Надежда Иванченко
Развитие связной речи у дошкольников с помощью синквейна
▼ Скачать + Заказать документы
Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь является важнейшим средством общения и вершиной познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу деятельности.
Публикация «Развитие связной речи у дошкольников с помощью синквейна» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
В логопедической практике накоплено достаточное количество различных методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе.
Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы:
-совершенствованию мыслительных и познавательных способностей,
-развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников.
А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.
Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?» И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи.
Для решения этой задачи, в своей работе с детьми я использую образовательную технологию «Дидактический синквейн».
Что же такое СИНКВЕЙН?
Синквейн - это необычное стихотворение, маленький рассказ, написанный по определенным правилам.
Синквейн в переводе с французского - «пять строк» пятистрочная строфа стихотворения.
Это технология, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стал использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ СИНКВЕЙНА
Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку.
1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).
В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?
В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?
В четвертой строке — ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?
Изучая эту тему, я обнаружила, что подобную методику я использую в своей практике уже более 20 лет, только название у нее обычное – «Резиночка». Еще во время обучения в педагогическом училище №1 г. Ростова-на-Дону нам было рекомендовано использовать в развитии речи дошкольников своеобразный прием – «резиночка», который почти полностью схож с инновационной методикой «Синквейн». Суть «Резиночки» - это своеобразное «растягивание» словосочетания.
Поскольку дошкольники не умеют еще писать и читать, то в своей работе я использую картинки. Например, на первом этапе я показываю ребенку картинку с изображением цветка. Задаю вопрос: это что? – цветок, отвечает ребенок. Цветок какой? Ребенок обычно называет цвет. Предлагаю повторить уже 2 слова, т. е. словосочетание. Затем предлагаю добавить еще слово или 2. Озвучивая при этом: Красный цветок + 1 (+2). Ребенок должен повторить словосочетание, добавив заданное количество слов. Красивый, большой красный цветок.
После прилагательных учимся добавлять глаголы: Распустился красивый, большой красный цветок. Далее, задаю ребенку вопрос: Где распустился? На поляне распустился красивый, большой красный цветок. На какой поляне? – На лесной поляне распустился красивый, большой красный цветок.
У ребенка развивается речь, память, мышление. В процессе освоения данной методики у дошкольника также совершенствуется навык счета. Её можно использовать во время различной деятельности детей: во время игры, во время художественного творчества, во время прогулок.
Как показывает практика, дети учатся составлять предложения от простого к сложному, используя в речи существительные, прилагательные, глаголы, предлоги. На завершающем этапе дошкольник может составить небольшой рассказ, отвечая на один вопрос воспитателя: Что ты можешь рассказать о цветке?
Можно сделать вывод: все новое – это хорошо забытое старое! Предлагаю педагогам использовать в своей работе такую замечательную методику.