Папки-передвижки

Развитие связной речи у дошкольников с помощью синквейна (1 фото)

Надежда Иванченко
Развитие связной речи у дошкольников с помощью синквейна
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи у дошкольников с помощью синквейна

Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь является важнейшим средством общения и вершиной познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу деятельности.

Публикация «Развитие связной речи у дошкольников с помощью синквейна» размещена в разделах

В логопедической практике накоплено достаточное количество различных методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы:

-совершенствованию мыслительных и познавательных способностей,

-развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников.

А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?» И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи.

Для решения этой задачи, в своей работе с детьми я использую образовательную технологию «Дидактический синквейн».

Что же такое СИНКВЕЙН?

Синквейн - это необычное стихотворение, маленький рассказ, написанный по определенным правилам.

Синквейн в переводе с французского - «пять строк» пятистрочная строфа стихотворения.

Это технология, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стал использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА

Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку.

1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?

Изучая эту тему, я обнаружила, что подобную методику я использую в своей практике уже более 20 лет, только название у нее обычное – «Резиночка». Еще во время обучения в педагогическом училище №1 г. Ростова-на-Дону нам было рекомендовано использовать в развитии речи дошкольников своеобразный прием – «резиночка», который почти полностью схож с инновационной методикой «Синквейн». Суть «Резиночки» - это своеобразное «растягивание» словосочетания.

Поскольку дошкольники не умеют еще писать и читать, то в своей работе я использую картинки. Например, на первом этапе я показываю ребенку картинку с изображением цветка. Задаю вопрос: это что? – цветок, отвечает ребенок. Цветок какой? Ребенок обычно называет цвет. Предлагаю повторить уже 2 слова, т. е. словосочетание. Затем предлагаю добавить еще слово или 2. Озвучивая при этом: Красный цветок + 1 (+2). Ребенок должен повторить словосочетание, добавив заданное количество слов. Красивый, большой красный цветок.

После прилагательных учимся добавлять глаголы: Распустился красивый, большой красный цветок. Далее, задаю ребенку вопрос: Где распустился? На поляне распустился красивый, большой красный цветок. На какой поляне? – На лесной поляне распустился красивый, большой красный цветок.

У ребенка развивается речь, память, мышление. В процессе освоения данной методики у дошкольника также совершенствуется навык счета. Её можно использовать во время различной деятельности детей: во время игры, во время художественного творчества, во время прогулок.

Как показывает практика, дети учатся составлять предложения от простого к сложному, используя в речи существительные, прилагательные, глаголы, предлоги. На завершающем этапе дошкольник может составить небольшой рассказ, отвечая на один вопрос воспитателя: Что ты можешь рассказать о цветке?

Можно сделать вывод: все новое – это хорошо забытое старое! Предлагаю педагогам использовать в своей работе такую замечательную методику.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Развитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗРазвитие связной речи арт-терапевтическими технологиями у детей с ОВЗ Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Проблема развития связной речи у дошкольников является очень актуальной. Под.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Автор публикации:
Развитие связной речи у дошкольников с помощью синквейна
Опубликовано: 28 ноября 2022 в 22:09
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у дошкольников с помощью синквейна» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Иванченко (УИ 505395) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД