Айыына Егорова
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством олонхо. Изучение якутского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством олонхо Константина Туйаарыского «Быыра Баадьай»
Выполнила: Егорова Айыына Степановна
Воспитатель
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Родной язык в становлении личности ребенка–дошкольника является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством олонхо, Изучение якутского языка» размещена в разделах
- Олонхо. Фольклор Якутии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Республика Саха. Якутия
- Старшая группа
- Темочки
Приобщение детей к ценностям якутского фольклора – сложный процесс с характерными особенностями, в котором опора на жанровую специфику, учет психологии и этапов развития ребенка, восприятия им эстетической природы олонхо являются ключевыми составляющими в разработке методики изучения эпоса народа саха в детских садах.
Исследователи олонхо саха И. В. Пухов, Сивцев Д. К – Суорун Омоллоон, А. Д. Слепцова, Е. П. Чехордуна, Г. У. Эргис и другие раскрыли педагогический потенциал олонхо и пришли к выводу, что содержание героического эпоса глубоко и содержательно, что может использоваться с большой эффективностью в развитии связной речи дошкольников.
Олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю и т. д.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей старшего
дошкольного возраста
• Предмет исследования: педагогические условия по развитию связной
речи у детей старшего дошкольного возраста посредством олонхо
Константина Туйаарыского «Быыра Баадьай».
• Цель исследования: создать педагогические условия развития связной
речи у детей старшего дошкольного возраста посредством олонхо
Константина Туйаарыского «Быыра Баадьай».
• Гипотеза: мы предполагаем, что развитие связной речи у детей старшего
дошкольного возраста будет более эффективным, если:
- разработать программу и составить перспективный план занятий кружка
«В мире олонхо» по развитию связной речи;
- провести сюжетно-ролевые, настольные, подвижные игры, творческие
задания по описанию внешности богатыря, спектакли по мотивам олонхо К.
Туйаарыского «Быыра Баадьай», направленные на развитие связной речи у
детей;
- использовать наглядный материал по мотивам олонхо К. Туйаарыского
«Быыра Баадьай» : презентации, иллюстрации художников, авторские куклы.
Задачи исследования:
- провести анализ литературы по проблеме исследования;
- выявить основные методы изучения олонхо для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста;
-экспериментально апробировать разработанную систему занятий «В мире олонхо» в процессе развития связной речи у детей;
-проверить эффективность разработанной методики изучения олонхо на занятиях по развитию связной речи дошкольников.
Новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении и обосновании роли олонхо Константина Туйаарыского «Быыра Баадьай» в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста и разработке методики их использования.
Практическая значимость. Результаты исследования могут использоваться в практической работе воспитателями детских садов.
База исследования: МБДОУ «ЦРР детский сад №1 «Хатынчаана» села Аппаны, Намского улуса Республики Саха (Якутия).
ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Констатирующий: изучение психолого–педагогической литературы по теме исследования, определение основополагающих понятий темы исследования, проведение педагогического мониторинга развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Формирующий: анализ результатов педагогического мониторинга, внедрение проекта по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством изучения олонхо Константина Туйаарыского «Быыра Баадьай».
Контрольный: сравнительный анализ результатов развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством изучения олонхо.
Программа «В мире олонхо» по развитию связной монологической речи путем изучения олонхо Константина Туйаарыского «Быыра Баадьай»
Цель программы: Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление и приобщение с якутским героическим эпосом олонхо.
Задачи программы развития связной речи :
развитие познавательной речевой активности; умений говорения, слушания, пересказа;
развитие умения составлять описательные рассказы о предметах;
развитие умения составлять рассказы по картинкам, по наблюдениям;
обогатить словарь детей посредством знакомства с олонхо;
развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих.
Тематическое планирование в старшей группе рассчитано на одно занятие в неделю на протяжении учебного года, длительность одного занятия 25 минут.
На формирующем этапе эксперимента полностью реализовали программу «В мире олонхо», где проведено 34 занятия в течение одного года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На формирующем этапе мы разработали программу развития связной речи «В мире олонхо» для детей старшего дошкольного возраста, экспериментально апробировали разработанную систему занятий по данной программе. Проведено 34 занятия в течение одного года. Основной целью программы является развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление и приобщение с якутским героическим эпосом олонхо «Быыра Баадьай» К. Туйаарыского.
В процессе проведения эксперимента дошкольники экспериментальной и контрольной группах обучались по одной программе, но к испытуемым экспериментальной группы были применены методы и приёмы по развитию связной речи детей посредством изучения олонхо. В результате применения системы развивающей работы посредством олонхо произошла положительная динамика уровней развития связной речи у детей в экспериментальной группе. Это подтверждено результатами контрольного эксперимента.
Полученные на контрольном этапе результаты позволяют подтвердить предположение о том, что приобщение детей к ценностям фольклора – сложный процесс с характерными особенностями, в котором опора на жанровую специфику, учет психологии и этапов развития ребенка, восприятия им эстетической природы жанров являются ключевыми составляющими в разработке методики изучения устного народного творчества в детских садах.
В проведенном теоретическом и экспериментальном исследовании использование олонхо народа саха в жанровом разнообразии предстает как этнокультурный образовательный феномен, оригинальная система народного воспитания.
Таким образом, в результате нашего исследования нам удалось показать эффективность целенаправленного ознакомления с олонхо в процессе развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, следовательно цель нашего исследования была достигнута. Можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в основу исследования, нашла свое подтверждение. Для достижения поставленной цели заявленные в исследовании задачи решены.