознакомление детей с различными видами художественной деятельности; с различными материалами и их свойствами; знакомство с техникой выполнения заданий. В процессе занятий дети приобретают определенные знания, творческие умения, практические навыки, формируется эстетическое видение окружающего мира.
Тип программы : вариативный.
Возраст детей занимающихся по программе : старший дошкольный – от 5 до 6 лет;
Основные направления и содержание деятельности.
Знакомство с видами творчества.
Постановка задачи.
Знакомство с техническими приемами.
Самостоятельная работа.
• Принципы организации воспитательно-образовательного процесса.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учетом дидактических принципов общей и специальной педагогики:
• Принцип комплексного, системного и целостного подхода как один из основных принципов в воспитании, развитии, образовании, диагностики и коррекции детей.
• Принцип гуманизма заключается в требовании «не навреди» Любая совместная деятельность с ребенком должна помочь развитию дошкольника. Нужно верить в будущее ребенка, беречь ребенка от психического и физического насилия; научить педагогов и родителей действовать в поле деятельности «ребенок – взрослый»;
• Принцип сотрудничества позволяет создать в ходе занятий атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности. Принцип сотрудничества позволяет вывести отношения взрослого и ребенка на уровень «субъект - субъектных» отношений;
• Принцип вариативности. Свободная, самостоятельная, творческая успешная саморазвивающаяся личность рождается только в ситуации выбора, в ситуации.
Критерии диагностики результатов освоения программы.
По каждому критерию уровня освоения образовательной области «Художественное творчество» ребенку после индивидуальной работы с педагогом выставляется соответствующий балл, характеризующий уровень овладения конкретным содержанием программного раздела.
Критерии освоения программы.
1. Сформированы навыки коллективного творчества.
2. Способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения: на основе образа, заданного взрослым, осуществляет подготовку своего рабочего места к изобразительной деятельности, а затем убирает материалы и оборудование.
3. При создании рисунка начинает овладевать умениями работы по правилу и образцу.
4. Использовать способы различного наложения цветового пятна и цвета, как средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного.
5. Украшать созданные изображения.
Требования к уровню подготовки воспитанников
К концу года дети могут
• Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
• Знать особенности изобразительных материалов.
• Создавать изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения; использовать разнообразные композиционные решения, различные изобразительные материалы.
Библиография
1. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. М., 1993г.
2. Бочарова Н. Б. Учимся рисовать М., 2007г.
3. Галанов А. С. Занятия изобразительной деятельности в детском саду. М., 1999г.
4. Гуреева И. В. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. В., 2009г.
5. Казакова Т. Г. Развивайте у детей творчество М., 1985г.