Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Сохранение исторического и культурного наследия для воспитания и образования»

Горюшко Елена
Консультация для педагогов «Сохранение исторического и культурного наследия для воспитания и образования»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов.

2. Тема: «Сохранение исторического и культурного наследия для воспитания и образования»

Темочки:

24 декабря 2014 года вышел Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении основ государственной культурной политики» (далее – Основы). В данном документе даются определения понятиям «культура», «культурная политика» и другим, связанным с этой областью.

Так, культурное наследие, согласно Основам – это «совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Культурное наследие включает в себя материальное культурное наследие (здания и сооружения, образцы инженерных, технических решений, градостроительные объекты, памятники промышленной архитектуры, исторические и культурные ландшафты, археологические памятники, монументы, скульптурные памятники, мемориальные сооружения и т. д., произведения изобразительного, прикладного и народного искусства, документы, книги, фотографии – все предметы материального мира, сохраняющие представление об особенностях жизни людей в прошедшие эпохи) и нематериальное культурное наследие (языки и диалекты, традиции, обычаи и верования, фольклор, традиционные уклады жизни и представления об устройстве мира народов, народностей, этнических групп, русская литература и литература народов России, музыкальное, театральное, кинематографическое наследие, созданная в стране уникальная система подготовки творческих кадров)» [5].

На сегодняшний день потенциал культурного наследия как никогда высок, осознана необходимость его сохранения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов развития государства. Память культуры и истории обеспечивает связь поколений, их преемственность. Это опора нашего сознания. Утрата культурного наследия неизбежно поведёт за собой духовное оскудение, разрыв исторической памяти.

Поэтому для современной России глубокое изучение и всестороннее использование памятников культурного наследия имеет важное значение, так как государство переживает принципиальные социальные, экономические, духовные перемены. Исследование и сохранение культурного наследия являются необходимым условием для предупреждения процесса уничтожения и разрушения национального богатства нашей родины. Освоение исторического наследия помогает сохранению народной духовности, в ином случае истинная культура уступает своё место ложным ценностям.

Государственная культурная политика преследует несколько целей в отношении исторического и культурного наследия. Одной из этих, представленных в Основах, является сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования.

В данной работе я постараюсь раскрыть поставленную тему, опираясь на две основные задачи: выявление проблемы сохранения историко-культурного наследия; обозначение его роли в воспитании и образовании личности и социума в целом.

Как уже было указано выше, культурное наследие – это объекты и явления материальной и духовной культуры народов, имеющие особую историческую, религиозную, эстетическую, художественную и научную ценность, которые обеспечивают социальную преемственность поколений.

Материальные памятники истории и культуры можно условно разделить на движимые и недвижимые. Первые включают в себя археологические находки, книги, документы, произведения искусства, предметы народного быта и т. д. Недвижимые памятники (сооружения (творения, комплексы (ансамбли) и выдающиеся места) располагаются под открытым небом и составляют важнейшую часть национального культурного достояния Российской Федерации, так как в большинстве своём не подлежат воспроизведению. Все объекты историко-культурного наследия, материальные и нематериальные, движимые и недвижимые, являются основным живым свидетельством того, как развивалась цивилизация, и подлинным отражением древних традиций.

Среди всех исторических и культурных памятников в наиболее выгодном положении находятся памятники искусства и архитектуры. Памятники археологии – в более сложном, так как они нередко расхищаются самозваными «археологами», и в целом сильно подвержены негативному влиянию окружающей среды. Поэтому проблема сохранения историко-культурного наследия выделена в числе главных задач государственной культурной политики.

В настоящее время в России насчитывается примерно 150 тысяч объектов культурного наследия федерального и регионального значения. К сожалению, большая часть памятников отечественной истории и культуры уничтожена, находится под угрозой исчезновения или резко утратила свою ценность в следствие прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности, а также из-за недостаточной охраны от разрушительных факторов природной среды.

Острота этой ситуации также обусловлена тем, что в последнее десятилетие резко уменьшились объём и качество работ, направленных на поддержание памятников (ремонт, реставрация, и т. д.). Одновременно с этим всё шире распространяется их бесхозность, заметно снижается общая эффективность государственного и общественного контроля в этой области, а также снижение финансирования. По оценкам специалистов, состояние памятников истории и культуры, находящихся под государственной охраной почти на 80% характеризуется как неудовлетворительное. Проблема сохранения памятников деревянного зодчества стоит чрезвычайно остро. Только лишь за последние несколько лет около 700 недвижимых объектов культурного наследия народов России были безвозвратно утрачены.

