Горюшко Елена
Консультация для педагогов «Сохранение исторического и культурного наследия для воспитания и образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов.
2. Тема: «Сохранение исторического и культурного наследия для воспитания и образования»
24 декабря 2014 года вышел Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной культурной политики» (далее – Основы). В данном документе даются определения понятиям «культура», «культурная политика» и другим, связанным с этой областью.
Так, культурное наследие, согласно Основам – это «совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Культурное наследие включает в себя материальное культурное наследие (здания и сооружения, образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения и т. д., произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии – все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи) и нематериальное культурное наследие (языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русская литература и литература народов России, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданная в стране уникальная система подготовки творческих кадров)» [5].
На сегодняшний день потенциал культурного наследия как никогда высок, осознана необходимость его сохранения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов развития государства. Память культуры и истории обеспечивает связь поколений, их преемственность. Это опора нашего сознания. Утрата культурного наследия неизбежно поведёт за собой духовное оскудение, разрыв исторической памяти.
Поэтому для современной России глубокое изучение и всестороннее использование памятников культурного наследия имеет важное значение, так как государство переживает принципиальные социальные, экономические, духовные перемены. Исследование и сохранение культурного наследия являются необходимым условием для предупреждения процесса уничтожения и разрушения национального богатства нашей родины. Освоение исторического наследия помогает сохранению народной духовности, в ином случае истинная культура уступает своё место ложным ценностям.
Государственная культурная политика преследует несколько целей в отношении исторического и культурного наследия. Одной из этих, представленных в Основах, является сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования.
В данной работе я постараюсь раскрыть поставленную тему, опираясь на две основные задачи: выявление проблемы сохранения историко-культурного наследия; обозначение его роли в воспитании и образовании личности и социума в целом.
Как уже было указано выше, культурное наследие – это объекты и явления материальной и духовной культуры народов, имеющие особую историческую, религиозную, эстетическую, художественную и научную ценность, которые обеспечивают социальную преемственность поколений.
Материальные памятники истории и культуры можно условно разделить на движимые и недвижимые. Первые включают в себя археологические находки, книги, документы, произведения искусства, предметы народного быта и т. д. Недвижимые памятники (сооружения (творения, комплексы (ансамбли) и выдающиеся места) располагаются под открытым небом и составляют важнейшую часть национального культурного достояния Российской Федерации, так как в большинстве своём не подлежат воспроизведению. Все объекты историко-культурного наследия, материальные и нематериальные, движимые и недвижимые, являются основным живым свидетельством того, как развивалась цивилизация, и подлинным отражением древних традиций.
Среди всех исторических и культурных памятников в наиболее выгодном положении находятся памятники искусства и архитектуры. Памятники археологии – в более сложном, так как они нередко расхищаются самозваными «археологами», и в целом сильно подвержены негативному влиянию окружающей среды. Поэтому проблема сохранения историко-культурного наследия выделена в числе главных задач государственной культурной политики.
В настоящее время в России насчитывается примерно 150 тысяч объектов культурного наследия федерального и регионального значения. К сожалению, большая часть памятников отечественной истории и культуры уничтожена, находится под угрозой исчезновения или резко утратила свою ценность в следствие прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны от разрушительных факторов природной среды.
Острота этой ситуации также обусловлена тем, что в последнее десятилетие резко уменьшились объём и качество работ, направленных на поддержание памятников (ремонт, реставрация, и т. д.). Одновременно с этим всё шире распространяется их бесхозность, заметно снижается общая эффективность государственного и общественного контроля в этой области, а также снижение финансирования. По оценкам специалистов, состояние памятников истории и культуры, находящихся под государственной охраной почти на 80% характеризуется как неудовлетворительное. Проблема сохранения памятников деревянного зодчества стоит чрезвычайно остро. Только лишь за последние несколько лет около 700 недвижимых объектов культурного наследия народов России были безвозвратно утрачены.
В большинстве случаев основной угрозой для исторических и культурных памятников является активное строительство в коммерческих целях. Ценные, но ветхие строения определяются под снос, прежде всего, с целью получения новых строительных площадок. В результате этого разрушается историческая городская среда.
Физическое состояние большинства памятников истории и культуры, которые находятся под государственной охраной, продолжает ухудшаться. По оценкам экспертов, примерно 70% от общего количества памятников нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления разных негативных явлений и процессов.
Таким образом, главным необходимым условием для обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование системы государственной политики. Она должна быть разработана с учётом состояния памятников историко-культурного наследия; настоящих социально-экономических условий общественного и государственного развития; фактических возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных организаций, иных лиц; изучения особенностей национальных и культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов.
Какими же средствами и методами происходит процесс сохранения культурного наследия?
На юридическом уровне, объекты культурного наследия в определённом законом порядке включены в единый государственный реестр и подлежат государственной охране.
Физически, государство проводит следующие мероприятия по сохранению их подлинности, соблюдая минимальное вмешательство в их существующий вид:
Реабилитация (или ревалоризация) – это мероприятия, направленные на возобновление культурных и функциональных свойств объектов исторического и культурного наследия, приведение их в состояние, пригодное для использования;
Реставрация – это применение к объектам культурного наследия мер по укреплению (консервированию) их физического состояния, раскрытию их наиболее характерных признаков, возобновлению повреждённых или утерянных элементов памятников культуры, с обеспечением сохранения их подлинности;
Музеефикация – это мероприятия, обеспечивающие приведение объектов культурного наследия в состояние, пригодное для экскурсионного посещения [2].
