Марина Майорова
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Только в игре ребенок познает мир, готовится к дальнейшей жизни, выражает свои основные потребности, приобретает навыки общения и активно развивает психические процессы. Речь является одним из познавательных психических процессов. С каждым годом растет число детей с нарушениями речи. Одной из причин этой проблемы является то, что из жизни детей уходит игра со сверстниками, в которой нужно общаться. На смену сюжетно-ролевой игре приходит виртуальная реальность, где не надо договариваться и строить взаимоотношения. Речь и сюжетно-ролевая игра неразрывно связаны между собой.
Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра, и прежде всего сюжетно–ролевая игра, оказывает положительное воздействие на становление речи. В процессе сюжетно-ролевой игры дети вынуждены общаться друг с другом, комментировать свои действия. Это, несомненно, совершенствует диалогическую и монологическую речь дошкольника, обогащает словарь ребенка, формирует его грамматический строй речи. Но, надо признать тот факт, что современные дети перестают играть в сюжетно-ролевые игры. Причин этого, по моим наблюдениям. несколько:
1) дети вообще перестают играть друг с другом из-за болезненного пристрастия к различным гаджетам, то есть у них теряется потребность в общении;
2) современные родители зачастую не желают играть с детьми и отказываются общаться, ссылаясь не хватку времени ;
3) в настоящее время дети перестали играть во дворах (лет двадцать назад в каждом дворе собирались разновозрастные группы ребят и старшие обучали младших игровым традициям.
Дети перестают играть, а их речь становится более примитивной. Возрастает количество дошкольников с различными логопедическими нарушениями.
Очень действенным методом в развитии связной речи может стать сюжетно-ролевая игра. В условиях ДОУ детей обязательно нужно учить играть. Человек, который не работает в детском саду наверняка спросит: "Зачем учить ребенка играть? Это должно быть у него врожденным!". Но ученые доказали, что роль взрослого в развитии ребенка неоценима.
Чтобы игра была интересной и продолжалась в течении определенного времени нужно взять на себя роль и придерживаться содержание игры. Эльконин говорил о том, что ". Центральным моментом, объединяющим все остальные стороны, является роль, которую берет на себя ребенок. Она не может быть осуществлена без соответствующих действий. Ребенок именно потому является кассиром, что он продает билеты, начальником станции — потому что он объявляет об отправлении поезда и дает разрешение на отправление машинисту, буфетчиком — потому что продает печенье, и т. д. " ". Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. "
А если ребенок не имеет представления об определенной деятельности взрослого человека, которую он собирается прожить в игре? Наверное, в таком случае у ребенка не возникает потребности воспроизводить эту деятельность. Дошкольники изображают то, что часто наблюдают: домашний быт, поездку в "Макдональдс "или посещение педиатра в поликлинике. Поэтому в такие сюжетно-ролевые игры как "Дочки-матери", "В поликлинике", "Кафе" дети начинают играть самостоятельно. Но если ребенок не был в цирке, то в цирк он играть не будет.
Бывает, что и знакомые сюжеты детьми не воспроизводятся, если они, не заинтересовали, не увлекли. Значит дошкольникам сначала надо показать деятельность взрослых в определенной сфере (экскурсия, беседа с картинками, презентациями и т. д., потом проиграть со взрослым несколько раз и только потом, если эта деятельность затронула детей, они будут играть самостоятельно. Чтобы дети играли в сюжетно-ролевые игры, чтобы их речь становилось более осмысленной и красивой, чтобы ребята испытывали потребность в общении, надо педагогу приложить к этому определенные усилия. Объяснить родителям важность новых впечатлений для развития их детей. Познакомить самих детей с определенной деятельностью взрослых. С помощью художественной литературы, мультфильмов, бесед и презентаций закрепить и расширить знания детей, а потом совместно с детьми проиграть определенный сюжет, взяв на себя какую-то роль. И только после этого у детей может возникнуть желание играть в эту сюжетно-ролевую игру самостоятельно, если им интересен сам сюжет.
Практика показывает, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение в формировании связной речи детей. Когда ребенок берет на себя роль, он вынужден говорить за того, кого он изображает. В сюжетно-ролевой игре всегда должен быть партнер. Если есть продавец, то должен быть покупатель, парикмахер предполагает, что должен быть в игре клиент, брать на себя роль врача не имеет смысла, если нет "больного". Поэтому в сюжетно - ролевой игре ребенок вынужден общаться, что подразумевает совершенствование разговорной речи и обогащение словарного запаса. Многолетняя работа с детьми позволяет сделать вывод: если у детей проблемы с речью, надо их вовлекать в сюжетно-ролевые игры, так как такие игры помогают корректировать и обогащать речь любого ребенка.