В большинстве случаев основной угрозой для исторических и культурных памятников является активное строительство в коммерческих целях. Ценные, но ветхие строения определяются под снос, прежде всего, с целью получения новых строительных площадок. В результате этого разрушается историческая городская среда.

Физическое состояние большинства памятников истории и культуры, которые находятся под государственной охраной, продолжает ухудшаться. По оценкам экспертов, примерно 70% от общего количества памятников нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления разных негативных явлений и процессов.

Таким образом, главным необходимым условием для обеспечения сохранности объектов культурного наследия в настоящее время является совершенствование системы государственной политики. Она должна быть разработана с учётом состояния памятников историко-культурного наследия; настоящих социально-экономических условий общественного и государственного развития; фактических возможностей органов власти, местного самоуправления, общественных организаций, иных лиц; изучения особенностей национальных и культурных традиций народов Российской Федерации и множества других факторов.

Какими же средствами и методами происходит процесс сохранения культурного наследия?

На юридическом уровне, объекты культурного наследия в определённом законом порядке включены в единый государственный реестр и подлежат государственной охране.

Физически, государство проводит следующие мероприятия по сохранению их подлинности, соблюдая минимальное вмешательство в их существующий вид:

Реабилитация (или ревалоризация) – это мероприятия, направленные на возобновление культурных и функциональных свойств объектов исторического и культурного наследия, приведение их в состояние, пригодное для использования;

Реставрация – это применение к объектам культурного наследия мер по укреплению (консервированию) их физического состояния, раскрытию их наиболее характерных признаков, возобновлению повреждённых или утерянных элементов памятников культуры, с обеспечением сохранения их подлинности;

Музеефикация – это мероприятия, обеспечивающие приведение объектов культурного наследия в состояние, пригодное для экскурсионного посещения [2].

В последние годы мировое культурное сообщество придаёт огромное значение охране нематериального культурного наследия. Под эгидой ЮНЕСКО была введена новая категория – «памятники нематериальной культуры». Сюда включаются, прежде всего, различные проявления традиционной народной культуры – фольклор, бытовые традиции, народные художественные промыслы и т. п. Из российских объектов в этот список особо ценных видов нематериального наследия ЮНЕСКО внесены устное народное творчество и культурные традиции старообрядцев Забайкалья. На сегодняшний день это единственный объект подобного рода от нашей страны. Однако Российская Федерация имеет большой потенциал в этой номинации, если будет бережно заниматься сохранностью многих производств и промыслов, традиций фольклора и других проявлений живой традиционной культуры в различных регионах страны.

На протяжении всей отечественной истории и по сей день именно культура сохраняет, накапливает и передаёт новым поколениям духовный опыт нации, обеспечивает единство многонационального народа России, воспитывает чувства патриотизма и национальной гордости, укрепляет авторитет страны на международной арене. Посредством взаимодействия человека с культурой происходит передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации норм и ценностей, традиций, обычаев и образцов поведения. Утверждение в общественном сознании неоспоримой ценности исторического и культурного опыта, накопленного прошлыми поколениями, является необходимым условием для индивидуального и общего развития.

Историческое и культурное наследие, являясь важнейшим ресурсом стратегического развития государства, носителем норм и ценностей предыдущих поколений, непосредственно служит фактором развития, воспитания и образования человека.

Говоря о формах и методах использования в воспитательных и образовательных целях объектов исторического и культурного наследия, можно выделить несколько направлений этой деятельности:

- краеведение (как система дополнительного образования и общественной деятельности);

- музейная педагогика;

- туристская деятельность;

- проведение экскурсий;

- деятельность библиотек как многофункциональных культурно-просветительских центров;

- самодеятельность молодёжных объединений и сообществ;

- событийные и фестивальные мероприятия, связанные с фактами истории (исторические реконструкции, ролевые молодёжные игры с использованием объектов наследия и т. д.);

- волонтёрское молодёжное движение по осуществлению мониторинга состояния объектов наследия, участию в их поддержании;

- деятельность молодёжных поисковых отрядов;

- трансляция культурных стандартов, традиций и обычаев в семье.

Выделенные направления образовательной и воспитательной деятельности условно подразделяются на два уровня: институциональный и неинституциональный. На деле же зачастую сложно определить, к какому конкретно уровню принадлежит то или иное направление воспитательной деятельности. Обычно они накладываются друг на друга, переходят из одного в другое. В целом, в процессе культурного образования и формирования у молодого поколения чувства патриотизма, представленные направления деятельности применяются в комплексе.

Разберём более подробно некоторые из этих направлений.

