Елена Волохова
Развитие творческих и иных способностей детей дошкольного возраста при помощи пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из направлений образовательной области дошкольного обучения является художественное творчество, целью которого является формирование интереса к самовыражению, эстетической стороне действительности.
Творчество – способ выражения и развития индивидуальности, который обеспечивает адаптацию к новым жизненным условиям.
Публикация «Развитие творческих и иных способностей детей дошкольного возраста при помощи пластилинографии» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Зарубежный и отечественный опыт преподавания детям дошкольного возраста показывает явную необходимость в использовании новых форм изобразительной деятельности для создания заинтересованности детей в процессе обучения, у многих из них при этом есть потенциал обладания большей эффективностью в целях развития ребёнка в сравнении с традиционными формами. Одной из таких является пластилинография.
Пластилинография – сравнительно новый вид изобразительной деятельности, нетрадиционная гибридная форма рисования и лепки. Пластилинография представляет собой создание лепных композиций с изображением относительно выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной плоскости, с применением нетрадиционных материалов и техник.
Предполагается, что занятия пластилинографией создают условия для воспитания и развития у детей нравственных и эстетических качеств в обстановке творческой свободы, мотивируют выражение индивидуальности в работах дошкольников, улучшают координацию и мелкую моторику рук. В дополнение оказывается позитивное влияние на психическое развитие: воображение, восприятие, наглядно-образное мышление. Основой для развития этих психических процессов является образное эстетическое восприятие, воображение человека зависит от богатства и разнообразия его опыта.
При выполнении работ техникой пластилинографии распространены следующие явления: использование для декорирования поверхности бисера, семян и другого природного материала; изображение пейзажа графически, а пластилинография используется для деталей переднего плана; нагревание пластилина теплой водой в медицинских шприцах (без игл) для выдавливания и создания тонких узоров, используемых в композиции как составная часть.
Примерами форм проводимой работы с детьми для усвоения данного вида изобразительного искусства являются: совместная работа с преподавателем и их самостоятельная деятельность; рассматривание иллюстраций поделок, другого информационного материала по теме; рассматривание книг, репродукций, предметов народного искусства; экспериментирование с материалом, цветом, расположением композиции и её частей; изготовление поделок, организация выставок работ с применением пластилинографии и техник объёмной лепки; чтение художественной литературы; дидактические игры.
На подготовительном этапе ознакомления с пластилинографией дошкольники начинают использовать изученный материал на практике, осваивают работу на ограниченном пространстве и методы работы с пластилином, улучшая мелкую моторику.
На основном этапе работы воспитанники обучаются аккуратной работе с пластилином, способам придания работе выразительности, умению не выходить за контур рисунка, размазыванию пластилина по всему рисунку и использованию нескольких цветов. Воспитатель выявляет особенности и векторы творческого развития детей; обучает их работе в команде для сплочения коллектива; развивает интерес к процессу творчества и его плодам, обучает действовать в целях достижения результата и принимать задачу, выполнять инструкции воспитателя (словесное указание; работа по образцу); обучает основным приёмам пластилинографии (отщипывание, вдавливание, надавливание, размазывание и др., а также передаче образа предметов, работе на заданном пространстве, навыкам аккуратной работы с пластилином.
Итоговым этапом считается обучение самостоятельному выполнению заданий, решению творческих задач с опорой на свой опыт и отношение к содержанию. К этому времени дети уже умеют создавать композиции при помощи объединения в них созданных предметов и используют разнообразные материалы и техники для работы.
В заключение важно отметить, что для реализации креативной свободы дошкольников необходимо отводить на занятии время изучению техники лепки наравне с творческими задачами, поскольку возможность воплощения замысла ребёнком напрямую связана с практической способностью реализации в конкретной технике. Чем больше технических и изобразительных приёмов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его работа.