В последние годы мировое культурное сообщество придаёт огромное значение охране нематериального культурного наследия. Под эгидой ЮНЕСКО была введена новая категория – «памятники нематериальной культуры». Сюда включаются, прежде всего, различные проявления традиционной народной культуры – фольклор, бытовые традиции, народные художественные промыслы и т. п. Из российских объектов в этот список особо ценных видов нематериального наследия ЮНЕСКО внесены устное народное творчество и культурные традиции старообрядцев Забайкалья. На сегодняшний день это единственный объект подобного рода от нашей страны. Однако Российская Федерация имеет большой потенциал в этой номинации, если будет бережно заниматься сохранностью многих производств и промыслов, традиций фольклора и других проявлений живой традиционной культуры в различных регионах страны.
На протяжении всей отечественной истории и по сей день именно культура сохраняет, накапливает и передаёт новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивает единство многонационального народа России, воспитывает чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляет авторитет страны на международной арене. Посредством взаимодействия человека с культурой происходит передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации норм и ценностей, традиций, обычаев и образцов поведения. Утверждение в общественном сознании неоспоримой ценности исторического и культурного опыта, накопленного прошлыми поколениями, является необходимым условием для индивидуального и общего развития.
Историческое и культурное наследие, являясь важнейшим ресурсом стратегического развития государства, носителем норм и ценностей предыдущих поколений, непосредственно служит фактором развития, воспитания и образования человека.
Говоря о формах и методах использования в воспитательных и образовательных целях объектов исторического и культурного наследия, можно выделить несколько направлений этой деятельности:
- краеведение (как система дополнительного образования и общественной деятельности);
- музейная педагогика;
- туристская деятельность;
- проведение экскурсий;
- деятельность библиотек как многофункциональных культурно-просветительских центров;
- самодеятельность молодёжных объединений и сообществ;
- событийные и фестивальные мероприятия, связанные с фактами истории (исторические реконструкции, ролевые молодёжные игры с использованием объектов наследия и т. д.);
- волонтёрское молодёжное движение по осуществлению мониторинга состояния объектов наследия, участию в их поддержании;
- деятельность молодёжных поисковых отрядов;
- трансляция культурных стандартов, традиций и обычаев в семье.
Выделенные направления образовательной и воспитательной деятельности условно подразделяются на два уровня: институциональный и неинституциональный. На деле же зачастую сложно определить, к какому конкретно уровню принадлежит то или иное направление воспитательной деятельности. Обычно они накладываются друг на друга, переходят из одного в другое. В целом, в процессе культурного образования и формирования у молодого поколения чувства патриотизма, представленные направления деятельности применяются в комплексе.
Разберём более подробно некоторые из этих направлений.
1. Краеведение. Относясь к системе дополнительного образования, краеведение является традиционным и достаточно эффективным средством воспитания у молодёжи любви к Родине. Историческое краеведение, тесно связанное с широким комплексным изучением родного края, выполняет важную функцию для глубокого познания прошлого и настоящего, осознания перспектив в развитии культуры общества в целом. Данная дисциплина занимается не столько изучением дат и событий, сколько пытается воссоздать образное, живое впечатление от явлений истории, культурной жизни края, его природных богатств. Объекты исторического, культурного и природного наследия каждого региона – это своеобразный наглядный краеведческий материал, способствующий наиболее глубокому и целостному изучению учащимися с особенностями развития общества.
Незнание истории своей родины, её культурных традиций и обычаев способно привести к потере у молодого поколения опредёленных нравственных ориентиров. Когда мы используем объекты культурного, природного и исторического наследия как краеведческий материал, это придаёт наглядности и эмоциональности процессу преподавания истории, и как следствие – вносит больше конкретизации в образовательный процесс.
Таким образом, использование объектов культурного и исторического наследия в системе исторического краеведения выполняет познавательную, обучающую, развивающую и воспитательную функции.
2. Музейная педагогика. Музеи, играя неоспоримую роль в сохранении объектов исторического и культурного наследия, являясь средством культурно-образовательной и просветительской деятельности, реализует следующие функции:
• Образовательная (просветительская) – заключается в формировании у человека (ученика) понятийного аппарата в результате взаимодействия с объектами в условиях музейной среды, получении информации об истории и культуре родного края и народов страны проживания, создании мотивации учащихся в процессе обучения;
• Воспитательная – прививание патриотизма, ценностного отношения к объектам исторического, культурного и природного наследия, уважения к культуре и истории своей страны и других народов;
• Развивающая – появление у человека способности к самостоятельному поиску информации из первоисточников в процессе общения с объектами наследия; развитие логического мышления, творческого воображения, навыков самостоятельной работы;
• Социализирующая – преобразование приобретённого социально-культурного опыта в личностные нравственные установки и ценностные ориентиры.
Таким образом, музейная педагогика ориентирована на передачу культурного опыта через просветительский и воспитательный процессы в условиях музейной среды.
3. Экскурсионная деятельность. Образовательная функция экскурсий выполняет важную функцию в процессе получения объективных знаний по различным отраслям науки. Воспитательная функция экскурсий заключается в воздействии на проявление самостоятельности, индивидуального творческого подхода. Актуализация экскурсионной деятельности неизбежно способствует усилению мероприятий, направленных на сохранение исторических и культурных объектов на территории, подъёму культурного уровня народа, увеличению посещаемости музеев.
Подводя итог, необходимо ещё раз отметить, что сохранение историко-культурного наследия является глобальной проблемой в условиях современности, так как памятники культуры представляют собой культурный, духовный, экономический и социальный капитал уникальной ценности. Действия по укреплению в обществе духовно-нравственных норм и ориентиров непосредственно связаны со взаимодействием культуры и общества. Поэтому нельзя допустить, чтобы объекты исторического и культурного наследия были безвозвратно утрачены.
Знание прошлого - ключ к пониманию и настоящего, и грядущего. Человек, не знающий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося тысячелетиями.
В свое время академик Д. С. Лихачев написал замечательные строки: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».
И сегодня эти слова звучат как никогда актуально.