1. Краеведение. Относясь к системе дополнительного образования, краеведение является традиционным и достаточно эффективным средством воспитания у молодёжи любви к Родине. Историческое краеведение, тесно связанное с широким комплексным изучением родного края, выполняет важную функцию для глубокого познания прошлого и настоящего, осознания перспектив в развитии культуры общества в целом. Данная дисциплина занимается не столько изучением дат и событий, сколько пытается воссоздать образное, живое впечатление от явлений истории, культурной жизни края, его природных богатств. Объекты исторического, культурного и природного наследия каждого региона – это своеобразный наглядный краеведческий материал, способствующий наиболее глубокому и целостному изучению учащимися с особенностями развития общества.

Незнание истории своей родины, её культурных традиций и обычаев способно привести к потере у молодого поколения опредёленных нравственных ориентиров. Когда мы используем объекты культурного, природного и исторического наследия как краеведческий материал, это придаёт наглядности и эмоциональности процессу преподавания истории, и как следствие – вносит больше конкретизации в образовательный процесс.

Таким образом, использование объектов культурного и исторического наследия в системе исторического краеведения выполняет познавательную, обучающую, развивающую и воспитательную функции.

2. Музейная педагогика. Музеи, играя неоспоримую роль в сохранении объектов исторического и культурного наследия, являясь средством культурно-образовательной и просветительской деятельности, реализует следующие функции:

Образовательная (просветительская) – заключается в формировании у человека (ученика) понятийного аппарата в результате взаимодействия с объектами в условиях музейной среды, получении информации об истории и культуре родного края и народов страны проживания, создании мотивации учащихся в процессе обучения;

Воспитательная – прививание патриотизма, ценностного отношения к объектам исторического, культурного и природного наследия, уважения к культуре и истории своей страны и других народов;

• Развивающая – появление у человека способности к самостоятельному поиску информации из первоисточников в процессе общения с объектами наследия; развитие логического мышления, творческого воображения, навыков самостоятельной работы;

• Социализирующая – преобразование приобретённого социально-культурного опыта в личностные нравственные установки и ценностные ориентиры.

Таким образом, музейная педагогика ориентирована на передачу культурного опыта через просветительский и воспитательный процессы в условиях музейной среды.

3. Экскурсионная деятельность. Образовательная функция экскурсий выполняет важную функцию в процессе получения объективных знаний по различным отраслям науки. Воспитательная функция экскурсий заключается в воздействии на проявление самостоятельности, индивидуального творческого подхода. Актуализация экскурсионной деятельности неизбежно способствует усилению мероприятий, направленных на сохранение исторических и культурных объектов на территории, подъёму культурного уровня народа, увеличению посещаемости музеев.

Подводя итог, необходимо ещё раз отметить, что сохранение историко-культурного наследия является глобальной проблемой в условиях современности, так как памятники культуры представляют собой культурный, духовный, экономический и социальный капитал уникальной ценности. Действия по укреплению в обществе духовно-нравственных норм и ориентиров непосредственно связаны со взаимодействием культуры и общества. Поэтому нельзя допустить, чтобы объекты исторического и культурного наследия были безвозвратно утрачены.

Знание прошлого - ключ к пониманию и настоящего, и грядущего. Человек, не знающий прошлого, не имеет и будущего. Крайне важно услышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося тысячелетиями.

В свое время академик Д. С. Лихачев написал замечательные строки: «Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

И сегодня эти слова звучат как никогда актуально.

Публикации по теме:

Формирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей РодиныФормирование чувства патриотизма у детей, через сохранение и изучение культурно-исторического наследия своей Родины Целью современного дошкольного образования является воспитание «человека культуры», развитие личности ребёнка, способного к свободному творчеству.

Фото и видеоотчет об участии в проекте, посвященном году культурного наследия народов России, в центре помощи семье и детямФото и видеоотчет об участии в проекте, посвященном году культурного наследия народов России, в центре помощи семье и детям Доброе время суток, дорогие друзья! 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.

Фотоотчет о совместном с библиотекой мероприятии «Люблю тебя, моя Россия» к году культурного наследия РоссииФотоотчет о совместном с библиотекой мероприятии «Люблю тебя, моя Россия» к году культурного наследия России В начале мая мы провели совместно с библиотекой мероприятие, приуроченное году культурного наследия России под названием «Люблю тебя, моя.

Сценарий закрытия Года культурного наследия народов РоссииСценарий закрытия Года культурного наследия народов России Сценарий праздника, посвященного закрытию Года культурного наследия народов России «Достояние нашей земли». Дети входят под музыку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Сохранение исторического и культурного наследия для воспитания и образования»
Опубликовано: 20 января 2025 в 11:59
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Сохранение исторического и культурного наследия для воспитания и образования»» (включая файлы) размещена пользователем Горюшко Елена (УИ 2705786) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД